Публикация «Развитие познавательной активности как актуальная проблема в обучении математике»
Развитие познавательной активности как актуальная проблема в обучении математике.
Своеобразные трудности в преподавании математики всегда связывались с абстрактным характером самой математики, ее прочными внутренними логическими связями и с необходимостью последовательного (без пропусков) изучения ее разделов.
Не изжит до сих пор взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную и даже застывшую, неразвивающуюся науку.
Поэтому пробуждению и воспитанию познавательной активности при изучении математики придается такое большое значение.
Для развития познавательной активности важен интерес к изучаемому предмету. Именно интерес может побудить учащихся к активной фантазии и плодотворной интуиции. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся нужно формировать и развивать.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Познавательный интерес нужно признать одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
Формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Познавательный интерес характеризуется в педагогике как средство и как мотив обучения. Принято различать три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов:
первая группа условий связана с содержанием учебного материала;
(К ней относится новизна содержания, обновление уже освоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу, раскрытие практического значения знаний и показ современных достижений науки.)
вторая – с организацией процесса обучения;
(К ней относятся такие методы преподавания, как разнообразные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие и практические работы учащихся.)
третья группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем.
(К ней относят способности учащихся, увлеченность преподаванием самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности, требовательность и справедливость, поощрения, а также соревнование и взаимопомощь учащихся.)
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся.
Г.М.Лебедев считает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».
Б.П.Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.
Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся : стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д. Все это дает возможным выделить следующие уровни проявления активности:
-нулевой,
-относительно-активный,
-исполнительно-активный,
-творческий.
Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это, изменяющийся показатель. Моя, как учителя, задача помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т. д.
Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.
Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно-активными учащимися заключается в том, что бы помогать включаться им в учебную деятельность, и поддерживать для них эмоционально-активную атмосферу на протяжении всего урока.
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них – стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях.
Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют « зубрилками» за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточится на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку.
Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна.
Основными приемами, стимулирующими учащихся на исполнительно-активном уровне, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.
Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.
Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей:
• линейный: с каждой группой по очереди;
• мозаичный: включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи;
• активно-ролевой: подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных;
комплексный: совмещение всех предложенных вариантов.
Главным критерием урока должно стать включение в работу всех без исключения учащихся и их потенциальных возможностей. На практике я стараюсь каждый урок строить так , что бы были вовлечены в работу и увлечены ею все ученики без исключения.
Познакомившись с классом, я начинаю выявлять индивидуальные особенности учащихся и состояние их знаний. Изучив детей с помощью выделенных критериев, с помощью срезовых контрольных работ я определяю их учебные возможности, пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников.
Это помогает мне сформировать целостное представление об учебных возможностях всех учеников класса и помогает разделить их соответственно этим возможностям на группы. При этом стараюсь чуть завысить оценку их возможностей, рассчитывая на их рост. Также в своей работе помню, что учебные возможности учащихся изменяются в ходе учебной деятельности.
Из этических соображений я не сообщаю ученикам о разделении их на группы, однако работаю строго с их учебными возможностями.
Проблема познавательной активности одна из вечных проблем педагогики. Для разных учащихся характерна разная степень или интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который включается время от времени в учебный процесс, и с тем, для кого активная позиция привычна.
2) Историография вопроса.
Пробуждению и воспитанию познавательной активности при изучении математики придается большое значение.
Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.
Уже в ХVІІІ веке преподаванию математики предавалась практическая направленность. Это преподавание строилось на конкретных задачах, взятых из жизни. Авторы снабжали свои книги рассуждениями о пользе математики, т. е. прилагали много усилий для заинтересованности учащихся. (Первый русский учебник по арифметике Л.Ф.Магницкого, работы его ученика Н.Г.Курганова, книги знаменитого русского академика Л. Эйлера, учебники для народных училищ М.Е.Головина).
В первой половине ХІХ века вопросу о воспитании интереса к изучению математики уделяли внимание великий геометр Н.И.Лобачевский, творец русской методики арифметики П.С.Гурьев, автор одного из первых русских руководств по методике преподавания арифметики Ф.И.Буссе и др.
На рубеже ХІХ и ХХ веков в России и на Западе началось движение за пересмотр содержания школьного курса математики. Одним из требований было требование оживления самого преподавания самого предмета. Выдающиеся представители русской методики математики этого периода В.П.Шереметьевский, В.П.Ермаков, С.И.Шохор-Троцкий и др. большое значение придавали воспитанию интереса к изучению математики.
Много высказываний о роли интереса в преподавании математики имеется в работах многих ученых и педагогов прошлого.
Ян Амос Каменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.
К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Он писал, что учение лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника, убивает в ученике охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать этой работы в забаву.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др.), раскрывает материалистический подход. Понятие «интерес» отражает объективные отношения личности в реальных условиях жизни, деятельности человека.
«Сделать учебный предмет интересным, - писал А.Н.Леонтьев, -это, значит, сделать действительным или создать мотив, а также создать цели школьников.»
«Процесс формирования интересов, - отмечает Г.И.Щукина, -происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» - все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания».