Проектно-исследовательская работа «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях»
Выполнили воспитатели СП «Детский сад № 29 «Кораблик»» ГБОУ СОШ № 13 г. о. Чапаевск:
Петкина Татьяна Ивановна
Мещерякова Мария Сергеевна
Чапаевск, 2013 г.
Содержание
Введение |
3 |
||
Глава 1. |
Теоретические основы исследования развитие музыкальных способностей в процессе исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях |
||
1.1 |
Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста |
5 |
|
1.2 |
Влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста |
10 |
|
Глава 2. |
Анализ методической литературы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях |
||
2.1 |
Анализ требований к организации и проведению праздников в дошкольном образовательном учреждении |
17 |
|
2.2 |
Анализ методики проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении |
22 |
|
Заключение |
28 |
||
Библиография |
30 |
||
Введение
Праздник – синтез искусств. Впечатления раннего детства
часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
В данной работе мы рассмотрим роль исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках, развлечениях и ее влияние на развитие музыкальных способностей.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что музыкальное развитие детей в дошкольном возрасте остаётся одной из актуальных проблем музыкальной педагогики и психологии, а развитие музыкальных способностей в раннем детстве наиболее оптимальное время в жизни человека. На сегодняшний день в литературе по музыкальному воспитанию нет достаточно четкой концепций и подходов по развитию музыкальных способностей через исполнительскую концертную деятельность во время праздников и развлечений.
Проблема исследования. В ходе исследования, мы должны определить, как исполнительская деятельность детей на праздниках влияет на развитие их музыкальных способностей?
Объект исследования - развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - характеристика исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – определить значение исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Охарактеризовать развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях;
Изучить методику подготовки и проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении в зависимости от вида праздника и содержания;
Рассмотреть работу педагогического коллектива по подготовке и проведению музыкальных праздников и развлечений;
Проанализировать методическую литературу по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ, синтез литературы.
2. Методы обработки данных: метод анализа методической литературы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изученный, собранный и систематизированный материал о деятельности дошкольников при проведении музыкальных праздников может быть использован в работе коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Глава1. Теоретические основы исследования развитие музыкальных способностей в процессе исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях
-
Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [5,17].
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [8,11].
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [17,43]. Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»[17,22]. Это утверждение стало общепринятым.
Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается:
1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой;
2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
3) в произвольности движении (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом
быструю реакцию, инициативу, находчивость);
4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра;
1.2 Влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.
Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев — об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.
Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.
К составлению программы (это касается и содержания, и структуры) следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада, опыт работы педагогического коллектива.
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника [15].
Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.
В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.
Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.
Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми-необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Как уже отмечалось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости незаметно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность[10].
Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.
Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.
- Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник [6].
В день праздничного утренника ровное, доброе и праздничное настроение, ласковое отношение воспитателя особенно нужны детям. Необходимо, чтобы музыкальный руководитель и старший воспитатель заранее проверили праздничную программу с воспитателями и помогли с оформлением группы, подбором праздничных атрибутов, информацией для родителей. Тогда воспитатели в день утренника смогут отдать все свое внимание малышам и не будут метаться между детьми, атрибутами и текстом праздничной программы.
Хорошо, когда не только зал, но и приемную-раздевалку тоже украшают: ставят букет из осенних листьев или зеленых веток, цветов, а в новогодний праздник — ветки с мишурой или «инеем», вешают шишки, гирлянды. Это создает приподнятое настроение уже с порога.
Нарядный воспитатель встречает детей и говорит каждому ребенку: «А сегодня у нас — праздник!», любуется нарядно одетым малышом, приветствует родителей. Для них также есть празднично оформленное поздравление.
Когда собрались все дети, воспитатель показывает им праздничный макет. Заключительные штрихи в его оформление внесены воспитателем накануне.
Часто приходится видеть, как с малышами, вернувшимися в группу после утренника, сразу же начинают его «разбор»: «Вова, что это ты? Ведь умеешь читать стихотворение, а тут вышел, стал... все забыл?!», «А ты, Таня, бежишь и бежишь, не видишь что ли, что все дети остановились?!» И т. д. Радостное настроение у всех мгновенно пропадает, и у малышей надолго появляется негативное отношение и к стихам, и к пляске, а в конце концов и к празднику, так как именно после него воспитатель был особенно придирчив.
- Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в после праздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
Глава 2. Анализ методической литературы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях
2.1 Анализ требований к организации и проведению праздников в дошкольном образовательном учреждении
- Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...» [10].
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Зачем нужны праздники в детском саду?
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в актовом зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
- Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее [4]. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.
Музыка на празднике в детском саду, в синтезе взаимопроникающих искусств — художественного слова, танца, драматизации, предметов изобразительного искусства (оформления) представленных на празднике, оказывает сильное эмоционально воздействие на детей.
Вся программа праздника, действия детей — праздничной шествие, пение, игры, пляски, различные сценки и неожиданны для детей сюрпризы - сопровождаются музыкой, вызывающей у детей эмоционально-творческий подъем в их исполнительской деятельности.
Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, окрашивает различные части праздничной программы и, придавая им то торжественное, то веселое, то шутливое настроение, вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале детей и взрослых, объединяя всех общим эстетическим переживанием.
Хорошая, яркая, музыка проникает в душу ребенка, затрагивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неизгладимый след, неповторимые радостные впечатления детства. Она связывает ребёнка незримыми нитями с искусством родной страны, создавая эмоциональную основу для воспитания чувства любви и преданности своей Родине.
Таково воспитательное и эстетическое значение музыки вообще и на детском празднике особенно.
2.2 Анализ методики проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении
В современных дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические:, 8 Марта, День Российской Армии, Праздник Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой.Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
- По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными. Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6. Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др. На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки. Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).
Показ должен быть коротким, в продолжение 3-5 минут.
Сюжет показа должен быть доступным детям данного возраста. Текст должен произноситься короткими фразами, с использованием понятной детям лексики, четко, ясно и эмоционально.
Действие показа должно быть динамичным.
Использование приема диалога кукол с детьми (позвать или прогнать героя), звукоподражания.
Предоставление малышам возможности для двигательных проявлений (похлопать, потопать, помахать руками, постучать и т. д.)
Конечно, не обойтись на празднике без выступлений взрослых. На новый год к детям обязательно придет Снегурочка, а на праздник игрушек — Мальвина или красивая кукла. Эту роль, как и роль ведущего, должен играть педагог с особенными артистическими данными. Хорошо знать весь сценарий и эмоционально сыграть свою роль мало, нужно уметь импровизировать, т. к. реакция малышей бывает порой непредсказуемой.
Ни один праздник не обходится без музыки. Музыкальное оформление помогает создать нужный эмоциональный фон. Музыка оказывает сильнейшее воздействие на настроение ребенка. Она может успокоить или возбудить, заставить грустить или радоваться. Поэтому важно очень внимательно подойти к подбору музыкального сопровождения для детских игр, представлений и других моментов на празднике. Необходимо использовать музыку контрастного характера, разные по тембру и высоте музыкальные игрушки. Это поможет обогатить слуховой опыт детей. Музыка должна соответствовать возрасту. Мы бы посоветовали использовать аудиозаписи из серий «Классическая музыка для детей», «Музыка для малышей», «Малыш и классика», «Волшебные голоса природы» и др. Музыка не должна перевозбуждать детей, должна быть приятной для восприятия.
Хотелось бы отметить особое отношение малышей к пению взрослого, особенно а-капельному. Красивый, нежный голос приковывает их внимание. Если у вас есть возможность, чаще пойте детям на занятиях и праздниках.
Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар [4].Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
Заключение
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой. Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми - необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов.
В работе исследовано влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях в детском саду на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что активное вовлечение дошкольников в исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях в детском саду является благоприятным условием для развития их музыкальных способностей, а также полноценного гармоничного развития личности ребенка. Это является основной задачей детского сада и педагогического коллектива в целом. Следовательно, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение. Изученный, собранный и систематизированный материал о деятельности дошкольников при проведении музыкальных праздников может быть использован в работе.
Библиография
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Просвещение, 2008. -175 с.
Арисменди А.Л. де. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс,2009. – 176с.
Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей. – М: Музыка, 2003. – 121с.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 2004
Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор. – Рязань: Дом творчества, 2004.- 48с.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 2004. - 95с.
Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 2006. – 284с.
Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред.Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. - 270с.
Михайлова Л.И., Метлов Н.А. Праздничные утренники в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 98с.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М.: Музыка, 2007. – 124с.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные детские песни. – М.: Музыка, 2004. – 78с.
Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста сайт:http://www.mykod.ru/index.php/2009-05-02-08-42-03/2009-05-02-08-42-49/142-2009-05-02-10-48-06.html
Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. – М.: Просвещение, 2007. – 191с.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. Ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174с.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 2004. – 223с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.: Просвещение, 2007.- 128с.
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2007. – 144с.
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2008. – 143с.
Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. – Киев: Украина, 2008.