Родительское собрание «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 25 May 2021

Тема: "Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"

Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с понятием «учебная самостоятельность»;

2. Ознакомить родителей с важностью развития учебной самостоятельности у детей;

3. Развивать родительскую позиции в воспитании ребёнка.



Ход собрания

Тема нашего с вами сегодняшнего собрания: "Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"

Давайте с вами подумаем, какова же главная наша цель сегодняшнего собрания, как вы считаете? Цель нашего собрания: понять важность учебной самостоятельности младших школьников и то, как эту самостоятельность развивать.

Давайте в начале проведём небольшое анкетирование относительно самостоятельности ваших детей.

Выполняет ли ваш ребёнок домашнее задание самостоятельно или вы ему помогаете?

Как часто вы делаете что-то за своего ребёнка?

Считаете ли вы вашего ребёнка самостоятельным?

Что вы делаете для развития самостоятельности ребёнка?

Спасибо за содействие. Итак, план нашего сегодняшнего собрания:

Что такое «самостоятельность?»

Чем важная учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте.

Как развивать учебную самостоятельность у детей.

Уважаемые родители, стоит начать с вопроса, как вы осознаёте термин «самостоятельность»?

Самостоятельность имеет много значений:

- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;

- действующий по собственной инициативе, сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;

- совершаемый без чьей-либо помощи.


В данном же случае самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Связано это всё с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. При рассмотрении этого понятия на первый план выходят такие особенности ребенка, как его мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. То есть формирование самостоятельности у учащихся начальных классов способствует развитию его личности в целом.

Учебная самостоятельность рассматривается также, как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.

А Давыдов Василий Васильевич считал, что необходимо учить «ребенка учиться самостоятельно, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже с начальной школы» 

С. В. Косикова выделила четыре уровня развития учебной самостоятельности:

Первый уровень развития учебной самостоятельности заключается в том, что ученик выполняет задания только по указанию со стороны учителя и при этом ученику нужен пример, по которому будет происходить выполнение задания, обучающийся не имеет потребности в самостоятельном решении поставленной задачи.

Второй уровень развития учебной самостоятельности проявляется в умении ученика выполнять цель поставленную учителем и уметь контролировать свои действия.

Третий уровень развития учебной самостоятельности — это уровень, на котором обучающийся в процессе диалога с учителем начинает проявлять интерес к самостоятельному решению поставленных задач, а также к адекватной оценке своих действий.

Четвертый уровень развития учебной самостоятельности — уровень, при котором учащийся самостоятельно без помощи со стороны ставит перед собой цель и стремится её достигнуть.

Если основным развитие учебной самостоятельности занимаются на уроках учителя, это не значит, что в домашних условиях родители не могут поспособствовать в этом процессе. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Организация режима дня;

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая погода ни была;

- какие бы ни шли телепередачи;

- чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

2. Контроль за выполнением домашних заданий;

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки получил? Выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

3. Приучение детей к самостоятельности.

При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.

Не давайте готового ответа на их вопросы – указывайте, на что стоит обратить внимание, задавайте наводящие вопросы, подводите ребёнка ближе к ответу.

При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят к большей и большей самостоятельности.

Составление родителями памятки «Как приучить ребёнка к самостоятельному выполнению д/з». Работа родителей в паре.

Проанализировав всё, что мы сегодня с вами разобрали, попытайтесь составить краткую памятку «Как научить ребёнка самостоятельно выполнять д/з» в парах.

Подведение итогов:

Была ли полезна сегодняшняя встреча?

Чем пополнили свою родительскую копилку?

Какие важные для себя сделали выводы?

Сегодня мы обсудили то, зачем развивать учебную самостоятельность у наших детей, как это делать, как необходимо учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравится ребёнку.



Рекомендуемая литература:

"Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями. Советы школьного психолога", 2007.

«Как научить ребенка принимать самостоятельные решения», Линда Сибли, 2011.

«Как научить ребенка учиться, иллюстрированный справочник для родителей», Кэрол Вордерман, 2018.

«Как научить ребенка учиться», Рената Кирилина, 2018.







Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания и развития учебной самостоятельности детей:

Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что задания любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.

Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.

Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.

Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.

Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.

Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.

Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.

Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации