12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Юрьевна Кайкова24
Россия, Брянская обл., г. Клинцы

Статья: «Развитие речи ребенка на занятиях в вокальной студии»

Подготовила
Козлова Евгения Юрьевна
педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №9 г. Клинцы Брянской обл.

 В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”.

Предпосылками возникновения новой формы оценивания результативности процесса обучения послужила концепция модернизации образования. В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как компонента образовательного стандарта. Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то, что до сих пор не является регламентированным, должно содержать стандарты, характеризующиеся основными элементами общепредметного содержания образовательных стандартов: реальностью объектов изучаемой деятельности, общекультурным содержанием образования, общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и образовательными компетенциями [4].

Исходя из того, что компетенции – это «внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетенциях человека», И.А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций.

В данной статье хочется остановить свое внимание на «компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личной и предметной рефлексии; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка…[3]».

Ни для кого не секрет, что для человека четкая и грамотная речь является залогом успеха. Умение красиво говорить помогает ребенку на всех этапах развития свободно общаться с окружающими, формулировать свои мысли, просьбы, высказывания, успешно учиться и конечно повышает уверенность в себе, своих силах…

Многолетняя практика работы педагогом дополнительного образования показывает, что речевые отклонения обучающихся с каждым годом встречаются все чаще, и возрастные рамки детей имеющих логопедические проблемы становятся шире.

Процессы формирования речи запущены самой природой с первого дня жизни малыша, а нам, родителям и педагогам, отводится главная роль – активных участников её развития. И уже через пару лет, долгосрочное вложение наших сил позволит увидеть первые результаты, мы увидим, как наш ребенок становится интересных собеседником, как растет его уверенность в собственных силах.

Одним из мощнейших инструментов развития речи ребенка является пение – самый любимый детьми вид деятельности, который сопровождает человека в течение всей его жизни.

Вокальная студия – это та форма коллективного творчества, где для ребенка создаются все условия для снятия зажимов, развития фонематического слуха, артикуляции, дикции и голоса. Голос становится объемнее, подвижнее, приобретает интонационную гибкость и яркие тембровые окраски. Занятия вокалом развивают не только музыкальный слух, чувство ритма, тренируют и улучшают память, но и активно способствуют развитию речевых функций.

С целью формирования у обучающихся вокальной студии навыков правильного произношения, прежде всего на занятиях уделяется внимание развитию артикуляционной моторики. Иначе говоря, ребенок учится управлять речевыми органами – нижней челюстью, небом, языком, щеками, языком. Ведь именно достаточная подвижность этих органов позволяет сформировать правильное произношение звуков, при произношении которых необходимо согласованное движение языка и губ.

Это объясняется тем, что звуки образуются воздушной струей проходящей через гортань, глотку и ротовую полость в момент выдоха, а значит, если ребенок не может сделать глубокий вдох, струя воздуха на выдохе будет ослабленной и многие звуки, даже при правильной артикуляции не будут получаться.

Условия организации занятий в вокальной студии, специфика работы позволяют уделить большое внимание специальным упражнениям тренажерам, которые позволяют развить движения губ, языка, снизить мышечную напряженность и зажатость артикуляционного аппарата, дать возможность научиться контролировать и сформировать правильное звукопроизношение.

Результат таких упражнений очевиден – губы и язык ребенка становятся подвижными, а звукопроизношение четкое и плавное.

Для формирования речевого дыхания воспитанники выполняют полезные и занимательные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой зарегистрированной Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Александра Николаевна отмечала, что «Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхание…» [2].

Специальные дыхательные упражнения включены в комплексы артикуляционной гимнастики, и на занятиях детям предлагаются комплексы артикуляционных упражнений для постановки определенных групп звуков: заднеязычных ([к], [г] и [х]), свистящих ([с], [з] и [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч] и [щ]), а также звуков [л] и [р]. Такие звуки в речи ребенка чаще других отсутствуют или произносятся с дефектом или же заменяются другими [5].

Наша вокальная студия базируется в Центре дополнительного образования детей, который расположен в рабочем микрорайоне Эльмаш, мы принимаем в студию практически всех детей, не разделяя на “поющих” и “не совсем поющих”. В одном объединении обучаются и “гудошники”, и хорошо интонирующие дети.

На занятиях так же используется фонопедический метод развития детского голоса В.В.Емельянова. Обучающиеся студии с удовольствием шипят, кричат, шуршат голосом.  Упражнения выполняются весело и энергично, по-другому просто не получается. Каждый из воспитанников старается быть внимательным, активным, собранным и ответственным, зная, что от выполнения заданий зависит здоровье, красота и насыщенность звука, а значит и успех вокального творчества.

В заключение хочется, отметить, что занятия вокалом не только способствуют развитию речи, но и являются уникальным методом укрепления здоровья. Пойте, говорите красиво и будьте здоровы.

Литература:

Концепция развития дополнительного образования. Утверждена распоряжением Правительства Р.Ф. от 4 сентября 2014 года.

Асташенко О.И., Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! Санкт-Петербург: Вектор, –2009. – 90 с.

Зимняя И.А., Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]//Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http://www.ru/yournal/2006/0505.htm.

Новиковская О.А., Речевая гимнастика Игры и задания для развития речи у дошкольников. Серия «Уроки логопеда». Москва: АСТ, – – 80 с.

Писнова О. Ю. Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI международной научной конференции (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 168-172.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.