Выступление «Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения иностранному языку»
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Учитель немецкого и английского языков Бытейщикова О.П.
МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов. На сегодняшний день выделяют 4 основных компетенции XXI века (т.н. 4К), которыми должен владеть каждый человек, чтобы быть активным субъектом во всех сферах жизнедеятельности: креативность, критическое мышление, коммуникативность и кооперирование (сотрудничество). Эти 4 компетенции являются составными частями такого понятия как «функциональная грамотность», формирование которой обозначено в качестве одной из приоритетных задач новых стандартов образования.
Функциональная грамотность – «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: уч-ся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью.
Жизненно важно научить учащихся:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся средней общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем. Как показывают исследования различных организаций (PISA, IEA и др.), среднестатистическая школа зачастую предоставляет возможность к получению только основных, предметных навыков грамотности, являющихся недостаточными для успешного функционирования личности в разнообразных аспектах реальной жизни.
Школьная дисциплина английского и любого другого иностранного языка, представляющая собой дихотомию цели и инструмента достижения этой цели, является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности учащегося. Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).
При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив «верно/неверно». Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно». Например, можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент.
Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:
1.Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.
2.Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
3. Какое из утверждений соответствует тексту?
4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
В целом же типология заданий, развивающих данное умение, разнообразна и может быть представлена на уроке следующими видами заданий:
1.Задания, требующие привлечения дополнительной информации или, наоборот, содержащие избыточную информацию.
2.Комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
3.Разные форматы ответа в одном задании.
4.Ограниченность времени выполнения задания.
5. «Нехватка» данных в условии.
6. Интерпретация диаграмм.
К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения относят:
- большой объем текста;
- неадаптированный текст;
- информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков;
- задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов;
- задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен.
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
3.Текст должен развивать кругозор.
4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Объем текста не должен превышать норму.
9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
10.Текст должен быть структурирован.
11. В тексте не должно быть ошибок.
Список литературы:
1. Воронина К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. – Журнал «Молодой ученый» № 5, 2020.
2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.