12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кремис Оксана Анатольевна29
1

Развитие познавательных возможностей и мыслительных способностей учащихся 10-11 классов на уроках математики через использование образовательных технологий личностно-ориентированного типа

Кремис О.А.

учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 27»

Развитие познавательных возможностей и мыслительных способностей учащихся 10-11 классов на уроках математики через использование образовательных технологий личностно-ориентированного типа

В настоящее время к выпускникам школ предъявляют высокие требования к качеству их математического образования в связи с необходимостью овладения наукоемкими технологиями и специальностями. Вышесказанное находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования. Повышение качества математического образования в вечерних школах имеет особую актуальность. Основная масса обучающихся 10-11 классов в вечерней школе – это подростки из неблагополучной семей различных социальных категорий, которые в силу своего возраста должны были обучаться в обычной школе. У большинства ребят выявляется слабое развитие познавательных процессов: внимания, памяти, низкое качество мыслительной деятельности, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.

На наш взгляд, использование элементов образовательных технологий личностно-ориентированного типа способствует развитию познавательных возможностей и мыслительных способностей учащихся.
Следует отметить, что личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Считаю необходимым обучение строить таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить цели в образовательной деятельности и стремиться к их достижению, перерабатывать информацию и применять полученные знания в своей практической деятельности.

Для достижения поставленной цели и задач в своей профессиональной деятельности использую программно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение.
Обучение реализую в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ ВСШ № 27.
В содержательный раздел ООП СОО МБОУ ВСШ № 27 включены:
• Рабочая программа учебного предмета «математика» обязательной предметной области «Математика и информатика» для 10-11 классов;
• Рабочая программа части, формируемой участниками образовательных отношений спецкурса «Математика плюс», разработанного для 10-11 классов.
В обучении обучающихся вечерней школы использую учебники:
• Алгебра и начала математического анализа: 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, базовый уровень/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин
• Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк. В данных учебниках предоставлена возможность выбора желаемого уровня обучения, предложены задачи по видам деятельности, содержатся исторические сведения и интересные задания. Школьник получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Наличие задач исследовательского типа служит основой для проектной деятельности учащихся, что, на мой взгляд, и является необходимым условием для личностно-ориентированного обучения не только в системе урочной деятельности, но и при подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ. Выполнение и защита мини-проектов позволяет реализовать задачу развития математической речи обучающихся и возможность проявить себя.
Кабинет математики оснащён всеми необходимыми средствами обучения: компьютером, мультимедийным проектором, экраном, принтером, а также учебной и методической литературой, наглядными пособиями, CD – дисками, демонстрационными таблицами, набором чертежных инструментов. В кабинете имеются папки-накопители с богатой подборкой материалов по математике для использования на уроках и во внеурочное время. При необходимости использую ресурсы кабинета информатики и библиотеки.

Систему личностно–ориентированного обучения математике реализую через:
- решение различного рода учебных задач практического характера;
- организацию деятельности в парах и малых группах;
- организацию защиты мини-проектов на учебном занятии.
Система работы для реализации образовательной программы по математике состоит из пяти компонентов. В их числе:
1. Структурирование содержания программы, выделение узловых моментов.
2. Определение базового уровня образования, базового уровня математическо-информационной культуры.
3. Определение уровня знаний, умений, навыков, которым ученик научится и получит возможность научиться, необходимых для дальнейшего обучения.
4. Организация совместной деятельности по формированию базовых уровней знаний, используя дифференцированный и индивидуальный подходы.
5. Расширение уровня знаний и математической культуры учащихся в процессе защиты мини-проектов на учебном занятии.
Внедряю элементы образовательных технологий личностно-ориентированного типа. В их числе:
1.«Педагогика (технология) сотрудничества» (педагоги-новаторы).
2. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили).
3. Технология индивидуализации обучения (И Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).
4. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-Давыдова.
5.Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
6.Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
7.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
8. Метод проектов (метод проблем) (Д.Дьюи и В.Х.Килпатрик).
9. Разноуровневое обучение.
В обучении использую элементы технологии разноуровневого обучения. Применяю объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический методы наряду с репродуктивными. Знакомлю ребят с научно-популярной и исторической литературой по изучаемой теме, приводя яркие факты, давая краткую аннотацию, показывая образцы достижений мировой культуры, науки и техники. Для лучшего усвоения предлагаемой темы всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного материала или его нестандартное, непривычное применение.
Применение методики сотрудничества на уроках ориентировано на использование групповой работы (как формы деятельности учащихся), причём групповой работы малого состава или просто малых групп.
Решая задачу развития познавательной активности обучающихся, наряду с традиционными формами организации обучения использую нетрадиционные: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки-лекции; уроки - семинары; уроки – зачеты. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.
Активно использую словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления. Организовываю работу в парах, группах, исследовательскую работу.
Использую интерактивные формы и методы организации обучения на учебных занятиях, такие, как: эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, кейс-метод. Такие формы и методы применяю регулярно.
После изучения большого блока материала использую блиц – опросы, в которых участвуют все учащиеся класса, задавая вопросы друг другу.

Учитываю требования ФГОС к методике преподавания современного урока, такие как: вовлечение учащихся в организацию учебного процесса, дискуссионный и открытый характер преподавания (обсуждение, аргументирование, выбор собственной позиции). Использую элементы интерактивных образовательных технологий, которые предполагают «живое» общение, свободный обмен мнениями всех участников образовательного процесса.
Высокую оценку используемых мною технологий обучения и воспитания систематически дают коллеги на заседаниях методического объединения. Полученные позитивные результаты свидетельствуют о правильности выбранных технологий, позволяющих успешно не только решать задачи развития познавательных возможностей и мыслительных способностей, но и развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.