Статья «Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности, биологических знаний и духовно-культурного развития учащихся в процессе обучения»

0
0
Материал опубликован 15 February 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №52»

Ленинского района г. Саратова


 


 


 


 


 


 


 

Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности, биологических знаний и духовно-культурного развития учащихся в процессе обучения.


 


 

Авторы :

Учитель биологии Гумбатова А.А.

Учитель физической культуры Глухов В.С.

Учитель музыки Роде И.А.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Саратов 2022 г.

Рецензия:

В данной статье всесторонне освещается взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности, биологических знаний и духовно-культурного развития учащихся в процессе обучения. В доступной форме и с конкретными примерами показана взаимная интеграция тем предметов естественно-научного и гуманитарно-художественного циклов в образовательном процессе, которая способствует физиологическим изменениям, происходящим в организме обучающихся под действием физических нагрузок, изменениям психоэмоционального фона, эстетическому воспитанию.

Подробно рассматриваются следующие основные принципы учебно-тренировочного процесса: гуманизацию личностно-ориентированной направленности на формирование гражданина с высокими моральными и физическими качествами.

Авторы статьи рассуждают над принципами образовательной системы, ее содержания и организационных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня обучающихся, совершенствование методов обучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями образовательных программ.

Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у обучающихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят перед компьютером, возле телевизора. Современная молодежь, в основном, ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом и психологическом развитии, общем состоянии здоровья.

Генетически человек изначально запрограммирован как существо с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Все резервы человеческого организма направлены на обеспечение выживаемости человека как вида в борьбе со стихийными силами природы, с болезнями и другими губительными факторами.

Владея и активно используя разнообразные резервы, человек улучшает свое физическое и эмоциональное состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень возможностей личности, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

Гармонизация физического воспитания, биологического, социального и духовного в человеке.

Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формирование личности, а физическое совершенство является частью эстетического материала.

Совершенно очевидно, что художественные, музыкальные произведения имеют важное значение для формирования эстетического мира человека. В аспекте связи физического и эстетического воспитания особый интерес представляют занятия, посвященные физической культуре, спорту, вдохновенно воссоздающие физическую красоту человека, демонстрирующие гармонию его физического и духовного развития. Используя эти факторы эстетического воздействия, нельзя забывать, что необходимый воспитательный эффект они дают только тогда, когда приобщение к искусству является не эпизодом, а системой и приобретает направленный характер. 

  Для достижения гармоничного физического развития необходимо использовать самые разные физические упражнения. Этот путь позволяет развивать не только силу мышц, но и ловкость, выносливость, скорость и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, последовательности и ритма, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетический смысл движениям тела.  

Например, мы считаем целесообразно применять музыкальное сопровождение уроков физической культуры в рамках раздела «Гимнастика», где танцевальные упражнения, ритмическая гимнастика предусмотрены учебной программой. Выполнение гимнастических упражнений через музыку даёт детям здоровье, работоспособность, хорошее настроение, а также более точное воспроизведение движений, эстетически осознанное стремление к совершенству.

Конечно, подбор музыкальных произведений играет важную роль. Естественно, для выполнения упражнений подойдет музыка из балетов П.И. Чайковского, А. Вивальди, Ф. Штрауса, где танцевальные движения воплощают единство с мелодией. Как раз использование произведений известных музыкальных композиторов создает среду не только для физического совершенствования, но и эстетического сопереживания от прикосновения к прекрасному. При выборе темпа и ритма музыки, обязательно учитывают характер упражнений, их специфику. Надо также иметь в виду, что положительные эмоции музыка вызывает лишь тогда, когда понятна. Поэтому важно тесно работать с учителем музыки, выбирать такие произведения, с которыми дети уже познакомились и подробно их разобрали.

Естественно, более значимый эффект в формировании целостной, ответственной и творческой личности достигается через интегрированные уроки, на наш взгляд это эффективная форма реализации межпредметных связей.

Интегрированный урок предметов музыки, биологии и физкультуры имеет своей целью не развлечение, а обучение с увлечением, обучающиеся учатся рассуждать, работать в команде, находить взаимопонимание. В ходе интегрированного урока обучающиеся получают нестандартные задания, главным отличительным признаком которых является их связь с творческой деятельностью и физической активностью.

   Межпредметная интеграция школьных курсов биологии, музыки и физической культуры способствует более успешному усвоению учебного материала, так как эти уроки эмоционально ярко окрашены, воспитывают эстетический вкус, любовь к природе, музыке, умение сочувствовать и сопереживать. Эти уроки помогают раскрыть многогранность личности подростка.

Музыка, сопровождая физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. 

Музыкальные примеры можно использовать на уроках биологии при сравнении формирования нейронных связей у людей и животных. Так же возможно прослушивание музыкальных произведений на тему природы, при демонстрации животных и птиц.

Немаловажную роль на уроках музыки при объяснении работы голосовых связок, дыхательного аппарата играет опора на знания подростка о строении тела.

На уроках физической культуры при раскрытии темы «Олимпийские игры» значительный акцент можно сделать на очень точном изображении древнегреческих спортсменов с точки зрения физиологии.

Итак, с помощью интеграции таких предметов как биология, физическая культура и музыка на уроках можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю;

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе.

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;

- научить детей контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- осознавать реакции своего тела не только с помощью бытового знания, но и опираясь на научные факты;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Рекомендации:

Результаты работы показали, что используя на практике музыкальную и физическую стимуляцию, а также естественно-научные знания для высокой эффективности уроков, необходимо придерживаться определенных правил и рекомендаций, которые были составлены в процессе нашей подготовки к урокам.

 

1. Применяемые на уроках физической культуры и биологии музыкальные программы по возможности должны нести ученикам новые и свежие эмоциональные ощущения.

2. Музыкальную стимуляцию на уроках целесообразно использовать не непрерывно, так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение.

3. Физические упражнения, используемые для разминки, должны быть простыми и знакомыми детям.

4. Интеграция знаний из разных предметных областей должна опираться и дополнять образовательную программу, но никак не противоречить ей.

5. Чтобы музыка стала надежным помощником учителя и давала нужный педагогический эффект, ее включение в урок физической культуры или биологии должно быть заранее спланировано.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации