Статья «Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность»
Наталья Анатольевна Карташова
Учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
с. Малоенисейское, Бийского района Алтайского края, РФ
СТАТЬЯ
Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную
деятельность (из опыта работы)
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом. Который не боится ставить перед собой цель и получать результат, продукт своей работы. Все эти качества закладываются в ребенка учителем. По моему мнению, современный учитель должен быть педагогом-мастером и сам обладать теми качествами, которые он прививает своим ученикам.
Давайте с вами предположим, что формирование в ребенке таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к творчеству зависят от грамотно и правильно применяемой методики работы учителем на уроке с младшими школьниками.
Рассматривая и апробируя некоторые современные методики работы, больше всего меня заинтересовала та, которая способствует формированию у учащихся широкого спектра УУД, личностных результатов. И эта методика проектная. Конечно же данный метод не вытесняет классно – урочную систему обучения она применяется мною совместно с другими активными методами обучения.
В связи с этим мною была выбрана тему самообразования «Использование проектного метода обучения младших школьников с целью развития личностных качеств».
Мне хочется напомнить вам о тех универсальных учебных действиях, которые удается сформировать у ребенка при систематическом и структурированном применении проектного метода на уроках и во внеурочное время.
Проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные.
И все это реально воплотить в жизнь при правильном применении данной методики. Главное не бояться и показать учащимся свою уверенность и стремление получить положительный результат в обучении.
Как же мною применяется проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время. Итак, предмет математика. Чаще всего работаю с краткосрочными проектами – до четырех уроков. На которых так же получается реализовать все этапы работы над проектом. В результате которых мы получаем такие продукты как книжки малышки, математические газеты, буклеты, презентации. Более удачными считаю такие темы как Задачи на движение, правильные многоугольники, таблица умножения и т.д.
А теперь окружающий мир. Сам курс способствует развитию у учащихся самостоятельности, так как учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Далее поэтапно собранный материал объединяется в единый проект и в дальнейшем оформляется для участие в конкурсах.
Если рассматривать применение метода проектов на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков, их анализ. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Некоторые проекты, выполненные на уроках, становятся основой для исследовательских работ.
Одним словом, любой урок можно превратить в интересное занятие, с применением метода проектов которое запомнится каждому ребенку так как он становится участником творческого процесса, где у него формируются все те качества о которых было сказано мною ранее.
Для меня, педагога начальных классов, уже более 7 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, понимаешь, что вся работа была выполнена не зря.
За время моей работы с детьми по проектно-исследовательской деятельности были достигнуты большие результаты:
С 2012 по настоящее время детьми было создано огромное количество проектов. 52 из них в школьных, окружных и районных, всероссийских конкурсах занимали призовые места. Среди них такие работы как : «Есть ли сходство обезьяны с человеком» ,«Моя школа. Прошлое. Настоящее. Будущее», «Влияние раствора никотина на рост и развитие фасоли и лука», Проекты «Дом для птиц», «Накормим бездомных животных», «Мой прадед тоже был герой, «Паводковые воды села Малоенисейского, как следствие природных условий» - «По следам мамонтов Сибири», «Лукоморье, миф или реальность?», «Ленточный бор достопримечательность Сибири», «Образ лошади в русской литературе», «Почему левша?», «Ребятушки - домовятушки» и мн. др.
Как педагог, активно применяющая в своей работе с детьми проектный и исследовательский метод, стараюсь самообразовываться и повышать свою компетентность, а так же обобщать свой опыт в статьях и научно исследовательских работах. В результате по данной теме мною было написано 5 научно – исследовательских работы, которые были проведены и апробированы на базе «МБОУ Малоенисейская СОШ»:
1. Повышение познавательной активности младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности.
2. Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.
3. Методика использования проектной технологии при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе
4. «Развитие компетенций проектной деятельности младших школьников при изучении многообразия растений в курсе «Окружающий мир»»
5. «Влияние тревожности на успеваемость младших школьников».
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что применение метода проектов на уроках и во внеурочное время дает развитие как учителя, так и ученика.
Ниже представляю конспект урока с использованием метода проектов.
Литература
1. Проектный урок. Сборник статей [Текст] / Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. – (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.). – М.: МИОО, 2006.
2 . Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 24-44.
3. Тихонова, Н.Г. Проектная технология в начальной школе // ШМО учителей начальных классов. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tihonova65.ucoz.ru/publ/proekty_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-5 -[Дата обращения 02.09.2019].Данная статья доказывает, что не нужно бояться начинать что-то новое в работе, применять интересные методики и технологии, ведь в результате может получиться очень интересный продукт.
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
План конспект урока по окружающему миру 3 класс
Программа: Школа России
Учитель начальных классов высшей кат: Карташова Наталья Анатольевна
Цель урока: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
Воспитательная: воспитывать умение работать в парах; любовь и бережное отношение к природе.
Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке,
Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала
Формы и методы работы: проектно-исследовательский, частично поисковый.
Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Оборудование: презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс, видеофрагменты мультфильма.
Планируемый результат
Дети учатся:
выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в парах.
Умения, характеризующие достижение результата:
различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);
узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;
выдвигать гипотезы и обосновывать их;
составлять план работы;
собирать необходимую информацию из разных источников;
анализировать, классифицировать найденную информацию.
Ход работы
Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приложение |
Актуализация знаний. Мотивация. | Сколько здесь везде простора: Ели, тополя растут, Здесь цветов ковры-узоры На земле под небом ткут. Сколько здесь березок белых, Лип, черемух и рябин, Иволг нежные напевы И пьянит вокруг жасмин. Сколько красок, сколько лета!!! И гудит о чем-то шмель. И летит, летит планета, Распахнув в природу дверь. Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Меня зовут Наталья Анатольевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Хочется пожелать вам успехов в нашей общей работе и положительных эмоций от занятия. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Слайд № 1 |
II. Самоопределение деятельности. | С самого детства нам приходится наблюдать за миром-быть наблюдателями, исследовать его – быть исследователями, изучать его – быть учеными. Я предлагаю вам сегодня применить все свои знания и умения на нашем уроке. А начнем мы с того, что понаблюдаем за одной маленькой девочкой. Когда будем просматривать фрагмент мультфильма. У вас на столах лежат чистые листы бумаги Вам необходимо будет записать на них известные вам названия растений, которые встретятся главной героине по пути. Давайте возьмем ручки и приготовимся к просмотру. | Смотрят фрагмент мультфильма. Делают записи |
|
Ребята удалось ли вам справиться с заданием? Какие растения встречались Маше по дороге? Смотрите, сколько много растений, какое разнообразие. | Дети читают свои записи. | | |
Давайте с вами вместе определим, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируем тему? | Ответы детей. Мы будем изучать растения. | | |
Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока: «Многообразие растений» | Предложение детей | Слайд | |
Ребята попробуем поставить цель урока? | Предложение Детей Познакомиться с разнообразием растений |
Слайд | |
3. Работа по теме | Я хочу предложить вам такой план работы на сегодняшний урок Познакомиться с информацией о растениях. (Для этого нам понадобится учебник, дополнительная информация в распечатках) Поработать с таблицей и гербариями Подготовить устный ответ Выступить «Оживить» книгу Обсудить результаты. Что у нас получилось. Все это есть у вас на партах | | Алгоритм: слайд |
А сейчас обратите внимание что у меня в руках. | Ответы детей | | |
Совершенно верно книга. Но это не простая книга. Она не живая. Так как все страницы в ней чистые. Наша с вами задача дать жизнь этой книге, для этого нам будет необходимо заполнить ее страницы, собрав необходимый материал. | Книга | | |
Введение в тему урока | И к ее оживлению мы приступим прямо сейчас. Ребята, ответьте мне на вопросы. Ученые утверждают, что растения это живые существа. Правда ли это? | Ответы детей. Дышат Размножаются Питаются Развиваются Умирают. | Ответ в конверте. |
| Спасибо за ответы. Мы сейчас узнаем правильный ответ. У кого на парте лежит конверт № 1 Прочитайте что там написано Вы молодцы. Сейчас мы заполним 1 страницу нашей волшебной книги. | Дети читают правильный ответ. Наклеивают его на 1 страницу | |
| А что дают растения человеку? У кого на парте конверт № 2. Прочитайте правильный ответ. Молодцы. Заполним вторую страницу? | Ответы детей Пищу, для промышленности, для строительства, для животных. Ученик наклеивает в книгу. | |
| А сейчас посмотрите на слайд? Что вы видите? | Ответы детей | Фото различных групп растений |
| Вы знаете название этих растений? Что их объединяет? Так вот ребята оказывается это растения представители разных групп. И Маша из мультфильма об этом не знала Сможете ли вы назвать эти группы? Откроем Конверт № 3 Молодцы. Наклеим все эти группы в содержание книги. | Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник. Это все растения из разных групп. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | Книга Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. |
| Из чего могут состоять растения? Ваши предположения? Откроем конверт № 4. | Ответы детей | |
| Что это за наука изучает растения? Откроем конверт № 5 Отлично ребята. Наша книга начала оживать. | Ответ детей. Ботаника. | |
| Ребята, сегодня вы будите выступать в роли ботаников. Одна группа детей будет исследовать водоросли, вторая, мхи, третья папоротники, четвертая – хвойные растения и пятая цветковые. Вы заполните свою таблицу «Из чего состоят растения» После чего составим общую таблицу. Которая будет висеть на доске для сравнения. У вас на столах лежит план помощник вашего ответа. Заполните его. И начнем выступление. Приступаем к работе. | Слушают учителя Приступают к работе |
|
Закрепление изученного материала | Итак, закончили работу. Внимательно посмотрим на сводную таблицу. В каждой группе растений есть отличительные признаки благодаря которым мы сможем распознать растение. Какие, мы узнаем из ваших ответов. | Заполнение общей таблицы | На доске таблица Слайд на доске |
Защита творческих работ | Для защиты группы водорослей приглашается один из учащихся. Защиту проводим таким образом. Цель работы, какими источниками пользовались, что узнали. Наклеиваем полученную информацию в нашу книгу. | | Защита на листах.
Слайд |
| Вот и наша с вами книга о Многообразии растений ожила. На ее страницах появилась информация о растениях. Теперь она готова давать знания другим учащимся вашей школы | | |
| | | |
Подведение итогов | Давайте закрепим наши знания и ответим на вопросы На какие группы делятся растения Приведите примеры А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы помочь Маше растения разделить на группы. Вернемся к тем записям которые мы делали в начале урока. Давайте эти растения определим в группы. Кто готов | Ответы детей | |
Рефлексия. | А в заключении вы получили маленькие листочки. Синквейн. На маленьком листочке бумаги предлагаю заполнить 5 строчек: 1-я строка – одно имя существительное (тема);Растение 2-я строка – два прилагательных (по теме); красивые, разные 3-я строка – три глагола по теме; дышат, размножаются, развиваются 4-я строка – предложение по теме; растение в природе очень разнообразно 5-я строка – заключительное слово или фраза.по теме. Красота. Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели урока? Мне удалось сегодня … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … Домашнее задание У стр 69-73. Т стр 31 № 7,8 | Ответы детей | На доске надписи |
Литература
Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины [Текст] / В.В. Петров. – 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1991. – С. 101-132.
Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 2 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. [Текст]: учебник для 3 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
Штуканова, Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Журнал «Начальная школа» – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://n-shkola.ru/articles/view/47- [Дата обращения 14.10.2019].