Статья «Развитие критического мышления учащихся в условиях современного урока»
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Г.Е.Казкенова, учитель русского языка и литературы высшей категории
КГУ «Школа-лицей №16 отдела образования города Павлодара»
Республики Казахстан
Критическое мышление – принципиально важный и необходимый навык для человека новейшего времени. Проявляется всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов и принятия решения. Формируется на основе использования когнитивных техник или стратегий, увеличивающих вероятность получения желаемого конечного результата. Обычное мышление, в котором знание усвоено и принято как истина, транспонируется в критическое мышление, в котором новое знание перемещено в критерии принятия решения. Иначе, критическое мышление представляет собой мышление о мышлении.
Критическое мышление (КМ) – одно из ключевых понятий современной педагогики, потому и актуально в условиях обновленного казахстанского образования. Обучение в ХХI веке направлено не на усвоение суммы знаний, а на «изготовление» собственных суждений, на формирование умения не принимать на веру ни одно утверждение без доказательств, быть открытым новым идеям и методам их реализации.
Рассматриваемая категория «критический» означает концентрацию мышления на процессе решения определенных проблем или вопросов. Термин известен из работ Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.Выготского; в профессиональном языке педагогов интерпретируется как «дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в ходе наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям», проявляется всякий раз, когда «происходит процесс рассуждения, формулировки выводов и решения проблемы» [1]. Это тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [2].
КМ основано на законах мышления. Человек мыслит образами, образно воспринимает мир, переходя от одного образа к другому. Возникает некий коридор мышления. Образы проявляются в разных ситуациях. Чтобы в них эффективно действовать, нужен алгоритм. Алгоритм – цель образа. Их много в голове человека, одними он пользуется часто, другими – реже, порой даже и забывает. В основном, поведение человека обусловлено определенной модальностью, поэтому зачастую он мыслит и действуем стереотипно, не видя спрятанные в уголках своего мозга алгоритмы нестандартного решения ситуации. Нужны создавать такие условия на уроке, чтобы эти алгоритмы активизировались. Стратегии, используемые учителем на уроке, являются, по сути, планом развития навыка критического мышления ученика. Одним словом, понятие «критическое мышление» можно представить через следующую картинку: критически мыслящий ученик способен сам ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов на них. Он не довольствуется фактами, а вскрывает причины и последствия этих фактов, он способен поставить под сомнение общепринятые истины, способен на выработку своей точки зрения по определенной проблеме и защиту этой точки логическими доводами. Знания его системны: каждое новое знание встраивается в его прежнее знание. Безусловно, чтобы воспитать критически мыслящего ученика, нужна соответствующая структура учебного занятия.
Композиция урока, направленного на формирование критического мышления, такова: прогнозирование (побуждение интереса к информации урока) – аккумуляция знаний (переосмысление предыдущих знаний) – консолидация знаний (встраивание новых знаний в систему предыдущих) – рефлексия по поводу собственных действий на уроке.
Уже на первом этапе создаются условия для развития критического мышления. Учитель посредством специальных приемов и методик способствует активизации мыследеятельности учащихся, которые вспоминают все, что когда-то слышали, знали, читали по проблеме урока, ощущая при этом недостаточность имеющихся знаний, пытаются предугадать, предсказать тему, содержание, дальнейший ход урока, его результат. В самом начале создается атмосфера поиска значений урока. Учитель предлагает ученикам предположить: «Какова тема урока? Что вы ожидаете от урока? Что значит для вас эта тема? Как данная тема поможет вам достичь основной цели жизни? Что случится, если данная тема не будет усвоена вами?» Важно уяснить, что изучаемое на уроке личностно важно, необходимо не только в рамках данного урока. В этот момент урок вступает в следующую стадию – стадию аккумуляции знаний: ученики актуализируют прежние знания и умения, соотносят их с тем, что они узнают на уроке и в какие отношения это новое вступит с прежними знаниями. На третьем этапе происходит консолидация знаний – систематизация знаний: новые знания объединятся с предыдущими, станут прочными и осознанными. На этапе рефлексии происходит «разворот» ученика на самого себя: он в начале урока и в конце урока – усвоил или не усвоил, если последнее, то почему, что явилось помехой, как следует исправить, кто/что ему поможет.
Основное методическое средство урока – учебный текст как основа для создания обучающей и речевой среды. Текст несет определенную интеллектуальную информацию, представляет собой образец связности, цельности и правильности с точки зрения грамматики. Работа с учебным текстом предусматривает письменную фиксацию учебной информации. Но это не традиционные конспекты, а интерпретируемый в соответствии с собственным опытом, мировоззрением самостоятельный текст ученика. Самый «говорящий» пример для этого – прием INSERT. Ученик еще при чтении текста, работая простым карандашом, проставляет на полях статьи значки, которые отражают его классификацию каждого тезиса: «Я это знал» (V), «Это новое для меня» (+), «Я не согласен» (–), «Я не понял» (?). После такого прочтения статьи школьником составляется Индивидуальная таблица INSERT, где он в соответствии со своими значками выписывает ключевые тезисы статьи по 4 группам: V, +, –, ? Каждый тезис осмыслен учеником относительно собственного сознания и мышления. Он фиксирует, какая информация для него знакомая, какие сведения новы, какие – вызывают сомнение, противоречивы, а какие требуют дополнительных пояснений. Он наблюдает учебный материал, анализирует его и свой опыт, делает выводы и оценивает, формулирует проблемы и ищет пути их решения. Ученик становится в активную позицию по отношению к учебной информации, своим и новым знаниям. Примером работы с использованием методов КМ может быть изучение темы «Степени сравнения наречий» по русскому языку в 7 классе. Школьники осваивают новые знания по теме урока на базе имеющегося представления о понятии «степень сравнения», сформированных умений формообразования сравнительной и превосходной степени из программы 6 класса по теме «Степени сравнения имени прилагательного». Учащиеся также знают: только качественные прилагательные могут иметь формы степеней сравнения и образовывать наречия на -о (-е). В этот личностный опыт и встраиваются новые знания и умения, формируются навык критического отношения к учебной информации. Вот так выглядит Индивидуальная таблица INSERT по теме «Степени сравнения наречий, образованных от качественных прилагательных», составленная учеником А (Таблица 1)
Таблица 1
Степени сравнения наречий. Индивидуальная таблица INSERT
Я это знал | Это новое для меня | Я не согласен | Я это не понял |
1. Степени сравнения могут иметь наречия, образованные от качественных прилагательных на -о(-е) 2.Две степени сравнения: сравнительная и превосходная. 3.Степень проявления признака в большей или меньшей мере. 4. Две формы у каждой степени сравнения: простая и составная. 5.Простая сравнительная – суффиксы: -ей (-ее), -ше, -е; составная сравнительная: более (менее) + исходное наречие. 6.Составная превосходная: всего (всех) + простая форма сравнительной степени. | 1.Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов: -ейше (-айше) 2.Омонимичные формы прилагательного и наречия в степени сравнения различаются –по вопросу: каков? (прилагательное), как? (наречие) –по синтаксической роли: соответственно сказуемое и обстоятельство, –по общему грамматическому значению. 3. НЕ с наречиями в степени сравнения пишется раздельно: не меньше, не хуже всех. | Простая форма превосходной степени употребляется в обычной речи (обиходной - ?) редко, чаще встречается в книжной речи, например, покорнейше, нижайше, строжайше, глубочайше. Есть же часто употребляемые выражения: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. | Простая форма превосходной степени прилагательного образуется при помощи суффикса -ейш- (-айш-), эта же форма наречия образуется при помощи суффикса -ейше (-айше). Здесь все-таки один или два суффикса: -ейш и -е (-айш и -е)? |
Итак, освоение темы данного урока происходит в несколько приемов: методом «помет», в виде классификационной таблицы сначала режиме индивидуальной мыслительной деятельности, затем – парной и групповой форме сотрудничества. Маркировочная таблица учащихся может быть разной, ведь степень запоминания материала, владения знаниями у них неодинакова: одни хорошо усвоили тему «Степени сравнения прилагательного» в 6 классе, другие – недостаточно. Проговаривая в группе результаты своей индивидуальной деятельности, ученики делятся друг с другом знаниями, переосмысливают личный опыт, соотносят свой потенциал с потенциалом партнера по группе. Один этот пример обучения в режиме критического мышления наглядно иллюстрирует то, как обеспечивается прочность знаний, развиваются умения самостоятельно работать с информацией, взаимодействовать в сотрудничестве со сверстниками в группе, принимать ответственные решения по проблеме урока, презентовать результаты своего учебного труда и оценивать их. Ученики усваивают не просто сумму знаний и умений, а комплексную процедуру получения, осмысления и присвоения их, овладевает практическим навыком применения знаний и умений вне школы. Стратегии, обучающие умению работать с информацией (Кластер, INSERT, Классификационная таблица, Карта памяти и прочие), формируют необходимый для жизни навык работы с информацией любого порядка.
Стержнеообразующим компонентом урока в режиме КМ являются задания, вопросы высокого и низкого порядка. В практике урока широко используется таксономия Б.Блума: задания классифицируются на 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Данные уровни, в свою очередь, делятся на уровни высокого и низкого порядка.
Вопросы низкого порядка (знание, понимание) обеспечивают учеников базовыми знаниями, которые способствуют решению заданий более высокого порядка. Учащиеся глубоко погружаются в тему, чтобы «присвоить» материал. Ведь понимание – это «процесс, при котором поверхностная структура преобразуется в глубинную» [2]. Усилив способность учащихся глубоко понимать смысл темы, можно научиться сравнивать, анализировать, синтезировать, оценивать ситуацию и принимать решение. Именно выполнение заданий высокого порядка обеспечивает открытие нового знания.
Таксономия Блума хорошо технологизирована: для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых начинается само задание; определены операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания [4].
Примеры учебных заданий по таксономии Блума
1.Создай алгоритм определения рода прилагательного, запиши или зарисуй его (Синтез).
2. Оцени письмо твоего сверстника бабушке: «Здравствуй, бабушка! Как твое здоровье? У меня закончились каникулы. Я был с родителями в Астане. Мы посетили музеи, центры, в кинотеатре смотрели фильм. Я ходил на каток. По вечерам читали книгу. Эти каникулы я запомню надолго!». Как изменишь письмо, чтобы оно стало выразительным? (Оценка).
3. Составь инструкцию к игре «Третий лишний», используя слова с чередованием звуков в корне. (Оценка).
4. Предложи вариант объявления о классном собрании, употребив обособленные уточняющие члены предложения (Синтез).
5. Предложи план ответа по теме «Обращение», включив все сведения о понятии. (Синтез).
6. Установи связь между словами логос, диалог и монолог, записав ответ в виде «Арабской грамоты» (Применение).
7. Напиши интервью на тему «Какие качества делают человека современным». (Синтез).
8.Идентифицируй слова со значением действия предмета среди одинаковых слов 1.Снежное покрывало покрывало поле. 2. Стою на нашем берегу / Покой границы берегу. 3.Со стекла стекла вода. 4.На то и печь, чтобы в ней печь. (Анализ)
9. Проиллюстрируй правильные ответы в примерах, соединив их при помощи стрелок. (Понимание).
Суффиксальный ТЮЗ
Приставочный завуч
Приставочно-суффиксальный прилетел
Сложение ворчун
Сложносокращенный подоконник
10. Распознай синтаксическую функцию слова «звёзды» в стихотворении А.Блока, идентифицируй обращение и докажи свой выбор (Знаки не расставлены). Аргументируй роль слова «звезда» в поэтике стиха. (Синтез).
«Звёзды, звёзды
Расскажите причину грусти!»
И на звезды смотрит.
«Звёзды звёзды
Откуда такая тоска?»
И звёзды рассказывают.
Все рассказывают звёзды.
Сегодня недостаточны только предметные знания, необходимы метапредметные знания и умения. Человек ХХI века должен уметь отвечать на следующие вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?». Важно научить ученика задавать вопросы. В процессе формулирования вопросов он интерпретирует изученный материал, вникает в его содержание, понимает смысл изученного, запоминает его. Прочно владея знаниями, ученик способен разбить материал на составляющие, осознать принцип организации целого, извлечь какие-либо элементы, скомбинировать их и получить нечто новое (творческая работа). Оценочный уровень ученика характеризуется способностью судить на основе критериев.
Ни один президент, ни одно правительство, по словам Уинстона Черчилля, не имеет такую власть, как учитель. В его власти – умение создать комфортную для ученика образовательную среду, когда каждый работает в своем темпе, адекватно оценивает свои силы и возможности, свою деятельность в пределах своих потребностей, сотрудничает в ходе учения со сверстниками. Вместе с тем созданы условия для развития личностного, интеллектуального потенциала школьника. В этом и заключается назначение урока развития критического мышления школьника – максимально влиять на развитие индивидуальности ребенка. Грамотный, вооруженный конкретным инструментом для получения знаний самостоятельно, ученик будет способен учиться всю жизнь, учение станет для него образом жизни, необходимой жизненной потребностью. Критически мыслящий ученик умеет сотрудничать, организовывать деятельность и руководить ею, он инициативен и уважает своих сторонников и оппонентов, открыт и восприимчив к новому, готов реализовать себя в быстро меняющемся мире.
Список использованной литературы
1.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год, С.115-116.
2.Дайана Халперн. Психология критического мышления, 4-е международное издание, http://lib.rus.ec/b/214789/read
3.Филатова Н.Е. Тест оценки критического мышления (КМ) для 7-миклассников, http://psyhoinfo.ru 4. Рудик Г.А. Компетентностный подход в образовании, Центр современной педагогики «Образование без границ» (Монреаль, Канада), 2012 год, С.83-89.
Волкова Светлана Ивановна