«Развитие смыслового чтения у детей младшего школьного возраста»
Михальская СД
«Человек делается мудрым не силою, а просто читая»
А.С.Пушкин
«Развитие смыслового чтения у детей младшего школьного возраста»
Но в наше время, в век информационных технологий, информации стало очень много и она доступна в разных форматах. С каждым годом популярность интернета растет, особенно среди молодого поколения. Интерес к чтению постепенно качественно видоизменяется. В век цифровых технологий почти вся информация содержится в электронном виде, в том числе и художественная. И сама книга, в виде бумажного носителя, теряет популярность. Сейчас вместо книг можно послушать аудио книги, посмотреть фильмы, сериалы, узнать что-то, играя в компьютерные игры, находить данные в интернете. Поэтому книги постепенно уходят в сторону. Многим уже не охота или лень читать книгу, когда можно просто посмотреть фильм по ней. Хотя еще не по всем книгам есть фильмы. Есть и те, у которых есть желание читать книги, но нет времени для этого из-за “бешеного” ритма жизни.
Книга – это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Она даёт доступ человеку к тайнам природы, к загадкам Вселенной. У книги только один путь – к сердцу читателя. Этот путь может быть тернист, но если он не проложен, то функция книги не осуществилась.
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.
Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
В Основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Один из факторов — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании начальной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; | в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности | в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; | в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.
Уровень развития детей определяю с помощью диагностических методик, делаю выводы, результаты которых довожу до родителей, даю определенные рекомендации для развития психических процессов детей. Данная информация помогает мне лучше понять малыша, опираясь на его природные задатки и способности, предупредить возможные трудности при адаптации ребенка к школьному обучению, в том числе и смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Переосмысление теории позволило мне выработать подход к организации работы с детьми, определить тактику и стратегию работы, найти более эффективные подходы в обучении.
Применяю в своей работе различные упражнения , при этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
жужжащее чтение; ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
чтение перед сном.
Так же в своей практической деятельности использую упражнения, которые направлены на:
развитие речевого аппарата;
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
развитие смысловой догадки (антиципации);
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Эти упражнения «помогут ученику четко отработать произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снизить интервал между восприятием и пониманием текста, развить внимание и память».
Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля за достижением норматива техники чтения учащимися.
В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.
Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети будут работать заинтересованно, увлеченно.
Прежде чем начать процесс обучения чтению, работу по формированию смыслового, провожу входную диагностику для выявления состояния учебной и мыслительной деятельности школьника.
Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
В середине сентября провожу обследование состояния речевой деятельности ребенка (входная диагностика), делаю выводы о развитии речи детей, фонематическом восприятии.
После проведенного обследования анализирую результаты диагностики и намечаю практические пути по обучению детей чтению. Определяю способы обучения чтению, используя индивидуальный и дифференцированный подход.
В первые учебные дни проверяю готовность первоклассников к усвоению обучения чтению, уровень актуального развития в конкретном виде деятельности. Зная, что ребенок может выполнить правильно без помощи взрослого, смогу ставить перед ним трудные задачи, расширяя таким образом, зону его ближайшего развития. В результате такой работы выявляю детей, которые при поступлении в школу:
читают целым словом;
читают по слогам;
знают буквы, но не умеют читать;
не знают буквы.
Изучив индивидуальные особенности каждого ребенка, материал подбираю дифференцированно. Задания составляю таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
Многие диагностические методики для обследования психических процессов, методы и приемы, используемые для развития фонематического слуха и речи детей, применяю в обучении детей на уроках обучения грамоте и на уроках литературного чтения.
Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.
Для развития внимания:
«Найди отличия», «Поем вместе», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.
Для развития восприятия:
«Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.
Для развития памяти:
«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.
Для развития мышления:
«Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай» и т.д.
В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает.
2. Упражнения на развитие навыка декодирования
В своей педагогической деятельности применяю специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения.
На этапе «речевая разминка» принимают активное участие все учащиеся, читающие и не читающие (в период обучения грамоте), каким бы способом чтения они не владели. Это упражнения по развитию речевого дыхания, они важны для правильной постановки дыхания при чтении. Их может проводить не только учитель, но и любой учащийся – ведущий.
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Дыхание «под счет»: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3-4 раза.
Игра «Произнеси и покажи».
Самолеты взлетают: у – у - у.
Машины едут: ж – ж - ж.
Лошадки поскакали: цок – цок - цок.
Рядом ползет змея: ш – ш - ш.
Муха бьется в стекло: з – з – з.
Долговорки.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок.
Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет фонематический слух ребенка, и от того как развито его фонематическое восприятие зависит успех в достижении желаемых результатов. Поэтому на уроках обучения грамоте провожу дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия, помогающие отрабатывать скорость чтения.
С целью совершенствования четкости произношения при любом темпе речи провожу работу над дикцией. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствующие дикцию. Для решения этой задачи применяю определенную систему упражнений, работая над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1) Упражнения на отработку дикции.
а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
по ленте букв;
парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;
строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э, а и у о э;
вразбивку по нескольку гласных: а о е, и е я, у э ю.
б) С ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
дао – дао – дао – дэ, ди, ду (можно с ускорением).
Упражнения на развитие речевого аппарата.
а) Чтение шепотом и медленно:
ра – ра – ра - начинается игра
ры – ры – ры – у нас в руках шары
ру – ру – ру – бью рукою по шару
б) Чтение тихо и умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арча
арса – аржа
Игровая ситуация «Карлики»
в) Чтение громко и быстро
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Игровая ситуация «Великаны»
Для поддержания интереса используют игры «На птичьем дворе», «Курочка с цыплятами» и др.
г) Скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игра «Кто скорее соберет пословицу?»
д) Чистоговорки
а – а – а – мы видим слона
я – я – я – вот ползет змея
са – са – са – в лесу бегает лиса
М.Исаковский «Вишня»
ла – ла – ла – в саду вишенка росла
на – на – на – очень вкусная она
ам – ам – ам – вишня нравится всем нам.
Л. Толстой «Котенок»
ой – ой – ой – жили были брат с сестрой
ыл – ыл – ыл – у них котенок был
зья – зья – зья – они верные друзья.
Л.Толстой «Филипок»
ок – ок – ок – жил мальчонка Филипок
ить – ить – ить – в школу он хотел ходить
та – та – та – и его сбылась мечта
При работе над чистоговорками применяю различные виды чтения: чтение шепотом, громко, про себя; хоровое чтение, индивидуальное чтение; чтение в парах, по рядам; одновременно с ведущим; с убыстрением темпа.
В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.
«Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.
Предлагаются и другие варианты этой игры.
1 вариант.
По моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.
2 вариант. (работа в парах или в группах)
Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.
«День! Ночь!»
Учащимся дается установка:
- Внимательно пробегите глазами текст.
По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.
«Кто играет в прятки?»
На доске написаны 2-3 ряда букв. Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д.
КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
Работа со словарными блоками,
По вертикали которых спрятано слово:
СОК СВЕТА
НОСКИ МЕСТО
САМ КАТОК
КУКЛА
МАГАЗИН
Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:
Упражнения по развитию речевого дыхания.
Упражнения для развития голоса, дикции.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение по ролям, в лицах.
Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.
Инсценирование произведения или его эпизодов.
Упражнения по развитию мимической выразительности.
Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое чтение.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Приведу примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения, которые нравятся детям и нашли постоянное применение в практической деятельности.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
1. Чтение «Спринт».
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту.
Во время чтения детей поторапливаю: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все!»
Подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «Спринт» используем памятку:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
2. Чтение «Разведка»
Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
Цель такого упражнения: обучение молчаливому и вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.
3. Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают «молча».
4. «Буксир».
Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.
1.Тест – прогноз.
Выполняется до чтения текста. Дети отвечают на вопросы, которые потом будут раскрыты в учебном тексте. Тем самым при прочтении текста у учеников появляется интерес: «Как же на самом деле нужно было ответить?»
Перед прочтением ответьте на вопросы теста – прогноза.
1.Пресной воды на нашей планете больше, чем солѐной. (Да, нет)
2.Предположите, сколько приблизительно воды человек тратит:
на принятие душа (10л,50л или 100л)
на принятие ванны (40л,200л или 300л)
на чистку зубов в течение 3 минут при открытом кране (10л,20л или 30л)
Проверим, что у Вас получилось. А сейчас прочитайте текст, делая пометки после каждого предложения. «+»ставите, если вы это знали и ранее, « - », если информация этого предложения Вам не известна. Сколько воды вытекает из крана?\
2. Чтение с остановками
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Ход работы: - Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
3. Чтение в парах – обобщение в парах
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и даѐт чѐткий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задаѐт ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
4.Чтение про себя с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
5. «Поиск нужной информации».
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
6. Шифровщик
Запись прошу Вас расшифровать –
Название темы прочитать.
Перед вами алфавит
Предлагаю приступить
7. Работа с текстом Собаки-водолазы
Среди разных собачьих пород есть и собаки-водолазы. Они не носят скафандра, как водолазы-люди, но их «профессия» тоже связана с морем.
Эти большие, сильные собаки помогают рыбакам. Они хватают за край рыбацкой сети и помогают рыбакам вытаскивать ее из воды.
Выбери правильный ответ:
Собаки-водолазы…
Добывают затонувшие корабли
Охотятся под водой
Помогают рыбакам вытаскивать сети
О чем говорится в первом абзаце? _______________________________________________________________________
О чем говорится во втором абзаце? _______________________________________________________________________
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Чтение с пометками»
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V - знакомая информация, + - новая информация, - - я думал (думала) иначе
? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
«Синквейн»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!