12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена132

Метод проектов как средство обучения информатике в школе.

Проектная деятельность в процессе обучения информатике

«Если ученик в школе не научился

сам ничего творить, то в жизни он

всегда будет только подражать,

копировать…»

Л.Н.Толстой

В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности, наиболее актуальным становится метод проекта, когда ученик становится активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает его интерактивным. Ученик в процессе обучения является субъектом учения, т.е. имеет потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике.

Создание проекта - процесс сложный, включающий в себя 5 «П»:

проблема – поиск информации - проектирование – продукт – презентация.

В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки, даёт возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Сутью учебного проектирования и исследовательской деятельности по информатике - является овладение новыми видами информационной деятельности, обеспечивающими возможность использования и создания значимых с точки зрения образовательных задач информационных ресурсов. В итоге предполагается наличие законченного информационного продукта как результата самостоятельной деятельности. Это требует овладения обучающимися новыми видами творческой деятельности, а возможность реализации задач выполняемого проекта различными путями и средствами создает условия для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Начинается эта работа на занятиях курса внеурочной деятельности в пятых классах. Программа работы составлена на изучение графического редактора и получение базовых навыков работе в текстовом редакторе. Здесь применяется как индивидуальная работа учащихся, так и работа в парах. Принцип сотрудничества и взаимопомощи, т.к. учащиеся имеют разный уровень работы с ПК. Ребята могут выступать в роли консультантов. Важным элементом здесь является создание условий для комфортной работы учащихся, что позволяет им раскрыть свой творческий потенциал. При завершении изучения работы в конкретном редакторе проводим конкурс творческих работ, где ребята сами выбирают понравившиеся работы. Это и создание рисунков в Paint ко Дню Космонавтики, Новому году, и поздравительных презентаций к праздникам День Учителя, 8 Марта, Новый год с последующей трансляцией лучших работ на школьном телевизоре.

Выступления учащихся на научно-практических конференциях со своими проектно-исследовательскими работами показывает, что формирование умений проектирования становится неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки человека к жизни, профессиональной деятельности в условиях новой информационно-насыщенной среды. Сформированные умения проектирования важны в любой области знания, в практической деятельности, сегодня они рассматриваются как универсальные способы деятельности. В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем.

Участие в подобных конкурсах активизирует творческие способности школьников, позволяет ему открыть в себе скрытые таланты, учит адаптироваться в различных условиях, мотивирует к дальнейшим активным действиям, повышает самооценку, что приводит к повышению интереса к предмету информатике и ИКТ в целом

В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене, до  долгосрочных проектов в старшем звене.

Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких  тем, как «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по подготовке демонстрационных материалов к урокам по другим предметам, а также в начальной школе. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. Также работы размещаются в сети Интернет в качестве публикации. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей  в подростковом возрасте.

За время работы по методу проектов можно уверенно сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Раздел программы
(8-9 класс)

Проекты, выполняемые в рамках одного урока по ходу изучения раздела.

Технология обработки графической и видеоинформации

Фотоколлаж «Я учился творя…»

Видео «Экология души»

Буктрейлер «Загадочная Полиниана»

Моделирование

 

Биологические модели развития популяций. Экспертные системы.

Коммуникационные технологии

Интернет-проект «Я познаю Россию»

Организуя работу над проектом, ученики ориентируются на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников инфорации.Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовать ведущую роль в метапредметных связях. Интеграция химии, биологии, информатики прослеживается в проекте «Проектирование обучающих экспертных систем» (10 класс). А проект «Какой сайт лучше?» объединил в себе информатику, историю, краеведение. Эта научно-исследовательская работа включила в себе два проекта по созданию сайтов «Да будет память вечно свята…» и «Мой киномир». Первый сайт посвящён тем людям, нашим землякам, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Это не только известные герои, в честь которых названы улицы нашего города, но родственники наших одноклассников, знакомых. Второй сайт позволяет познакомиться с историей развития кинематографа в нашем городе. Сайты сделаны используя разные способы. Обобщив и проанализировав эти способы, ребята выяснили «плюсы» и «минусы» каждого из них.

Примеры монопредметных (по информатике) и межпредметных проектов приведены в таблице 2.







Таблица 2. Типология  проектов по предметно-содержательной области

Тип проекта

Проект

Монопроект

«Устройство компьютера»,

«QR-код»

Межпредметный

Сайт «Да будет память вечно свята…»

Сайт «От чёрно-белого к цветному…»

 Таким образом,  ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых

Таблица 3. Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности

Тип проекта

Проект

Творческий

«Космические дали»

«Буклет – дизайн, разработка, печать»

Информационный

«Макросы в электронных таблицах»

«Логика. Формы мышления»

HTML – моя первая страничка»

Исследовательский

«Волшебная клавиатура?», «Книга в современном мире», «Кодирование и шифрование в годы ВОВ»

Социально-значимый

Сайты: «Да будет память вечно свята…», «Очерк о прошлом», «Приокский – лучше, чем кажется»;

Презентации: «Моей семьи война коснулась», «История вокруг нас», «О доблести, подвиге, о славе», «Рязань – гордость моя»;

Видеофильмы: «Книга памяти», «Волонтёрский отряд «РИТМ»,

«Учитель! перед именем твоим…» https://vk.com/ritmlove007?z=video-186975986_456239022%2Fa142ddb59fe7eec1e6

Сетевой

Всероссийский проект "Я познаю Россию. Прогулки по стране", (команда-победитель 2020 г.), https://vk.com/public195600171

Онлайн-акция «Киберсубботник» https://vk.com/wall-186975986_29

Онлайн-проект «Лица Победы» https://vk.com/wall-186975986_50 , https://vk.com/wall-186975986_55 , https://vk.com/wall-186975986_65




Метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. Он является наиболее актуальным в рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности.

Источники

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/10/28/metod-proektov-v-usloviyah-fgos

https://urok.1sept.ru/articles/695393

https://moluch.ru/young/archive/9/635/

https://www.uchportal.ru/publ/31-1-0-8092

Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г., Развитие инновационной культуры педагога в системе повышения квалификации: монография, Ростов н/Д., Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2012

Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов, Москва, АРКТИ, 2005

Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Москва, Издательский центр









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Саликова Наталия Сергеевна, 26.04.23 в 18:28 0Ответить Пожаловаться
Елена Алексеевна, благодарю Вас за такую интересную и познавательную публикацию! Узнала много нового, обязательно буду использовать в своей работе, так как метод проектов сейчас актуален!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.