Статья «Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся»
Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся
Ерунова Мария Григорьевна, учитель информатики
МБОУ Школа №11 г.Саров
В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:
личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
метапредметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.
Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.
Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.
Для повышения мотивации необходимо:
обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.
И, конечно, развитие устойчивой мотивации к учению, о которой много говорят и пишут, - на практике достичь достаточно сложно.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика».
Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.
Для повышения мотивации необходимо:
обеспечить у учеников переживание успеха в деятельности, для этого необходимо правильно подобрать уровень сложности заданий и заслуженно оценить результат;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу, тем более, что компьютеры в школе устарели, что не позволяет работать во многих программах.
Что же можно взять на вооружение? Тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями следует рассматривать учебный материал с точки зрения его полезности.
Я хотела бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.
1. Обращение к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.
Пример 1: тема "Вирусы". (8 класс)
Рассказ учителя: Существует множество видов вирусов, каждый отдельный вид поражает определенную часть компьютера, и каждый из нас 1 раз в жизни обязательно сталкивался. И у меня соответственно назрел вопрос «А существует ли защита от вирусов?» (да, антивирусные программы)
А могут ли антивир.программы уничтожить все виды вирусов? (нет) Почему?........
Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
2. Создание проблемной ситуации
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
Пример : очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации при изучении темы “Единицы измерения информации”.
(показать кусочек презентации 6 кл Единицы измерения информации)
3. Решение нестандартных задач.
Я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении, например, темы «Кодирование информации», учитывая любопытство учащихся.
Шифр Цезаря один из наиболее древнейших известных шифров. Схема шифрования очень проста - используется сдвиг буквы алфавита на фиксированное число позиций. (раздать листочки учителям ) В данном случае сдвиг на 2 позиции назад
НМЁВОЮАЙЭЬ АЮП П ЛМАЩК БМВМК!
№2
В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коле не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Дети стоят в следующем порядке: Коля, Юра, Оля, Ира, Саша.
4. Проектная деятельность.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности.
С ученика м 7А класса я в этом году готовлю несколько проектов, ранее участвовала с ребятами в проектной деятельности, детям нравится данный вид деятельности – это пробуждает интерес и некий азарт. Ведь в итоге будет поощрение (в виде оценки или приза).
5. Через занимательный материал: кроссворды, сканворды, ребусы, игру и т.п.
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них волнение, что и иногда это сказывается на результатах.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.
На последнем уроке в 7 классе я предложила детям составить кроссворд по пройденной главе. Результат работы меня порадовал……..
Давайте попробуем и мы с вами отгадать несколько ребусов, связанных с предметом Информатика
монитор
курсор
клавиатура
хранение
Например, игра «Узнай пословицу»
1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)
2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
3. Не Windowsом единым жив компьютер (Не хлебом единым жив человек)
4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)
Прием шестой: Интерактивная доска, как средство повышения мотивации учащихся на уроке.
Что такое интерактивная доска все сей час знают.
Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения.
Сколько восторга у детей, когда они выходят к доске выполнять задание, и его можно переместить, убрать, добавить и т.д. Да, это занимает определенное время у учителя в подготовке к уроку, но оно того стоит. Желающих выйти к доске – масса (почти весь класс). Демонтсрация интерактивного задания
А в завершении хочу еще добавить, что мотивация ребенка на уроке зависит не только от учителя, и от родителей тоже. Если родители не пустят на самотек обучение своего чада, а постараются контролировать выполнение дом.задания, обратят внимание на то, чем увлекается их ребенок – к чему у него тяга, может ему интересна химия – тогда нужно купить энциклопедию по химии и вместе читать и разбирать опыты и т.д. И обязательно интересоваться Как прошел день? Какие оценки получил? Что было на уроках? Создадут дома атмосферу доброжелательности и спокойствия. А главное, помочь, поддержать, подбодрить и направить своего ребенка в нужное русло!!! . Сильнейшим стимулом мотивации является похвала.
Мы все хотим, чтобы дети наши были успешными. Но что такое успех? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. И без этого ответа создание образа человека – образование – невозможно. Именно этот ответ прокладывает путь и светит добрым маяком или путеводной звездой. Именно он – главная мелодия, мотив этого пути. Мотивация – это ведь от слова мотив, не так ли?