12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сметнева Александра Юрьевна38
Россия, Мордовия респ., Саранск
2

Музыкально-игровая деятельность как средство воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Способ понимания и изучения мира и себя, как его часть, развитие и создание модели поведения в различных ситуациях - все это, и не только, может решить игра. Этот вид деятельности является приоритетным детей дошкольного возраста. Она развивает и обогащает личность человека в простой для понимания форме. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка [3].

Своё определение этому виду деятельности дал Г. С. Тарасов. Оно звучит так: «Игра – это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых» [8, с. 113].

Как говорил Л. С. Выготский, «игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. Практически – это своеобразное моделирование будущей жизни. Разве такое возможно переоценить? Дети сами создают мнимую ситуацию и воспринимают ее как реальность, живут в ней и «примеряют» на себя этот образ» [1, с. 13].

В условиях игры дошкольники лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого; игра имеет решающее значение для развития воображения [4]. Игра открывает разнообразие в детской деятельности, развивает мысли, чувства, переживания, сопереживания, дает возможность поиска различных способов решения задач игры, подчинение их условиям и обстоятельствам, формирует отношения детей в игре. Посредством игры ребенок познает важную основу человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми и в семье, их профессий и т.д. Игра является самой важной деятельностью, через которую педагог может решить любые образовательные задачи.

Музыкально-игровая деятельность – это специально организованная деятельность для решения музыкального воспитания, обучения и развития детей. В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей. Так, например, пение содействует развитию, укреплению легких и артикуляционного аппарата, выработке правильной осанки у детей.

Посредством музыкально-игровой деятельности дети познают практические действия, ведущие к внешнему результату, и психические – составляющие основное содержание развития восприятия, мышления, воображения, памяти. В игре проявляется большая степень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников. Ребенок в таком случае выступает в качестве инициатора игровой деятельности, сам создает и контролирует игровой процесс.

Музыкальные игры ориентированы на усвоение двигательных действий, развитие умственных способностей, сенсорных умений, формирование навыков работы в коллективе. Такие игры проявляют себя в качестве средств развития на основе познавательных интересов [7, с. 23].

Использование музыкальных игр помогает развить: творческие способности, психологические процессы, коммуникативные навыки, двигательную сферу и координацию движений, чувство ритма, мышечную активность, дыхание и артикуляцию. Такие игры активизируют, расширяют и тренируют память и внимание, музыкальный слух, развивают творческое воображение и способность сопереживать, а также формируют представление об искусстве и способность воспринимать его [5]. Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника также позволяют решить средства музыки.

Музыкальные игры способствуют развитию творческих способностей детей, активизируют воображение, желание включиться в творчество. Во время игры дети не только наслаждаются музыкой, но и также развивает музыкальные способности, формирует интерес в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, воспитывает эстетический вкус.

Во время музыкальной игры ребенок принимает на себя музыкально-игровой образ посредством переживания и восприятия музыки. Это осуществляет эффективное развитие музыкального творчества. При получении умения играть, дети 5-6 лет осознанно проявляют инициативу в выборе игровой деятельности и установлении ее правил и действий, при помощи которых решаются поставленные игровые задачи.

Многие исследователи в период развития музыкальной игры пытались выделить условия педагогического управления детскими играми. В связи с этим появилась потребность также создать классификацию детских музыкальных игр.

Так, например, советский-педагог музыкант Н. А. Метлов рассматривал игры с пением с воспитательной стороны. Голос и слух, правильная передача мелодии и ритм - всё это педагог способен развить при помощи игр. Игры в форме сказок добавляют в программу с целью формирования положительных эмоций и художественного вкуса [6].

Развитием сенсорных способностей занималась Н. А. Ветлугина [6]. В своих работах она указывала на большую роль музыкально-дидактических игр в качестве основы чувственного восприятия музыки. В последствии этой темой заинтересовались такие ученые, как А. Н. Зимина [2] и Э. П. Костина [5], а также Н. Г. Кононова [6], которая показала практическое применение музыкально-дидактических игр.

В свою очередь Л. Н. Комиссарова разработала систему, в которой применяются наглядные средства. Они использовались при проведении настольных дидактических, как в повседневности сада, так и на музыкальном занятии [6].

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкально-игровую деятельность возможно использовать как средство воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.


Литература:

  1. Выготский, Л.  С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Альманах института коррекционной педагогики. – 2017. – № 28. – С. 1-33.
  2. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / А. Н. Зимина. – Москва : Творческий центр Сфера, 2010. – 319 с. – ISBN: 978-5-9949-0178-6.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Проспект, 2019. – 248 с. – ISBN: 978-5-392-28938-7.
  4. Кондрашова, Н. В. Практикум по дошкольной педагогике / Н. В. Кондрашова. – Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. – 207 с. – ISBN: 978-5-907013-32-2.
  5. Костина, Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Московский гос. университет культуры и искусств. – Москва, 2007. – 50 с.
  6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. М. Комиссарова [и др.] ; под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва : Просвещение, 1989. – 128 с. – ISBN: 5-09-000902-3.
  7. Насауленко, С. Г Музыкальные игры / С. Г. Насауленко // Колокольчик. – 2007. – № 38. – С. 1-34.
  8. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – Москва : Проспект, 2018. – 512 с. – ISBN: 978-5-392-26797-2.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.