РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ГЛИНЫ.
Майкова И.А.,воспитатель МБДОУ Д/С г. Иркутска №145
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ГЛИНЫ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детский сад в настоящее время представляет собой уникальную возможность для развития и становления творческих способностей ребенка в любом возрасте, даже в таком, когда юным творцам 3-4 года.
Л.С. Выготский отмечал, что детская творческая деятельность развивается постепенно из простых форм деятельности в более сложные, и зависит от приобретенного опыта [2]. Ребенок манипулирует с различными предметами и материалами с малых лет. Если мы желаем ребенку успешного будущего, нужно дать ему возможность познакомиться с миром предметов, образов и материалов.
Именно в художественном творчестве мы наблюдаем развитие вкуса, эстетического отношения к миру, накопления опыта и образов. Лепка является не только одним из самых любимых видов изобразительной деятельности, но и оптимально доступной в области ценовой политики стоимости творческого материала.
Ребенок получает возможность творческой самореализации. С малых лет он знакомится с лепкой: дома, в виде теста, на улице, в песочнице, где с увлечением лепит пирожки и куличики, зимой лепят снежки и снежную бабу. А если обратиться к пластилину - тут спектр вообще уникален и по своему виду, и по консистенции, и по структуре.
Мы предлагаем поближе познакомиться с возможностью использования глины, этого уникального природного материала, который есть не только в магазинах, но и в природных условиях есть возможность его отыскать. Только, как говориться, места надо знать.
Все хорошо знакомы с известным высказыванием В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Работа с глиной положительно сказывается на развитии мелкой моторики, что, в свою очередь, решает многие речевые проблемы.
Младший дошкольный возраст характеризуется большим интересом к лепке. Соленое тесто, влажный песок и глина, пластилин дают возможность познакомиться с такими качествами материалов, как вязкость, пластичность, способность к преобразованиям.
Дети получают возможность сравнивать различные состояния (сухой и мокрый материал), учатся воздействовать на него, применяют свою силу, работают над формированием ручной умелости.
Развитие сенсомоторных способностей должно осуществляться планово, поэтапно, опираясь на особенности возраста и индивидуальные способности. Доступность глины, возможность ее изучения ребенком, делает ее уникальным материалом. Наигравшись с материалом, наэкспериментировав с ее различной плотностью, ребенок получает возможность совершенствования изобразительной техники.
С чего начинается освоение базовых сенсорных форм и их преобразование?
-Вытягивание;
-сплющивание;
-сглаживание;
-круговое и прямое раскатывание;
-замыкание.
Преобразование базовых форм при работе с глиной не требует от ребенка глобальных усилий, как если бы он работал с пластилином. Позитивный эмоциональный настрой длится дольше, а устает ребенок меньше.
Коллективное творчество в работе с глиной реализуется без особых трудностей, дети учатся договариваться, учатся дружить, происходит стимуляция дополнительного речевого общения, успешнее проходит начальная социализация.
Глина - однотонный материал, поэтому не происходит разбрасывание времени, а у ребенка появляется возможность изначально сосредоточиться именно на форме, попытаться освоить начальное соотношение пропорций. Глина не пластилин, ее не надо предварительно разогревать.
Цветовая палитра глины достаточно скромна. Цвет глины зависит от места ее добычи. Она может быть красная, бурая, серовато-белая, голубоватая.
При необходимости, поделки можно подвергнуть термической обработке. Далее изделие можно раскрасить гуашью, либо специальной краской.
Кроме того, работы из глины при желании легко можно переделать, повторная переработка требует наличие воды, емкости и ветоши.
Для детского творчества глину можно приобрести в магазине, можно выписать, можно привлечь родителей. Единственно, на что нужно обратить внимание-это на то, что покупная глина, как правило, уже специально обработана и очищена, что не скажешь о природной глине. Необходимо взрослым потрудиться, обработать горячей водой, пропустить в жидком виде через сито. Если глина слишком жидкая - необходимо подождать, когда излишек влаги выпариться.
Процесс подготовки глины требует некоторого времени, поэтому взрослые должны позаботиться об этом заранее, а вот к уборке рабочего места можно привлекать детей. Нужно помнить, что глина пропускает воду плохо, для того, чтобы вода впиталась, нужно несколько дней.
Какая должна быть глина, для того, чтобы у ребенка не пропало желание творческого процесса?
1.Консистенция крутого теста.
2. Быть однородной.
3. Комнатной температуры.
4. Отставать от рук.
Глину можно подготовить с запасом. Хранить глиняную массу нужно в емкости, которая нейтрализует доступ воздуха. Целесообразнее сделать это в контейнере и целлофановом пакете.
Что нужно помнить и соблюдать: требования гигиены и безопасности. Проговариваем и обговариваем, обсуждаем и обыгрываем. Творчество возможно при положительном настрое ребенка и поддержи его инициативы. При возникающих проблемных моментах взрослый ненавязчиво добрым словом и советом поддерживает юного творца. И конечно, восхищается результатом. Инициатива в младшем дошкольном возрасте- дело тонкое, требующее особого подхода со стороны взрослых, педагогов и родителей.
Литература:
1.Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.- Москва: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2001.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.- 2-е изд.-М.,1967.
3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 2008.
4. Комарова Т.С.. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-176 с.: цв. вкл.