Развитие образного мышления на уроках ИЗО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа № 11
«Развитие образного мышления на уроках ИЗО»
Выполнил: учитель ИЗО
МБОУ ОШ № 11
Федорова И.В.
С.п.Ильино
Пояснительная записка
Образовательная область «Искусство» - одно из самых динамично развивающихся направлений педагогики в последние годы. Предметы образовательной области «Искусство» - ИЗО, музыка и МХК в школе являются тем фундаментом, на котором нашли свое отражение духовный опыт человечества, поиски смысла жизни и существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Но здесь же следует признать, что неисчерпаемое богатство духовного опыта, накопленного человечеством, нашедшее отражение в искусстве, становится достоянием далеко не каждой личности. Если при восприятии произведений искусства не достигается их понимание, если при этом чувства не приходят в волнение, трудно говорить о воздействии нравственного и духовного потенциала искусства на сознание человека. А раз искусство не становится частью жизни, можно ли говорить об овладении духовным опытом, содержащимся в нем, и использовании этого опыта в познании действительности, в построении собственной стратегии жизни.
Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд
требований, одним из которых является формирование творческой
активности ее выпускников. В ряду проблем подготовки молодого человека к активной социальной и профессиональной жизни выделяется проблема
развития его образного мышления, как важнейшей характеристики
креативности личности. Что на сегодняшний момент наиболее актуально и
востребовано. Важное место в данном аспекте занимают предметы
художественно-эстетического цикла. Именно им принадлежит основная роль в формировании творческих способностей ребенка.
Согласно рабочей программе «Искусство» под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского основными формами учебной деятельности являются: практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Одним из предметных результатов освоения учебного предмета указано: приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах(театр и кино).
Таким образом можно сказать, что уроки изобразительного искусства решают целый ряд специфических задач, связанных с эстетическими возможностями искусства, что позволяет школьнику сформировать понятия и представления об окружающем мире через собственную художественно-творческую деятельность. Являясь источником познания и формирования мировоззрения, изобразительная деятельность учащихся, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, всесторонне воздействует на становление личности.
Основным компонентом творческой деятельности на уроке изобразительного искусства в 5-8 классах является художественно-образное мышление, в результате которого, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые субъективные образы на языке изобразительного искусства. Однако его развитие может осуществляться только в творческой деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения.
В работе использую комплект учебников под редакцией Б.Неменского, которые, по моему мнению, отвечают всем требованиям современного образования и наиболее полно раскрывают тот учебный материал, который необходим для современного школьника, идущего в ногу со временем.
Изучение теоретического материала показало, что проблема развития
образного мышления школьников занимает умы многих исследователей,
именно это иллюстрируют многократные попытки ее разрешения.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор
Комарова Т.С. считает, что «Недостаточный уровень развития образных
представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в
шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших
классов)». Психологи Якобсон П.М., Романов Е.С. подчеркивают, что для
развития образных представлений и образного мышления большое значение
имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей, как
изобразительная и конструктивная. А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм
формирования творческой личности, указывает на необходимость развития
творческого воображения, мышления, внимания, памяти.
Цель исследования: развитие образного мышления на уроках изобразительного искусства в рамках концепции проблемного обучения.
Задачи исследования:
- изучить и внедрить методы и приемы, формирующие образное, абстрактное и пространственное мышления школьников;
- создать условия для формирования умения видеть мир и предметы во взаимосвязи;
- создать условия для развития художественного вкуса и фантазии учащихся;
- расширять возможности для самостоятельной деятельности учащихся.
Основная часть
В процессе присвоения культурных ценностей своего народа и формирования характера взрослеющего человека особенно важным является развитие художественно-образного мышления, которое позволяет на основе идеи «прекрасного» более эффективно формировать внутреннюю культуру подростка и его убеждения.
Изобразительное искусство в общеобразовательном учреждении в первую очередь связано с поиском данной идеи прекрасного на основе художественно-творческих решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями развития школьников разного возраста, а именно — с их художественно-образным мышлением.
Обобщенное познание окружающего мира средствами изобразительного искусства обучающимися на уроках изобразительного искусства чаще всего происходит путем подражания, чувственного отражения и интерпретации сути явлений. Таким отражением объективной реальности является образ. «Образ» в переводе с латинского означает имитацию. Художественный образ — это присущая искусству форма отражения действительности и отношения к ней художника, раскрывающая общее через конкретное и осуществляемая в творческом процессе. Следовательно, образ имеет сложную собирательную структуру, в которой мы выделяем несколько уровней:
– образ-замысел в творческом воображении художника;
– образ-произведение, воплощенный в том или ином материале;
– образ-восприятие, возникающий в сознании зрителя.
Художественно-образное мышление является сложным психическим процессом, включающим в себя теоретическое и эмпирическое основания познания действительности.
Художественно-образное мышление формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность (как способность к обнаружению и постановке проблем, творческая продуктивность), синестезия (как способность воспринимать информацию всесторонне, по всем существующим каналам восприятия), память, эмпатия (способность к сопереживанию), анализ и сопоставление, наличие личностно значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность (чувствительность), ассоциативность (способность при восприятии заданного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самоконтроль, критика и т. д.).
Выделяют три этапа развития художественно-образного мышления у учащихся:
1. Этап подражания, служащий для выработки умений и навыков.
2.Этап репродуктивного развития художественно-образного мышления, необходимый для преемственности прежних форм художественной культуры и выработки у учащихся определенного типа художественно-образного мышления, ограниченного рамками определенной художественной культуры. В рамках нашей современной культуры — это, прежде всего, академический метод обучения в форме реалистического отражения действительности.
3. Этап творческого развития художественно-образного мышления, необходимый для дальнейшего развития культуры в целом и развития оригинальности и неповторимости мышления в частности.
К первому этапу мы относим теоретико-эмпирические знания учащихся основных законов рисунка, живописи и декоративного рисования. Такие знания в практическом воплощении составляют конструкцию художественного образа, его выразительности. Умение образно мыслить и качественно передавать продукт мыслительной деятельности в творческих работах особенно важно на уроках изобразительного искусства в основной школе. Второй этап превращает знания первого этапа в умения и владения. Высшим результатом развития образного мышления младших подростков является творческий уровень оперирования или владения образами. Показателем развития образного мышления в условиях изобразительной деятельности учащихся может служить устойчивое проявление позитивного развития «образности» в творческих работах. Развитие происходит в процессе освоения определенных типов деятельности. Следовательно, «развитие» обозначает как изменение мышления школьников, так и связанное с ним изменение продуктов их изобразительной деятельности в определенных условиях среды.
Говоря о таких условиях, мы, прежде всего, говорим о психолого-педагогических условиях развития художественно-образного мышления учащихся на уроке изобразительного искусства. Необходимо разработать и внедрить такие методики и приемы преподавания изобразительного искусства, которые обеспечат развитие художественно-образного мышления, как творческой грани личности современного ученика.
Создать условия развития образного мышления на уроках в рамках концепции проблемного обучения можно на следующих видах занятий:
Рисование на темы (построение композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению, и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры). Этот вид занятий наиболее полно отвечает требованиям развития художественно-образного мышления обучающихся. Но мышление оперирует образами практического опыта познания мира. Это означает, что необходимо сначала овладеть умениями выполнить реалистический рисунок. Основы этих знаний и умений можно заложить учащимся на уроках рисования с натуры.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. При переходе из младшего звена в среднее и далее — в старшие классы учащиеся продолжают изучать на разных уровнях сложности простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Такой подход в формировании изобразительных компетенций учащихся создает «инструментарий» выразительности художественного образа в рисунках младших подростков.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Возникающий в представлении подростков образ, до того как он будет изображен, необходимо наполнить содержательными характеристиками. Для более ясного отражения в мышлении ребенка предметов, явлений, событий нужно использовать взаимосвязь эмоционально-чувственных и рационально-логических факторов. Здесь главную роль играет компетентность учителя. Беседы также воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Вербальное участие в беседе класса, процессы представления, воображения, фантазии — все это дает необходимый фундамент для развития художественно-образного мышления обучающих.
Квалификация учителя, уровень его профессионального мастерства принципиально изменяет качественный уровень обучения учащихся. Высокий уровень развития образного мышления педагога, способность создавать художественные образы в собственной изобразительной деятельности и творчестве являются основным педагогическим условием развития творческих способностей учащихся. Для эффективного развития образного мышления и создания выразительного художественного образа в рисунке необходимо добавить стадию умственного моделирования образа, основанную на образной, выразительной речи учителя, использующего для наполнения представлений учащихся яркие, образные выражения, сравнения, аналогии, метафоры. Создание творческой, эмоционально насыщенной атмосферы на уроке изобразительного искусства — основополагающее психолого-педагогическое условие развития художественно-образного мышления младших подростков.
Урок-игра является самой «нестандартной» формой проведения занятий в процессе развития художественно-образного мышления у подростков. И таким видом занятия часто пренебрегают учителя, не уделяя должного внимания этой проблеме. А ведь интерактивность, интерес, увлекательность, новые знания и закрепление пройденного — те аспекты развития образного мышления, которые в полной мере позволят школьникам лучше понять прочную связь искусства с окружающим миром.
Обозначая эффективные виды занятий по изобразительному искусству в русле нашей проблемы, необходимо сказать, что доминирующей типологией занятий будет комбинированный тип урока, так как развитие художественно-образного мышления — сложный и многогранный процесс. Помимо данных форм обучения, в контексте развития художественно-образного мышления подростков особую роль играют методические средства. Для эффективного развития художественно-образного мышления важно применение комплексной системы методов на уроках комбинированного типа с использованием средств информационно- коммуникативных технологий (далее — ИКТ). Анализ современной методической литературы, рассматривающий вопрос создания выразительного образа в работах учащихся младшей и средней школ, показал, что применение средств ИКТ в педагогическом процессе расширяет возможность влияния на формирование необходимых компетенций личности. ИКТ интересует нас не только с позиций подмены классических наглядных материалов и пособий, но, прежде всего, как современное средство развития художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства. Выявлено доминирование повествовательно-описательного, «раздумывающего» характера образов, более свободное использование изобразительных техник.
Заметим, что при любом обучении усвоение художественных компетенций происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся. Учет индивидуальных особенностей детей — одно из ведущих условий развития мышления младших подростков. Важное значение в учебно-воспитательном процессе необходимо уделять одному из главных дидактических принципов — последовательности и систематичности.
Урок искусства – неповторимое авторское произведение учителя и учеников в конкретных обстоятельствах, наполненных неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания.
Школьник на уроке должен иметь право на творчество, осознанный выбор образовательной траектории, право на ошибку, коллективное обсуждение проблем, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает процесс учения личностно-значимым и мотивированным.
Приёмы работы для развития образного мышления на уроках изобразительного искусства.
- Приём создания необычных образов.
Г и п е р б о л и з а ц и я – преувеличение некоторых свойств в создаваемых образах. Примером являются мифологические персонажи: циклопы – одноглазые великаны; цербер – трехголовый пес со змеиным хвостом; тифон – стоглавое огнедышащее чудовище; т.д.
А г г л ю т и н а ц и я (латинск. «приклеивать») – соединение частей и свойств разных образов в единый. С помощью этого приёма созданы многие мифологические персонажи: Русалка – полудевушка-полурыба; Сирена – полуптица-полуженщина; Сфинкс – крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщины; т.д.
- Приём создание образов по словесному описанию. Создавая наглядные
Образы к стихотворениям, нельзя обойтись без работы души. Душе – этому абстрактному, идеальному понятию человек многим обязан в своём развитии. Так же можно уделить внимание такой работе, как «озвучивание» образов (пение птиц, журчание воды т.д.).
- Приём пиктограмм (схематизированный знак). В настоящее время
пиктограммы можно увидеть на машинах, учреждениях, вдоль автомобильных дорог. Когда мы видим изображение чаши с обвивающей её змеёй, то знаем, что знак символизирует медицину и фармакологию. Если пиктограмма известна, то воображения не требуется. Чтобы понять, что она обозначает. А если пиктограмма новая, то требуется комбинационная работа мозга, чтобы определить смысл. Задание: придумать к пиктограмме название («натуральные соки», «инкубатор», «лечим раздвоение личности»); придумать к событию, действию соответствующую пиктограмму.
- Образы растительного мира. Огромно богатство растительного мира.
Причудливо изогнутый ствол дерева может служить манекеном для создания всевозможных образов: кикимора, лесной зверь, голова лося с раскидистыми рогами, элегантная балерина и т.д. бывая в лесу на экскурсии, можно набросками создать большую галерею интересных образов, которые в дальнейшем могут стать героями иллюстраций (тематических рисунков). А вот распилы деревьев отличаются красивой свилеватой текстурой, которая способна дать богатую пищу фантазии и воображению.
- Приём образа неопределённого объекта. Создание образа по
предложенным элементам. Задача – увидеть за заданными линиями предмет или живое существо и дорисовать его.
- Орнаментальный приём. Можно проявить необычайную
изобретательность в поисках разнообразных приёмов работы в ходе создания орнаментов. Их использовали художники разных народов (мозаика, витраж, паркет). «Паркеты» - заполнение плоскости одинаковыми элементами, которые не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства. Необычные паркеты придумал знаменитый голландский художник Морис Эшер, элементами служили образы животных, птиц, рептилий.
Все уроки на развитие образного мышления можно проследить с 5 по 8 класс в системе планирования:
5 класс
1 «Древние образы в народном искусстве»
2 «Народные праздничные обряды»
3 «Древние образы в современных народных игрушках»
4 «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
5 «О чем рассказывают гербы и эмблемы»
6 «Современное выставочное искусство»
7 «Ты сам мастер»
6 класс
8 «Линия и ее выразительные возможности»
9 «Пятно, как средство выражения. Ритм пятен»
10 «Цвет в произведениях живописи»
11 «Натюрморт в графике»
12 «Выразительные возможности натюрморта»
13 «Сатирические образы человека»
14 «Роль цвета в портрете»
15 «Пейзаж настроения. Природа и художник»
16 «Пейзаж в графике»
17 «Городской пейзаж»
7 класс
18 «Свободные формы, линии и тоновые пятна»
19 «Когда текст и изображение вместе»
20 «В бескрайнем море книг и журналов»
21 «Красота и целесообразность. Вещь, как сочетание объемов и образ
времени»
22 «Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры
прошлого»
23 «Город сегодня и завтра»
24 «Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его
осуществление»
25 «Встречают по одежке»
26 «Автопортрет на каждый день»
8 класс
27 «Образная сила искусства. Изображение в театре и кино»
28 «Правда и магия театра»
29 «Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или
магическое «если бы»
30 «Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол»
31 «Третий звонок. Спектакль от замысла к воплощению»
32 «На фоне Пушкина снимается семейство. Искусство
фотопейзажа»
33 «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета»
34 «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа»
35 «Фильм – рассказ в картинках»
35 «Воплощение замысла»
37 «Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда
художник больше, чем художник»
38 «Видеоэтюд в пейзаже и портрете»
39 «Телевидение, видео, интернет…Что дальше?»
Заключительная часть
Применяя данные методы и приемы на уроках изобразительного искусства в системе, за последние три года, я получила следующие результаты:
Качество работ улучшилось. Дети стали проявлять больше самостоятельности в выполнении заданий, не боятся экспериментировать. Если раньше учащиеся отказывались от выполнения предложенных заданий, то сейчас стараются находить необычные, нестандартные пути решения поставленной задачи.У детей формируется образное мышление, умение моделировать художественный замысел, изменилось отношение к природе, к окружающему миру, повысилась самооценка.
Считаю, что развитие творческих способностей учащихся и художественно-образного мышления на уроках ИЗО является важной составляющей в формировании личностных, метапредметных и предметных УУД, подготовки учащихся к жизни в современном мире.
Перспективу по данному направлению в своей работе вижу в совершенствовании материально-технической базы учебного кабинета, оборудования мастерской, расширение видов художественных материалов, используемых в работе, организации внеурочной деятельности, повышении собственной квалификации по данному вопросу.
Список использованной литературы:
Борисов В.Ю. «Развитие художественно-образного мышления
школьников 4-5 классов» статья Вестник РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. М. «Просвещение» 2015
Пьянкова Н.И., Изобразительное искусство в современной школе. М. «Просвещение» 2006
Терещенко Н.А.. Развитие художественно-образного мышления. М. «Москва» 2005
15