12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Ерунова61
Россия
0

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся (Ерунова МГ)

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС  к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:

личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

метапредметных,  включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

   Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.

Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик  стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.  

Для повышения мотивации необходимо:

обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;

использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;

организовать  атмосферу сотрудничества  на уроке, взаимопомощь  и позитивное отношение к предмету в целом; 

осуществлять индивидуальный подход к  каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы. 

И, конечно, развитие устойчивой мотивации к учению, о которой много говорят и пишут, - на практике достичь достаточно сложно.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым  и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика».

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.Я хотела бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.

1. Обращение к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.

Например: тема "Вирусы". (8 класс)

Рассказ учителя: Существует множество видов вирусов, каждый отдельный вид поражает определенную часть компьютера, и каждый из нас 1 раз в жизни обязательно сталкивался. И у меня соответственно назрел вопрос «А существует ли защита от вирусов?» (да, антивирусные программы). А могут ли антивирусные программы уничтожить все виды вирусов? (нет) Почему?........

Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

По данной теме можно говорить с детьми на протяжении целого урока, у них настолько широкие познания в этой области. В результате, при проведении проверочной работы большинство получают хорошие оценки.

2. Создание проблемной ситуации

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Пример : очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации при изучении темы “Единицы измерения информации”.

(показать несколько слайдов презентации 6 кл «Единицы измерения информации»)

3. Решение нестандартных задач.

С опытом работы я убедилась в том, что детям очень интересна тема на кодирование информации. Им нравится как кодировать, так и декодировать информацию. На уроке я знакомлю их с одним из способов кодирования информации «Шифром Цезаря», а потом предлагаю придумать свой код и закодировать информацию. После этого обменяться с соседом по парте тетрадями и декодировать данную информацию.


Давайте познакомимся с Шифром Цезаря и выполним задание.

Шифр Цезаря один из наиболее древнейших известных шифров. Схема шифрования очень проста - используется сдвиг буквы алфавита на фиксированное число позиций. (раздать карточки учителям )

P.S.В данном случае сдвиг на 2 позиции вправо

НМЁВОЮАЙЭЬ АЮП П ЛМАЩК БМВМК!

t1667756077aa.jpg

2

Также, детям нравится решать логические задачки. Но при решении данного типа задач, результаты в классе могут координально отличаться. Кто-то будет решать данный тип задач легко и быстро, а кому-то не хватит времени на уроке разобраться с логическими задачами и приходится на перемене объяснять некоторым ребятам, где в тексте скрывались «подсказки». Как только ребенок поймет суть решения данного типа задач, их ждет успех. Они просят, еще и еще дайте порешать логические задачи.


Например:

В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коле не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?

Дети стоят в следующем порядке: Коля, Юра, Оля, Ира, Саша.


4. Проектная деятельность.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В рамках работы над проектом ученик демонстрирует яркие презентации, набирается опыта публичных выступлений, а это ему очень пригодится в дальнейшем, учится самостоятельно собирать информацию, проявлять творческую смекалку и свои способности по художественному оформлению защиты проекта. А главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности.

С ученикам 7А класса я в этом году готовлю несколько проектов, ранее участвовала с ребятами в проектной деятельности, детям нравится данный вид деятельности – это пробуждает интерес и некий азарт. Ведь в итоге будет поощрение (в виде оценки или приза).

5. Через занимательный материал: кроссворды, сканворды, ребусы, игру и т.п.

Стандартные способы проверки знаний у детей вызывают волнение, и конечно, это сказывается на результатах самостоятельных и проверочных работ. Я практикую немного другой способ проверки знаний у учеников. Например, по результатам пройденного материалам главы учебника учащиеся должны отгадать кроссворд.

На последнем уроке во 2 четверти в 6 классе я предложила детям составить кроссворд по пройденной главе. Результат работы меня порадовал……..


Давайте попробуем и мы с вами отгадать несколько ребусов, связанных с предметом Информатика

t1667756077ab.pngмонитор

t1667756077ac.pngкурсор

t1667756077ad.pngклавиатура

t1667756077ae.pngхранение


Напримеригра  «Узнай пословицу»

1.     Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)

2.     Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.     Не Windowsом единым жив компьютер  (Не хлебом единым жив человек)

4.     Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5.     Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)


6. Интерактивная доска, как средство повышения мотивации учащихся на уроке.

Что такое интерактивная доска все сей час знают.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения.

Детям очень нравится работать с интерактивной доской. Для них, это как игра: переместить, соединить, дополнить и т.д. Конечно, для учителя подготовка к уроку с использованием интерактивной доски займет больше времени, нежели к стандартному уроку, но оно того стоит. И как только учитель просит выполнить интерактивное задание, в классе «лес» рук.

(Показать интерактивное задание)


А в завершении хочу сказать, что мотивация ребенка на уроке это залог успешного усвоения учебного материала. Я считаю, что одним из важных стимулов мотивации на уроке, это похвала. Поэтому, я стараюсь всегда похвалить ученика, даже если он выполнил задание не совсем правильно. Настраиваю его так, что в следующий раз у него все получится. Давайте чаще хвалить детей!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.