12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Фокина67
2

Статья на тему «Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника в процессе обучения в начальной школе»

Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника в процессе обучения в начальной школе

Фокина Л.В.

Современная система образования направлена в основном на развитие общего интеллекта (IQ). Т.е. система образования направлена на развитие у школьника способностей логически мыслить и находить логические закономерности, в основном шаблонные... В тоже время, согласно современным психологическим концепциям, высокий общий интеллект определяет не более 20% успеха в жизни [1]. 20% от успешной личности - вот, что в лучшем случае дают 11 лет успешного обучения в школе, да и в высшем образовании сохраняется та же картина... Выглядит как-то совсем несправедливо! И вот на прилавках магазинов мы уже встречаем научно-популярные мировые бестселлеры с названиями наподобие «Почему отличники работают на троечников?» [8]. Почему ребята с более низкой успеваемостью зачастую становятся более успешными в жизни? Что же мы упускаем в обучении ребенка? Оказывается намного значимым и важным является не общий интеллект, а интеллект эмоциональный. Именно от него зависит порядка 60-70% успехов и достижений человека во взрослой жизни [4, 10]. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать намерения, чувства и эмоции других людей и свои собственные. Однако современная школа совершенно этому не учит. В то же время насколько важно понимать эмоциональный контекст любой ситуации, оценивать, какие эмоции испытывают другие люди, уметь сопереживать, интуитивно улавливать потребности других и в нужный момент уметь прийти на помощь или изменить свое поведение. Люди с высоким эмоциональном интеллектом могут вести себя в «гармонии» с окружающей ситуацией и людьми, они не переживают понапрасну, не выплескивают отрицательные эмоции наружу в самый неподходящий момент, но при этом способны поддержать и понимать эмоции других людей и дать им совет, потому что они интуитивно чувствуют ситуацию «изнутри» [2, 3].

Эмоциональный интеллект имеет несколько составляющих. Так, в модели Рувена Бар-Она эмоциональный интеллект включает 15 способностей [6, 7]

Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.

Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.

Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.

Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.

Эмпатия — это умение сопереживать чувствам других людей.

Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.

Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.

Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.

Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.

Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.

Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.

Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.

Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.

Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.

Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом [6, 7].

В своей педагогической деятельности я применяю различные методы для развития эмоционального интеллекта [9].

На уроках чтения при рассмотрении практически всех произведений я задаю ребятам следующие вопросы: Что думал герой, когда совершал какой-то поступок. Прошу ребят поставить себя на место героя и предположить как бы они поступили в этот момент. Прошу ребят описать эмоции героя в тот или иной момент.

На математике и русском языке при составлении презентаций я часто использую картинки с каким-либо персонажем. Сначала он грустный, потому что не может справиться с задачей, потом в процессе нахождения правильного ответа становится веселым.

Мы так же часто играем в игру «Угадай эмоцию». Когда один из учеников выходит к доске и старается выразить одну из эмоций, тот ученик, который первый ее угадал, следующим выходит к доске и так 5-7 мин. Игра очень веселая и детям очень нравится. За основу игры взята типология 10 базовых эмоций К. Изарда: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [5].

Кроме этого, на каждом родительском собрании я уделяю особое внимание и рассказываю о важности понимать эмоции своего ребенка, беседовать с ребенком о его переживаниях и разделять с ним радостные моменты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012.

2.Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.

3.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011.

4.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560.

5.Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.226-227.

6.Интернет источник: http://www.reuvenbaron.org/wp/the-5-meta-factors-and-15-sub-factors-of-the-bar-on-model/

7.Интернет источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональный_интеллект

8.Кийосаки Р. Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство? – Поппури, 2013 - 448 С.

9.Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571

10.Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.