12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
7

Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность (из опыта работы)

Наталья Анатольевна Карташова

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «Малоенисейская СОШ»

с. Малоенисейское, Бийского района Алтайского края, РФ

СТАТЬЯ

Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную

деятельность (из опыта работы)

Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом. Который не боится ставить перед собой цель и получать результат, продукт своей работы. Все эти качества закладываются в ребенка учителем. По моему мнению, современный учитель должен быть педагогом-мастером и сам обладать теми качествами, которые он прививает своим ученикам.

Давайте с вами предположим, что формирование в ребенке таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к творчеству зависят от грамотно и правильно применяемой методики работы учителем на уроке с младшими школьниками.

Рассматривая и апробируя некоторые современные методики работы, больше всего меня заинтересовала та, которая способствует формированию у учащихся широкого спектра УУД, личностных результатов. И эта методика проектная. Конечно же данный метод не вытесняет классно – урочную систему обучения она применяется мною совместно с другими активными методами обучения.

В связи с этим мною была выбрана тему самообразования «Использование проектного метода обучения младших школьников с целью развития личностных качеств».

Мне хочется напомнить вам о тех универсальных учебных действиях, которые удается сформировать у ребенка при систематическом и структурированном применении проектного метода на уроках и во внеурочное время.

Проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные.

И все это реально воплотить в жизнь при правильном применении данной методики. Главное не бояться и показать учащимся свою уверенность и стремление получить положительный результат в обучении.

Как же мною применяется проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время. Итак, предмет математика. Чаще всего работаю с краткосрочными проектами – до четырех уроков. На которых так же получается реализовать все этапы работы над проектом. В результате которых мы получаем такие продукты как книжки малышки, математические газеты, буклеты, презентации. Более удачными считаю такие темы как Задачи на движение, правильные многоугольники, таблица умножения и т.д.

А теперь окружающий мир. Сам курс способствует развитию у учащихся самостоятельности, так как учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Далее поэтапно собранный материал объединяется в единый проект и в дальнейшем оформляется для участие в конкурсах.

Если рассматривать применение метода проектов на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков, их анализ. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Некоторые проекты, выполненные на уроках, становятся основой для исследовательских работ.

Одним словом, любой урок можно превратить в интересное занятие, с применением метода проектов которое запомнится каждому ребенку так как он становится участником творческого процесса, где у него формируются все те качества о которых было сказано мною ранее.

Для меня, педагога начальных классов, уже более 7 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, понимаешь, что вся работа была выполнена не зря.

За время моей работы с детьми по проектно-исследовательской деятельности были достигнуты большие результаты:

С 2012 по настоящее время детьми было создано огромное количество проектов. 52 из них в школьных, окружных и районных, всероссийских конкурсах занимали призовые места. Среди них такие работы как : «Есть ли сходство обезьяны с человеком» ,«Моя школа. Прошлое. Настоящее. Будущее», «Влияние раствора никотина на рост и развитие фасоли и лука», Проекты «Дом для птиц», «Накормим бездомных животных», «Мой прадед тоже был герой, «Паводковые воды села Малоенисейского, как следствие природных условий» - «По следам мамонтов Сибири», «Лукоморье, миф или реальность?», «Ленточный бор достопримечательность Сибири», «Образ лошади в русской литературе», «Почему левша?», «Ребятушки - домовятушки» и мн. др.

Как педагог, активно применяющая в своей работе с детьми проектный и исследовательский метод, стараюсь самообразовываться и повышать свою компетентность, а так же обобщать свой опыт в статьях и научно исследовательских работах. В результате по данной теме мною было написано 5 научно – исследовательских работы, которые были проведены и апробированы на базе «МБОУ Малоенисейская СОШ»:

1. Повышение познавательной активности младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности.

2. Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.

3. Методика использования проектной технологии при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе

4. «Развитие компетенций проектной деятельности младших школьников при изучении многообразия растений в курсе «Окружающий мир»»

5. «Влияние тревожности на успеваемость младших школьников».

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что применение метода проектов на уроках и во внеурочное время дает развитие как учителя, так и ученика.

Ниже представляю конспект урока с использованием метода проектов.

Литература

1. Проектный урок. Сборник статей [Текст] / Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. – (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.). – М.: МИОО, 2006.

2 . Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 24-44.

3. Тихонова, Н.Г. Проектная технология в начальной школе // ШМО учителей начальных классов. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tihonova65.ucoz.ru/publ/proekty_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-5 -[Дата обращения 02.09.2019].Данная статья доказывает, что не нужно бояться начинать что-то новое в работе, применять интересные методики и технологии, ведь в результате может получиться очень интересный продукт.




МБОУ «Малоенисейская СОШ»


План конспект урока по окружающему миру 3 класс

Программа: Школа России


Учитель начальных классов высшей  кат: Карташова Наталья Анатольевна


Цель урока: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

Воспитательная: воспитывать умение работать в парах; любовь и бережное отношение к природе.

Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке,

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала

Формы и методы работы: проектно-исследовательский, частично поисковый.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Оборудование: презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс, видеофрагменты мультфильма.

Планируемый результат

Дети учатся:

выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;

искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в парах.


Умения, характеризующие достижение результата:

различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);

узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

составлять план работы;

собирать необходимую информацию из разных источников;

анализировать, классифицировать найденную информацию.





Ход работы

Этап работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приложение

Актуализация знаний. Мотивация.


Сколько здесь везде простора:

Ели, тополя растут,

Здесь цветов ковры-узоры

На земле под небом ткут.

Сколько здесь березок белых,

Лип, черемух и рябин,

Иволг нежные напевы

И пьянит вокруг жасмин.

Сколько красок, сколько лета!!!

И гудит о чем-то шмель.

И летит, летит планета,

Распахнув в природу дверь.


Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Меня зовут Наталья Анатольевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Хочется пожелать вам успехов в нашей общей работе и положительных эмоций от занятия.

Слушают учителя.






Демонстрируют готовность к уроку.

Слайд № 1

t1618414398aa.png

II. Самоопределение деятельности.

С самого детства нам приходится наблюдать за миром-быть наблюдателями, исследовать его – быть исследователями, изучать его – быть учеными. Я предлагаю вам сегодня применить все свои знания и умения на нашем уроке. А начнем мы с того, что понаблюдаем за одной маленькой девочкой. Когда будем просматривать фрагмент мультфильма.

У вас на столах лежат чистые листы бумаги

Вам необходимо будет записать на них известные вам названия растений, которые встретятся главной героине по пути.

Давайте возьмем ручки и приготовимся к просмотру.

Смотрят фрагмент мультфильма. Делают записи

t1618414398ab.jpg

Ребята удалось ли вам справиться с заданием? Какие растения встречались Маше по дороге? Смотрите, сколько много растений, какое разнообразие.

Дети читают свои записи.


Давайте с вами вместе определим, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Сформулируем тему?

Ответы детей. Мы будем изучать растения.


Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока:

«Многообразие растений»

Предложение

детей

t1618414398ac.pngСлайд

Ребята попробуем поставить цель урока?

Предложение

Детей

Познакомиться с разнообразием растений

t1618414398ad.png

Слайд

3. Работа по теме

Я хочу предложить вам такой план работы на сегодняшний урок

Познакомиться с информацией о растениях. (Для этого нам понадобится учебник, дополнительная информация в распечатках)

Поработать с таблицей и гербариями

Подготовить устный ответ

Выступить

«Оживить» книгу

Обсудить результаты. Что у нас получилось.

Все это есть у вас на партах



t1618414398ae.png




Алгоритм: слайд

А сейчас обратите внимание что у меня в руках.

Ответы детей


Совершенно верно книга. Но это не простая книга. Она не живая. Так как все страницы в ней чистые. Наша с вами задача дать жизнь этой книге, для этого нам будет необходимо заполнить ее страницы, собрав необходимый материал.

Книга


Введение в тему урока

И к ее оживлению мы приступим прямо сейчас. Ребята, ответьте мне на вопросы.

Ученые утверждают, что растения это живые существа. Правда ли это?

Ответы детей.

Дышат

Размножаются

Питаются

Развиваются

Умирают.

Ответ в конверте.


Спасибо за ответы. Мы сейчас узнаем правильный ответ.

У кого на парте лежит конверт № 1

Прочитайте что там написано

Вы молодцы. Сейчас мы заполним 1 страницу нашей волшебной книги.

Дети читают правильный ответ.


Наклеивают его на 1 страницу



А что дают растения человеку?





У кого на парте конверт № 2.

Прочитайте правильный ответ. Молодцы. Заполним вторую страницу?


Ответы детей

Пищу, для промышленности, для строительства, для животных.


Ученик наклеивает в книгу.



А сейчас посмотрите на слайд? Что вы видите?


Ответы детей

Фото различных групп растений


Вы знаете название этих растений?

Что их объединяет? Так вот ребята оказывается это растения представители разных групп. И Маша из мультфильма об этом не знала

Сможете ли вы назвать эти группы?

Откроем Конверт № 3

Молодцы. Наклеим все эти группы в содержание книги.

Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Это все растения из разных групп.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.


Книга

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.


Из чего могут состоять растения?

Ваши предположения?

Откроем конверт № 4.

Ответы детей



Что это за наука изучает растения?

Откроем конверт № 5 Отлично ребята. Наша книга начала оживать.


Ответ детей. Ботаника.



Ребята, сегодня вы будите выступать в роли ботаников. Одна группа детей будет исследовать водоросли, вторая, мхи, третья папоротники, четвертая – хвойные растения и пятая цветковые.

Вы заполните свою таблицу «Из чего состоят растения» После чего составим общую таблицу. Которая будет висеть на доске для сравнения.

У вас на столах лежит план помощник вашего ответа. Заполните его. И начнем выступление. Приступаем к работе.

Слушают учителя

Приступают к работе

t1618414398af.png

Закрепление изученного материала

Итак, закончили работу. Внимательно посмотрим на сводную таблицу. В каждой группе растений есть отличительные признаки благодаря которым мы сможем распознать растение. Какие, мы узнаем из ваших ответов.

Заполнение общей таблицы

На доске таблица

Слайд на доске

Защита творческих работ

Для защиты группы водорослей приглашается один из учащихся.

Защиту проводим таким образом. Цель работы, какими источниками пользовались, что узнали.

Наклеиваем полученную информацию в нашу книгу.


Защита на листах.

t1618414398ag.png

Слайд


Вот и наша с вами книга о Многообразии растений ожила. На ее страницах появилась информация о растениях. Теперь она готова давать знания другим учащимся вашей школы







Подведение итогов

Давайте закрепим наши знания и ответим на вопросы

На какие группы делятся растения

Приведите примеры

А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы помочь Маше растения разделить на группы. Вернемся к тем записям которые мы делали в начале урока.

Давайте эти растения определим в группы. Кто готов

Ответы детей



Рефлексия.

А в заключении вы получили маленькие листочки.

Синквейн. На маленьком листочке бумаги предлагаю заполнить 5 строчек:

1-я строка – одно имя существительное (тема);Растение

2-я строка – два прилагательных (по теме); красивые, разные

3-я строка – три глагола по теме; дышат, размножаются, развиваются

4-я строка – предложение по теме; растение в природе очень разнообразно

5-я строка – заключительное слово или фраза.по теме. Красота.

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели урока?

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …


Домашнее задание У стр 69-73. Т стр 31 № 7,8


Ответы детей
























На доске надписи



Литература



Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины [Текст] / В.В. Петров. – 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1991. – С. 101-132.

Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 2 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.

Плешаков, А.А. Окружающий мир. [Текст]: учебник для 3 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.М.: Просвещение, 2017.

Штуканова, Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Журнал «Начальная школа» – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://n- shkola.ru/articles/view/47 - [Дата обращения 14.10.2019].




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.