Доклад «Развитие логического мышления учащихся 4 класса на основе использования специальной системы учебных заданий (с шахматным содержанием)»

0
1
Материал опубликован 10 December 2022

27

 

«Развитие логического мышления учащихся 4 класса на основе использования специальной системы учебных заданий

(с шахматным содержанием)»

 

Введение

 

Начальное общее образование нацелено помогать педагогу реализовывать способности каждого ученика и создавать такие условия, в которых развитие младших школьников осуществлялось бы в индивидуальном порядке.

Разнообразие образовательного процесса очень важно в начальной школе, ведь, чем обширнее выбор заданий, игр, задач, упражнений, тем легче раскрывать индивидуальность личности ребенка, для того что бы в дальнейшем можно было направить и скорректировать его дальнейшее развитие с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, делая упор на природную активность.

Сейчас, в настоявшее время, в эпоху развития новых технологий, очень важно развитие логики человека. Потому, что обществу не хватает людей, способных логически, глубоко и самостоятельно мыслить. Только такие люди совершают прорывы в экономике, науке, экологии и продвигают общество вперед. Ребенок развивается с первых дней жизни дома, потом в детском саду. Но в начальной школе закладываются первые знания и умения, способствующие развитию логического мышления. Первый учитель, как никто другой, должен помогать ребенку в развитии мыслительных операций.

Младший школьный возраст располагает существенными резервами развития. В данном возрасте у детей начинается перестройка всех их познавательных процессов. Поэтому именно младший школьный возраст является самым продуктивным для развития логического мышления [5].

Нынешние первоклассники буквально уже через 10-11 лет столкнутся с теми вызовами реальности, которые сейчас пока только прогнозируются. По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив и Сколково, разработавших «Атлас новых профессий 3.0», который вышел в конце 2021 года, нам и нашим детям важны будут «надпрофессиональные» навыки. Творческий подход и уникальность останутся ключевыми ценностями. Важной будет способность критически и системно мыслить, быть гибким и открытым к изменениям. Ключевым навыком десятилетия станет логико-математическое мышление, дополненное опытом работы с контентом и анализом данных [2].

Поэтому задача каждого современного учителя начальных классов обучить, воспитать и развить ребенка так, чтобы он мог учиться, добывать знания, мыслить критически, начиная с младшей школы.

Обучающиеся перед школой имеют наглядно-образный тип мышления, когда задания лучше воспринимаются с помощью картинок, схем и моделей. Потому, что дети наглядно могут увидеть, посмотреть потрогать объект размышлений. Абстрактным мышлением дети овладевают к 8-10 годам.

С первого класса обучающимся для лучшего усвоения материала необходимы навыки логического мышления. В начальной школе чаще всего используют задания, не требующие логики, поэтому логическое мышление развито недостаточно, именно это и указывает на актуальность проблемы.

Безусловно, математика является предметом, на котором логическое мышление развивается лучше всего. Предметом изучения математики являются отвлеченные понятия и закономерности, поэтому она способствует развитию мышления.

Мышление младших школьников изучали разные педагоги и психологи: Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Б. Инельдер, П.П. Блонский, Ф. Тайсон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Г.С. Овчинников, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, и другие.

В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида [11].

В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере [13].

Проблема заключается в том, что ученикам уже в 1-м классе для наиболее полного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Но исследования показывают, что даже во 2-м классе приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий, владеет очень маленький процент учащихся.

Благодаря исследованиям Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы видим, что логические операции лучше развиваются в младшем школьном возрасте. Развитие зависит от того как организуется работа с обучающимися, необходимо целенаправленно и систематически проводить развивающую работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что логическое мышление младших школьников развивается с помощью целенаправленной и систематической работой.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников на уроках математики на основе использования специальной системы учебных заданий (с шахматным содержанием)

1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе

 

Все значимое реального мира познается не только благодаря главным психическим процессам, таким как ощущение и восприятие, но и через мышление. Одной из главных отличительных особенностей нервной системы человека от нервной системы любого другого живого существа является способность головного мозга к мыслительным операциям.

Мышление – это психический процесс, показывающий полную, объективную реальность, составляющий высшую ступень познания человека [17].

Логическое мышление является одним из видов мышления вообще, что и предопределяет необходимость рассмотрения данного психического явления. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют понятие «мышление» следующим образом: «мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [24].

По утверждению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, мышление (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества [20].

По определению М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [10].

Мышление является одним из главных познавательных процессов, важная роль которого приобретение неизвестного ранее знания по основам творческого отражения и преобразования действительности. Так же оно считается особым процессом, по тому, что несет в себе несколько не простых характеристик. Мышление имеет свой мотив, собственную цель, критерии, систему способов и действий, результат и контроль. Целью мышления всегда является поиск решения определенной задачи.

Умозаключение, суждение и понятие – это важные формы мышления, которые выделяют психологи. Понятие – это определение и систематизация всех значимых свойств и характеристик объектов, на которые ориентирован мыслительный процесс, а также выделение схожих факторов и качеств объектов мышления. Эта форма помогает собрать воедино все свойства в объектах и найти взаимосвязь. Суждение – это утверждение или наоборот отрицание, каких-либо свойств объекта, не менее важная форма мышления, без которой невозможно полноценное понимание. Умозаключение – это вывод, который делается на основе предыдущих форм. Умозаключение является результатом мыслительного процесса.

А.Н. Леонтьев в своих работах писал о том, что мышление это появляющееся перед людьми постоянное решение задач, каких-то вопросов или проблем. Если человек решит задачу, то он получит новые знания. Мыслительная деятельность требует сосредоточенного внимания и терпения. Когда решается та или иная задача иногда бывает трудно в поиске решения, поэтому мыслительная деятельность считается активной деятельностью [17].

В работах Е.И. Рогова говорится о том, что мышление – это процесс познавательной деятельности каждого человека, которая имеет характер обобщенности и опосредованности отражающей действительности. «Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего умозаключением раскрыть то, что не дано восприятием» [26].

О мышлении как о психическом процессе социально обусловленном, неразрывно связанном с речью, процессе опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, поиска и раскрытия ранее неизвестного говорит А. В. Петровский в своих работах. При помощи чувственного познания и практической деятельности возникает мышление, иногда выходя за пределы познания [23].

С.Л. Рубинштейн говорит о мышлении как об опосредованном и обобщенном познании объективной реальности [27].

Л.М. Веккер подметил, что любое человеческое мышление получается в обобщениях, идя от индивидуального к целому и от целого к индивидуальному [7].

От того как правильно используются формы мышления мыслительные операции и виды мышления зависит успех решения поставленной задачи [8].

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое [9].

При мышлении наглядно-образном содержание мыслительной задачи представлено в наглядной форме, решается она с помощью преобразования образов предмета в уме. Этот тип мышления свойственен творческим людям, и детям дошкольного возраста.

Когда у человека развито наглядно-действенное мышление, он наблюдает за объектом и находит все взаимосвязи в процессе самой ситуации. Такой тип мышления помогает определить свойства предмета детям, рассматривая его, трогая, лучше усваивается информация.

Абстрактно-логическое мышление основано на суждениях, умозаключениях и понятии, при таком мышлении человек опирается на знания, полученные через опыт [19].

Во-вторых, по степени новизны и оригинальности мы можем разделить мышление на репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например, доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и продуктивное (творческое) мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство) [15].

Виды мышления между собой тесно связаны. Мышление по характеру решаемых задач делится на теоретическое и практическое. На основе решения практических задач, умозаключений и суждений образуется практическое мышление. На основе теоретических рассуждений и умозаключений образуется теоретическое мышление.

Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человека. В отличие от прочих форм подобной деятельности, которые имеют определенную долю стихийности и спорадичности, эта основана на строгих законах и принципах. То есть тот, кто желает думать таким образом, должен освоить определенный инструментарий и свободно им пользоваться.

Логическое мышление отличается по своему характеру от абстрактного, хотя часто эти термины смешивают. Так или иначе, подобный путь интеллектуальной деятельности присущ человеку как думающему существу. Но степень развитости отличается. Врожденным навыком назвать его нельзя. Логическое мышление – это обоснованное последовательное, и не имеющее противоречий рассуждение, считает А.К. Артемов [1].

Логика мышления не дана ребенку от рождения, сделала такой вывод психолог Л.Ф. Тихомирова. Она проводила исследования, направленные на психолого-педагогические основы обучения в школе. На протяжении всей жизни в обучении ребенок овладевает логическим мышлением. Большое значение в жизни у ребенка имеют точные науки при изучении логического мышления [31].

Развитие логического мышления ребёнка – это процесс, когда мышление переходит на новый, научно теоретический уровень познания с использованием приемов логического мышления. С их помощью обеспечивается целостное функциональное логическое мышление [8].

Смысл такого вида мышления в использовании умозаключений, суждений и понятий. Операции мышления, объединяющие друг друга связями по причине того или вследствие чего, что помогает понять объективность действительности [12].

Понятие и суждение не получится, не используя мыслительные операции. Анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и другие – это мыслительные операции. При анализе объект мышления разбивается на части и прорабатывается каждая отдельная часть. Сравнение помогает определить схожести и различий между объектами мышления. Операция синтез соединяет различные объекты мышления, имеющие связи. Определить взаимосвязь между объектами и их положения относительно друг друга помогает классификация. Обобщение – это операция, при которой выделяются наиболее существенные свойства и связи общие для всех объектах.

В психологии выделают несколько типов названного вида мышления. Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации:

абстрактно-логическое мышление;

словестно-логическое мышление;

зрительно-логическое мышление.

Таким образом, можно сделать вывод, что логическое мышление – это вид мышления, в процессе которого используют понятие суждение и умозаключение для решения поставленной задачи. Определение и систематизация всех значимых характеристик и свойств объектов не будет эффективно без мыслительных операций.

 

1.2 Психолого-педагогические условия развития логического мышления обучающихся младших классов

 

В возрасте младшего школьника развитию мышления отводится больше времени. С самого начала обучения, с самого первого занятия, оно получает главную роль в психическом развитии ребенка. Мышление находится в центре развития, по сравнению с другими психическими функциями. Под влиянием мышления они приобретают произвольный характер [3].

В этом возрасте, мышление находится на первоначальном этапе развития. Так же в младшем школьном возрасте обучающийся переходит из одного вида мышления в другой вид. Из наглядно-образного мышления идет переход в словесно-логическое, понятийное мышление. По отношению к мыслительной деятельности, такой процесс несет двойной характер. Принципам логики уже подчиняется конкретное мышление, которое подразумевает деятельность и наблюдение со стороны, но формально-логические, отвлеченные рассуждения малодоступны детям.

Логическое мышление – это новообразование, которое получает обучающийся, в младшем школьном возрасте. Успешность ребенка в обучении, будет зависеть от того как развиты элементы логики при поступлении в школу. Не маловажное значение в развитии логического мышления детей, доказали ученые, имеют хорошо развитые мыслительные операции. Для того, чтобы развить логическое мышление ребенка, необходимо организовывать его обучение так, чтобы в процессе обучения развивались мыслительные операции. Разнообразие средств и методов обучения является важным условием развития логического мышления. Так как не хватает разнообразных средств и методов обучения, большинство учителей используют в своей работе задания шаблонного типа, выполнение которых не требует использования логических мыслительных операций, в дальнейшем у детей возникают проблемы с логическим мышлением. Ребенок должен, не только учится писать, считать, учится читать, но и учиться сравнивать предметы, анализировать их и обобщать свойства предмета. Очень мало для развития ребенка дает механическое запоминание или копирование рассуждений [23].

Например, чтобы решить задачу на движение учитель рисует схему на доске и наглядно показывает по средствам перемещения разных фигур соотношение расстояния, скорости и времени. Проанализировав, обучающийся ребенок может выполнить задание, используя мыслительные операции. Только после этого решение таких задач может выполняться в уме. Когда новую задачу решить в уме сразу не получается, обучающиеся представляют движения которые показывал учитель на схеме. Большая роль практического влияния в том, ребенок не прямо воздействует на предмет, раскрывает его свойство, выявляет признаки, раскрывает прежде неизвестное. Ранее скрытые связи становятся видными. Поэтому, познавательная деятельность обучающихся и приобретенные знания становятся наполненными и осмысленными. Этот путь познания эффективнее в начальной школе в изучении математики, окружающего мира, технологии, и там, где первоначальное знание можно получить на практике. Мышление находится в центре психического развития ребенка, остальные психические функции приобретают произвольный, осознанный характер. Происходит это с самого начала обучения младших школьников, поэтому развитию мышления отводится главная роль [32].

Для эффективного развития логического мышления не увеличивая учебной нагрузки, необходимо соблюдать ряд условий.

Условие – это результат отбора с определенной целью, результат конструирования и применения методов, приёмов и элементов содержания, организационных форм обучения.

Первое условие – это учет индивидуальных особенностей детей. Много педагогов обращали внимание на то, что нужно глубоко изучать и правильно учитывать индивидуальные особенности детей. В основном говорили об этих вопросах Я.А. Коменский, Дж. Локк, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Многие разрабатывали теорию с учетом природных особенностей возрастного развития. Эту идею некоторые педагоги понимали по-разному. Я.А. Коменский в это понятие вкладывал врожденное стремление к знаниям и труду, способность к развитию с многих сторон. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой иначе говорили об этом.

Они считали, что ребенок от природы совершенен и необходимо выявлять, и развивать лучшие качества детей. Но все сходились в то, что нужно изучать особенности ребенка и опираться на них в процессе воспитания. Интересны по этой теме и труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Если мы не знаем особенности детей, что их интересует, то не сумеем воспитать их, подчеркивала Н.К. Крупская [21].

Развитие произвольного внимания и формирование волевых качеств при трудностях в обучении является важным в организации учебной работы. Знание о том, что в этом возрасте обучающиеся трудно сосредотачиваются на неинтересном материале, учителя стараются подобрать более занимательный материал. Но не стоит забывать и о понимании школьных обязанностей. К.Д. Ушинский говорил, «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [32].

Второе условие – это учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний. Усвоение знаний это сложный, состоящий из взаимосвязанных психологических звеньев процесс, поэтому он требует высокой познавательной активности обучающихся и самостоятельности.

Из нескольких звеньев состоит процесс усвоения знаний:

подготовка к усвоению новых знаний

восприятие новых фактов и явлений

осмысление нового материала

запоминание изученного

применение знаний на практике [25].

Для активной познавательной деятельности в начале урока нужно вызвать у обучающихся познавательный интерес с помощью мотивационных приемов. Далее разъяснить цель и практическую значимость предстоящей работы. Познавательную задачу будут решать ученики, если у них появится мотив решения задачи. На следующем этапе происходит актуализация знаний, когда обучающиеся устанавливают логические связи с новой познавательной задачей урока. Этот процесс помогает подготовить детей тому, что необходимо самостоятельно искать решение задач. Житейский опыт и знания учитываются.

Психологами выявлены условия лучшего запоминания материала. Необходимо давать установку на запоминание. Интеллектуальная активность должна быть на высоком уровне. Так же необходимо учитывать тип памяти. Выделять опорные смысловые единицы для создания смысловых связей.

Третье условие – это реализация личностно-ориентированного подхода и деятельностного подхода к развитию логического мышления.

Основой высокого уровня развития логического мышления является активная, сознательная деятельность школьников. Учебный материал должен быть ориентирован на самостоятельное добывание знаний на основе полученного опыта. Важно ориентироваться на процесс обучения, а не только на результат. Личностно ориентированный подход помогает вывести каждого обучающегося на высокий уровень развития логического мышления [31].

Третье условие предполагает использование разнообразные методы обучения и обязательное использование логических заданий. Это условие в процессе обучения позволит повысить уровень развития логического мышления младших школьников.

В.А. Сухомлинский писал о том, чтобы на ребенка не обрушивали лавину знаний, под которой он понимал любознательность и пытливость. Нужно уметь открывать в окружающем мире, что-то одно, но так, чтобы оно могло заиграть перед ребенком всеми цветами радуги. Что бы ребенок хотел вернуться к тому знанию, нужно открывать, что-то новое, тайное, не досказанное.

Ф.А. Дистервег писал, что хороший учитель это тот, который учит находить истину, а не тот, который ее преподносит.

Главное, чтобы мышление основывалась на поиске, исследовании, осознанию истины предшествовал анализ, сравнение и сопоставление [16].

«Любой метод плохой, – писал Ф. А. Дистервег, – если приучает ученика к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нем самодеятельность».

Психологи выделяют две стадии процесса развития мышления младших школьников. На первой стадии (1–2 классы) их мышление практически не отличается от мышления дошкольников: анализ учебного материала протекает преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Учащиеся рассуждают о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, поверхностно, односторонне. Понятия и обобщения в этом возрасте сильно связаны с внешними характеристиками предметов и основываются на тех свойствах, которые лежат на поверхности [29].

К третьему классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от педагога подробной демонстрации связей, существующих между отдельными элементами изучаемого материала. В этот период дети усваивают родовидовые соотношения между отдельными признаками понятий, у них формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это определяет начало формирования словесно-логического мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточное владение мыслительными операциями в целом уменьшают эффективность процесса обучения, что в свою очередь отрицательно влияет на полноценное развитие личности младшего школьника. Особенностью развития логического мышления детей начальной школы является проявление его не только в самом протекании мыслительного процесса, но и в каждой его отдельной операции. К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.

Руководство мыслительной работой с определённой целью помогает обучающимся в их дальнейшем развитии. Ученики становятся активными участниками процесса, если показана сложная картина поиска решения. Исследования сходятся в том, что развивать логическое мышление – это развивать умение сравнивать, находить сходства и различия, абстрагировать от не существенных сходств, учить анализировать и синтезировать предметы, прививать умение обобщать, развивать умения отстаивать свои суждения и умозаключения.

Тем самым, процесс обучения сильно связан с развитием логического мышления младших школьников. Развитие начальных логических умений при конкретных обстоятельствах способно благополучно реализоваться у младших школьников. Процесс формирования умений должен быть связан с ходом преподавания и школьными дисциплинами на всех ступенях, целенаправленным и непрерывным.

 

 

 

1.3 Учебные задания шахматного содержания и их роль в развитии логического мышления детей младшего школьного возраста

 

Развитие логики младших школьников зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Активная работа мышления в продуктивной деятельности находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, классификации, сравнения, аналогии и обобщения. Все эти мыслительные операции принято называть приемами умственных действий или логическими приемами мышления [28].

Анализ – это мысленное выделение основных элементов объекта или предмета, его признаков и свойств. В то время как синтез представляет собой соединение различных элементов и сторон объекта в единое целое. Эти две мыслительные операции дополняют друг друга.

Сравнение – это прием логического мышления, требующий выделения различия и сходства между признаками объекта или явления. Они обычно соотносят предметные объекты и символические.

Классификация – это прием умственных действий, который характеризуется разделением множества на группы по какому-либо признаку.

Прием аналогии – прием логического мышления направленный на выявлении сходства в каком-либо отношении между предметами и явлениями, действиями.

Прием обобщения – выделение важных признаков объектов, их свойств и отношений. Процесс обобщения и результат обобщения являются разными понятиями. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах [29].

Овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, овладеть геометрическими представлениями – все это можно сделать с помощью шахматно-математических головоломок, шахматных задач, работы с шахматными фигурами или шахматной доской.

В результате изучения передового педагогического опыта по проблеме исследования были выявлены следующие приемы и задания.

В 1 классе на уроке математики можно использовать шахматы при изучении тем: «Сравнение предметов», «Числа от 1 до 10». При овладении счетом предметов можно использовать реальные шахматные фигуры, шахматную доску, где подсчёту будут подвергаться клетки и линии поля. Предметные действия с шахматными фигурами можно производить и при ознакомлении детей с принципом образования натурального ряда чисел и при изучении состава чисел от 2 до 10 (как суммы двух слагаемых). На шахматной доске отрабатываются такие геометрические понятия как: прямая, отрезок, ломаная. При усвоении пространственных понятий «вверху», «внизу» вводится слово диаграмма – это изображение доски с фигурами. В диаграмме расстановка белых фигур в начальном положении находится внизу, а черные фигуры вверху. При изучении шахматной доски дети знакомятся с понятием «справа», «слева». Перед игрой необходимо правильно сесть за шахматную доску. Она должна лежать так, чтобы справа от играющего был белый квадрат, а слева черный. При знакомстве с цифрами можно показать горизонтальные линии, которые идут слева направо или справа налево. Эти линии отмечаются цифрами от 1 до 8. А при знакомстве с числами ученики сами начинают понимать прием образования следующего числа с помощью шахматных фигур.

Для усвоения и уточнения счета даются такие задания:

а) первая ситуация: «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, а учитель в это время изменяет количество фигур или переставляет их.

б) найти сходство и различие фигур. На шахматной доске пешки (Сходство – все пешки. Отличаются по цвету).

в) соотнесение числа и шахматной комбинации - Что показывает число 1,2,4,8 в этой комбинации. (Количество 1 – ладья, 2 – короля, 4 – слона, 8 – пешек.)

г) что обозначает число 8, 16, 32, 64 (8 – количество шахматных линий, по вертикали или по горизонтали, 16 – количество белых фигур или черных, 32 – количество всех шахматных фигур, 32 – количество белых полей или черных, 64 – всего полей).

Для установления отношений между числами «больше» или меньше», «равно» можно использовать шахматные фигуры, закрепляя понятия «столько же» можно предложить такие задания:

- Что вы видите? (Белых пешек 7, а черных 8)

- Что надо сделать, чтобы их количество стало одинаковое? (Чтобы белых пешек стало столько же, что и черных можно добавить одну белую пешку или убрать одну черную).

При получении первоначальных представлений о линиях – прямая, отрезок, ломаная – и после знакомства с правилами передвижения фигур на шахматной доске дети чертят в тетрадях ход каждой фигуры. Например, ход ладьи – самый простой и легче всего осваиваемый детьми. Ладья ходит по горизонталям и вертикалям, на любое количество клеток, только по свободным полям. У детей получаются в тетради прямые, отрезки. А ход коня напоминает букву «Г» поворачиваемую в разные стороны 2 поля вперед, одно вбок, или 2 поля вбок, одно вперед – получается ломаная Г.

Во 2 классе, после изучения темы «Умножение» можно предложить детям упражнения на запоминание шахматных полей. Их 64. Учитель спрашивает: 3∙4 (с 7), 6∙6 (е 4), 8∙7 (f 2). По принципу таблица Пифагора и шахматная доска. Эта работа помогает запомнить таблицу умножения и хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить названные шахматные поля. Интересна легенда о шахматной доске, связанная с понятием «магический квадрат» (Приложение 1).

По УМК «Начальная школа XI века» вводятся понятия четности и нечетности. Числа 2, 4, 6, 8 называются четными, а числа 1, 3, 5, 7, 9 нечетными. Из признака делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются четными, остальные – нечетными. На шахматной доске также есть чётность и нечётность. Тут они связаны с номером хода.

На этапе актуализации при проведении блиц-турнира можно предложить задачи логического характера: «Таня и Женя играли в шахматы. Какими фигурами играла Таня, если Женя играла не чёрными? (чёрными)», «Какое слово лишнее: король, ферзь, дамка, слон? (дамка)», «Артур в шахматах сильнее, чем Диана, Диана сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех играет в шахматы? (Лиза)», «Слово «начало» относится к слову «конец», как «дебют» к … (эндшпилю)», «У коня и слона это по одной, у ферзя и пешки ни одной, а у короля – целых две. Что это? (буква о)», «Что может быть одновременно и чёрным, и белым? (шахматная доска)» [30].

Занимательные шахматные головоломки – ещё один метод интеграции математики и шахмат (Приложение 2). Например:

1. головоломку «Сколько раз можно прочесть слово «король»?» можно использовать на этапе подведения к теме урока «Площадь прямоугольника/квадрата» или на этапе закрепления материала по теме «Таблица умножения». (8 раз: 6 – по горизонтали, 2 – по диагонали)

к

о

р

о

л

ь

к

о

р

о

л

ь

к

о

р

о

л

ь

к

о

р

о

л

ь

к

о

р

о

л

ь

к

о

р

о

л

ь

2. «Вам нужна для чтения таблица умножения» – головоломка, которую так же можно использовать при закреплении табличного умножения.

t1670623342aa.png

3. «Какой конь здесь лишний?» – этап актуализации

t1670623342ab.png

4. «Расставить прямоугольники по высоте – узнаете, как зовут шахматного судью» – урок дочислового периода, отработка отношений «быть выше/ниже»

t1670623342ac.png

5. «Расположите фигуры по количеству углов и вы узнаете, как называется специально придуманная позиция для решения шахматной задачи» – этап первичного закрепления темы «Многоугольники»

t1670623342ad.png

Можно подобрать серию заданий с шахматным содержанием.

1. Найди ошибки в расположении шахматных полей на доске.

t1670623342ae.png

2. Какое максимальное число королей можно расставить на доске так, чтобы они не угрожали друг другу, т.е. не стояли рядом?

3. Задание на развитие внимания. Можно использовать при изучении темы «Диаграмма» (3 класс) – показать, что диаграммы бывают не только круговые и столбчатые, но и на шахматной доске.

правильная расстановка фигур t1670623342af.png

t1670623342ag.png

4. Цель следующего задания – отработка умения ориентироваться в таблице (горизонтальные и вертикальные строки). Аналогичную работу можно провести и по формированию понятия «диагональ».

t1670623342ah.png t1670623342ai.png

Ниже приведенный пример можно использовать как ассоциативный ряд при закреплении понятий «стоимость», «цена».

t1670623342aj.png

Итак, система специальных заданий, направленных на формирование и развитие логического мышления учеников может включать задания на:

- выделение признаков у одного или нескольких объектов;

- прямое распределение признаков;

- распределение с использованием отрицания какого-то из признаков;

- изменение признака;

- выделение, распределение и изменение признаков, трансформированные в другую графическую форму: матрицы (прямоугольные таблицы);

- поиск недостающей фигуры, оформленные в виде неполной матрицы;

- использование алгоритмической схемы.

 

Библиография

 

1. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов – Самара: Изд-во СГПУ, 2015.

2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. –М.: Интеллектуальная Литература, 2020.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Берн Э. – М., Альтернатива, 2008.

4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А. Валлон. – М.: Просвещение, 2010.

5. Вахновецкий, Б.А.Логическая математика для младших школьников / Б.А. Вахновецкий. – М.: Новый учебник; ООО «Поматур», 2012.

6. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2013.

7. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2010.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение,1991.

9. Галкина, И.А. Влияние шахмат на развитие ребенка [Электронный ресурс] http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/256-vliyanie-shakhmat-na-razvitie-rebenka (дата 28.02.2021)

10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

11. Гик, Е.Я. Математика на шахматной доске. – М.: «Наука», 1976.

12. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г. Доман. – М.: Высшая школа, 2005.

13. Инновационный проект по шахматному образованию [Электронный ресурс] https://япедагог.рф/золотухина-н-в-проект-белая-ладья/ (дата обращения 14.02.2021)

14. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. – Екатеринбург, 2005.

15. Какие компетенции будут востребованы в следующие 10 лет [Электронный ресурс] https://vc.ru/promo/190004-kakie-kompetencii-budut-vostrebovany-v-sleduyushchie-10-let (дата обращения: 28.04.2021)

16. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е. В. Карпова. – Ярославль, «Академия развития», 2006.

17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н.Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001.

18. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. – СПб: Ленинград, 2014.

19. Маклаков, А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов./ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005.

20. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2002.

21. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры/ Б. П. Никитин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

22. Переслени, Л. И. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт.-сост.: Л, М. Переслени, Е.М. Мастюков.– Абакан: АГПИ, 2019.

23. Петровский, А.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений/А. Г. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

24. Психология. Словарь [Текст]/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

25. Ревина, Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Вып. 3. – №6. – Саратов, 2006. – С. 104–106.

26. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2007.

28. Сабуров, Е.В.Время азартных уроков /Е.В. Сабуров. – Первое сентября, 23.11.2002.

29. Сайт учителя начальных классов Буцких Е.В. Приемы развития логического мышления. [Электронный ресурс] http://buckih. ucoz.ru/publ/priemy_razvitija_logicheskogo_myshleni/1-1-0-3 (дата обращения 25.02.2022)

30. Статья «Использование шахмат на уроках математики в начальной школе» [Электронный ресурс] http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=24025 (дата обращения 28.04.2021)

31. Тихомирова, Л. Ф Развитие логического мышления детей./ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль, “Гринго”, 2005.

32. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2011.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Повтор публикации https://урок.рф/library/razvitie_logicheskogo_mishleniya_uchashihsya_4_klassa_na_235344.html

10 December 2022