Коррекционное занятие «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки "Гуси-лебеди"»
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;
- развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;
- развитие речи и мышления.
Образовательные:
- закрепить знание приемов группировки, обобщения, ответов на вопросы по картинке;
- развитие способности действовать по инструкции.
Воспитательные:
- воспитание способности подчинять свои действия инструкции.
- воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к
окружающим.
Этапы занятия:
1. Организационная часть.
2. Работа по теме занятия.
3. Динамическая пауза.
4. Продолжение работы по теме занятия.
5. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Молодцы!
2. Работа по теме занятия.
Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю вам послушать сказку.
Чтение отрывка из сказки «Гуси-лебеди»:
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
Педагог-психолог: Ребята! Чтобы речка спрятала детишек, мы должны им помочь.
Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? Молодцы, ребята! (Задание 1 . «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.1).
Продолжение чтения сказки: А гуси тем временем воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Вдруг заметила сестрица яблоньку.
Педагог-психолог: Ребята! Чтобы яблонька спрятала детишек нужно им помочь!
Задание 2. - «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.2).
Педагог-психолог: Ребята! В течение 30 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано, и по моей команде рисуете в тетради то, что запомнили.
( дом, кукла, яблоко, зонт, лебедь, кувшин, цветы, корабль, заяц).
Молодцы, ребята!
Педагог-психолог: Ребята! Сейчас я вам прочитаю текст, а вы постарайтесь запомнить все названия конфет, которые в нем услышите. (Задание 3. «Вспомни и назови» (Слуховая память).
Далее читается текст:
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Педагог-психолог: Ребята! Постарайтесь вспомнить все названия конфет.
Молодцы, ребята!
3. Динамическая пауза.
Педагог-психолог: Устали? Давайте поиграем.
Вот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Молодцы, ребята!
4. Продолжение работы по теме занятия.
Продолжение чтения сказки: Бежит сестрица с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дорогепечка.
Чтобы печка спрятала детишек, нужно им помочь!
Задание 3. «Где кто живет?» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил. 3).
Педагог-психолог: Ребята! Покажите стрелками: какие животные дикие и живут в лесу, а какие домашние и живут рядом с человеком.
Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 4)
Педагог-психолог: Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…
Молодцы, ребята!
А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Задание 5. Учимся логически мыслить:
Педагог-психолог: Ребята! Сейчас я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на их ответить:
Из него видно, что делается на улице? (окно)
Дедушка, который раздаёт подарки? (Дед Мороз)
Что получается, когда заплетают волосы? (Коса)
Большое морское животное с фонтаном? (Кит)
Какая польза от коровы? (Молоко)
Где можно увидеть себя? (В зеркале)
Самое известное сумчатое животное? (Кенгуру)
Маленький друг Карлсона? (Малыш)
Съедобный герой русской сказки (Колобок)
Молодцы, ребята!
5. Рефлексия. Итог занятия.
Педагог-психолог: Вот вы и помогли детишкам вернуться домой.
Как вы думаете, им понравилось то, как вы им помогали?
А, что больше всего понравилось вам?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Молодцы. Спасибо вам, ребята.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4