Статья «Развитие медиаобразования и детских масс-медиа в печатном и сетевом конкурсе»
Развитие медиаобразования и детских масс-медиа в печатном и сетевом конкурсе.
Всероссийский конкурс школьных изданий уже более 17-ти лет занимается развитием медиаобразования и детских масс-медиа. Этот педагогический и одновременно журналистский проект работает на две большие ветви - печатную и сетевую, т.е. марафон школьных СМИ.
В этом году конкурсный сезон завершился серией масштабных мероприятий под эгидой "Дней школьной прессы в городе Москве". Церемония награждения победителей состоялась в технопарке "Сколково", где был опробован новый интерактивный формат медиа авентуры и прошел парад детских СМИ России. Итоги сезона: 111 лауреатов и 56 победителей из разных регионов страны.
Золотой диплом в честной борьбе завоевало детское творческое объединение "Теле-Кино" ТЕМОцентр, Москва. А всего за время марафона на портале "Школьная пресса" было представлено более 300 видеоработ.
Победители, это учащиеся команды ДТО "Теле-Кино"- наши сценаристы, актеры, операторы, фоторепортеры, монтажеры, т.е. другими словами редакция #2168, насчитывающая 59 детей и двоих взрослых в номинации сетевая лига, целый год с октября по апрель участвовали в создании видеоработ, сочиняли аннотации к фильмам, обрабатывали фото-видео репортажи, а затем выкладывали все публикации в конкурсе Марафон школьных СМИ на портале "Школьная Пресса России". Где каждый подросток имеет свой кабинет и личное пресс-портфолио.
Темы заметок для конкурса "Больше изданий хороших и разных" созданных ребятами студии размещались в рубриках: частное мнение, ЭкоСМИ, реки и люди, эссе, горячий микрофон, и еще представили ТЕМОцентр в дежурстве по городу Москве. В начале апреля команда узнала, что стала Лауреатом сезона-2018, а 16 апреля в пресс-парке "Сколково" на Торжественной Церемонии награждения вручен главный приз "Золотой диплом" в Лиге Победителей за вклад в развитие детской видеожурналистики.
В конкурсе участвовало 68 школьных редакций из 45 городов. По итогам сезона, как обычно, вышел аналитический сборник " Пресс- портфолио", где можно найти полный список лауреатов и победителей.
Зампред Правительства России Ольга Голодец в интервью для юных журналистов детского новостного агентства "НАШпресс" cказала: "Что касается медиаобразования в стране, нужно сделать серьезное усилие, чтобы дотянуться до высокого современного уровня".
Там же в Сколково, состоялась Большая игра, во время которой ребята исследовали лаборатории компаний-резидентов, "двигающих" отечественную науку.
Вторая часть Дней школьной прессы прошла в форме Детского пресс-центра ММСО. Юные репортеры со всей страны вели свои репортажи, выпускали новости и обеспечивали пресс-поддержку Салона. Главным спикером пресс-центра в 2018 году стала Ольга Голодец.
Организаторы: ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина и детское новостное агентство "НАШпресс" при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
По итогам сезона, как обычно, вышел аналитический сборник "Пресс-портфолио", где можно найти полный список лауреатов и победителей. Главный эксперт конкурса, Валентин Белецкий напоминает: сначала педагогика, потом журналистика.
Дни школьной прессы в городе Москве - то, чего участники конкурса ждут с нетерпением и к чему готовятся весь год. Знаковая часть - Большая игра, командное соревнование с жестким регламентом и своей неповторимой атмосферой. В этом году она прошла там, куда еще не ступала нога юнкора - в цитадели отечественных инноваций "Сколково". На четыре дня дети-журналисты "захватили" главный технопарк страны, а тот захватил их - технологичной архитектурой, светлым пространством, необычными локациями.
Погружение в самый большой технопарк страны прошел в виде знакомства с резидентами Сколково - российскими инновационными компаниями, "двигающими" отечественную науку своими разработками. Пять резидентов — пять действующих инновационных производств встретили юных журналистов. От робота-погрузчика до кибердетективов: "Моторика", "Онкоюнайтед клиника", "3D smile", "RoboCV", "Group-IB". Получив задания, команды погрузились в мир инноваций, изучая работу научных лабораторий. По итогам исследований был представлен коллективный творческий продукт: репортажи, статьи, видео- и фотообзоры, постеры.
На мастер-классах в игровом процессе были встроены встречи с известными спикерами, проходили "горячие микрофоны" и творческие подиумы. Каждая игровая группа организовала свое пресс-событие. Таким образом отдельной программой "внутри программы" шел блок мастер-классов.
Две российские компании - Xerox EurAsia и Гигант-компьютерные системы объединились, чтобы рассказать детям о трендах цветовой печати, о том, что влияет на наше восприятие цвета, как получаются яркие цветные книжки и почему цифра сегодня снова рулит миром, хотя время Пифагора давно прошло.
Школа разговорного английского Easy Speak представила игровой урок Английский для журналиста». Ребята узнали о словах-связках, используемых в разговорной речи, прошли тренинг произношения и урок по грамматике. Каждый участник получил книжку с фразами для ведения диалога.
Новинка этого года: интерактивный пресс-парк. Формат разрабатывался агентством НАШпресс несколько лет. Благодаря поддержке компаний образовательной индустрии и творческому участию школ-флагманов удалось развернуть настоящую медиаавентуру. Детские СМИ, выбравшие для себя роль флагманов, занимались организацией активностей и осуществляли прием гостей на двенадцати площадках в атриуме Сколково.
Команды-флагманы из разных столичных школ принимали посетителей: организовали службу "Добрый день", устроили "Эмодзи-бум" и танцпол; провели "Фотосет на бегу". Тут же снималась знаменитая в этом сезоне "Банка новостей" - у камер стояли юные креаторы. Работала "Киноплощадка", "Поэтическая лестница", проводился "Горячий микрофон".
Часть пресс-парка занял "Артплей", там шли мастер-классы по вязанию микрофонных узлов . Тут же разгуливали участники "Косплея" их задачей было фотографироваться с гостями и служить живыми экспонатами. Но все это не просто развлечение.
План-образ нынешнего сезона- активный пресс-центр. который не только освещает, но и создает события. работает и внутри школы и с ближайшим окружением. Иными словами, несет осмысленную представительскую нагрузку.
Торжественная Церемония награждения победителей в мобильном зале "Сфера" Сколково представляла собой интерактивное шоу. Партнеры проекта и вип-гости вручали победителям дипломы и призы за вклад в развитие детской журналистики.
В печатной лиге стоит отметить "гвардейцев" печатного конкурса, в этом сезоне занявших призовые места. Это газета "Антирутин" , "Лига" и "Школьный курьер" .
Мощная опора конкурса - победители лиг Альфа и Бета, среди которых также приятно было видеть новичков.
Проблемы сезона: экспертный совет обеспокоен тем, что под напором блоговой "культуры" общезначимые темы детской журналистики отступают на второй план. Выгоднее на этом фоне выглядят те, кто стойко держит оборону. Победители печатной лиги связаны верностью своей педагогической миссии: работать для читателя, объединять школьников и служить своей школе.
Лига победителей - давние очевидные лидеры Школиздата. Газеты "Контакт" и "Переменка", журнал "Класс", газеты "Сверстник", и краснодарская «Know How», а также газеты "Вместе" и "Эпиграф".
Победители печатной лиги связаны верностью своей педагогической миссии: работать для читателя, объединять школьников и служить своей школе. Все они держат планку современного школьного издания. Всего в печатной лиге 37 победителей, прочитать о них можно в "Пресс-портфолио" сезона.
А вот сетевая часть конкурса - марафон школьных СМИ России имеет 12 направлений. Это серия конкурсов, образовательных активностей, распределенных по девяти двухнедельным циклам учебного года. В каждом направлении - свои номинации и один "Золотой диплом".
Дежурный по городу, ЭкоСМИ, "Гражданин державы", "Спецкор на производстве", "Репортер онлайн", "Фокус-рейды и исследования", "Моторы и эфиры", "Лitература", "Гильдия помощников и кураторов" — рассказать обо всех направлениях марафона школьных СМИ в одном обзоре невозможно, если только рассказать об основных.
Основной вехой является репортерская эстафета "Дежурный по городу", которая объединила в этом сезоне около 30-ти городов. Смена участников -по эстафетному принципу "одна дежурная неделя в году", во время которой необходимо рассказать о своем городе на портале "Школьная пресса" и может быть за время дежурства суметь выйти на диалог с властями города.
Отлично справились с поставленными задачами этого направления марафона в текущем сезоне: Челябинск, Иваново, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Астрахань, Заречный и Самара. Золотой диплом уехал в медиастудию "Еще"; в номинации "Жанровый подход" победила "Зеленая лампа". В номинации "Журналистское расследование"- новосибирская "132%", ранее работавшая только в печатном формате, а в этом году присоединилась к сетевому.
ДПГ — это новости на портале, материалы в газету. Дежурный - не ревизор, не пресс-секретарь. Он открывает и объясняет читателю стороны города, которые скрыты от первого взгляда. Это великий проект, показывающий, что жизнь есть не только в столице.
С 18 апреля команды школьных СМИ уже трудились в составе детского пресс-центра юбилейного пятого Международного Московского салона образования, на крупнейшей выставке, организованной Министерством образования и науки РФ.
О чем может рассказать детский пресс-центр НАШпресс? Например, что думает министр о трендах в дополнительном образовании детей? Как себя чувствует в социуме ребенок с ограниченными возможностями здоровья? Какие новые проекты развивает издательство «Просвещение»?
Таким образом репортажи из серии "ММСО глазами школьных СМИ" пополнили информационное поле Салона детскими впечатлениями и непосредственностью, новым, свежим ракурсом.
Отдельно хочется отметить пресс-подход зампреда Правительства РФ Ольги Голодец на стенде Детского новостного агентства НАШпресс. Ребята подготовили и задали ей немало актуальных вопросов.
С 12 по 21 апреля для гостей Столицы была предусмотрена культурная программа.
В вечерние часы "рабочих" дней участники Дней школьной прессы посетили почти все, что предлагает афиша на Яндексе. Много раз ребята и взрослые сказали спасибо партнерам проекта: продюсерской компании Аквамарин; ТК Москва24; Музею истории полиграфии; РБК; ТАСС; ВГИК; Останкино; Мультимедиа АРТмузею; Большому театру; театру им. К.С. Станиславского. Безусловно впечатления о замечательных экскурсиях и спектаклях надолго останутся в памяти детей и взрослых.
Дни школьной прессы подвели итог очередному годовому циклу. В ближайшее время начнется новый, проектный этап- когда команды работают у себя в городах, придумывая задания для очередного сезона. Этой осенью планируется провести дни школьной прессы в разных городах России.
Все материалы созданные учащимися можно увидеть в новостной ленте портала "Школьная пресса" и социальных сетях с хештегом "НАШпресс".
Организаторы Дней школьной прессы в городе Москве РГУ им. А.Н. Косыгина и новостное агентство "НАШпресс" при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
В завершении статьи к большому сожалению учащиеся ДТО "Теле-Кино" не принимали очное участие в Большой игре, и все материалы выставляли в дистанционном варианте. Но сам Всероссийский конкурс школьных изданий СМИ им очень нравится.