12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фёдорова Елена Викторовна36 |
"Развитие учебной самостоятельности"
Тема: "Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"
Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с понятием «учебная самостоятельность»;
2. Ознакомить родителей с важностью развития учебной самостоятельности у детей;
3. Развивать родительскую позиции в воспитании ребёнка.
Ход собрания
Тема нашего с вами сегодняшнего собрания: "Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"
Давайте с вами подумаем, какова же главная наша цель сегодняшнего собрания, как вы считаете? Цель нашего собрания: понять важность учебной самостоятельности младших школьников и то, как эту самостоятельность развивать.
Давайте в начале проведём небольшое анкетирование относительно самостоятельности ваших детей.
Выполняет ли ваш ребёнок домашнее задание самостоятельно или вы ему помогаете?
Как часто вы делаете что-то за своего ребёнка?
Считаете ли вы вашего ребёнка самостоятельным?
Что вы делаете для развития самостоятельности ребёнка?
Спасибо за содействие. Итак, план нашего сегодняшнего собрания:
Что такое «самостоятельность?»
Чем важная учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте.
Как развивать учебную самостоятельность у детей.
Уважаемые родители, стоит начать с вопроса, как вы осознаёте термин «самостоятельность»?
Самостоятельность имеет много значений:
- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;
- действующий по собственной инициативе, сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;
- совершаемый без чьей-либо помощи.
В данном же случае самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Связано это всё с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. При рассмотрении этого понятия на первый план выходят такие особенности ребенка, как его мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. То есть формирование самостоятельности у учащихся начальных классов способствует развитию его личности в целом.
Учебная самостоятельность рассматривается также, как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.
А Давыдов Василий Васильевич считал, что необходимо учить «ребенка учиться самостоятельно, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже с начальной школы»
С. В. Косикова выделила четыре уровня развития учебной самостоятельности:
Первый уровень развития учебной самостоятельности заключается в том, что ученик выполняет задания только по указанию со стороны учителя и при этом ученику нужен пример, по которому будет происходить выполнение задания, обучающийся не имеет потребности в самостоятельном решении поставленной задачи.
Второй уровень развития учебной самостоятельности проявляется в умении ученика выполнять цель поставленную учителем и уметь контролировать свои действия.
Третий уровень развития учебной самостоятельности — это уровень, на котором обучающийся в процессе диалога с учителем начинает проявлять интерес к самостоятельному решению поставленных задач, а также к адекватной оценке своих действий.
Четвертый уровень развития учебной самостоятельности — уровень, при котором учащийся самостоятельно без помощи со стороны ставит перед собой цель и стремится её достигнуть.
Если основным развитие учебной самостоятельности занимаются на уроках учителя, это не значит, что в домашних условиях родители не могут поспособствовать в этом процессе. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
Организация режима дня;
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.
2. Контроль за выполнением домашних заданий;
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки получил? Выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
3. Приучение детей к самостоятельности.
При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.
Не давайте готового ответа на их вопросы – указывайте, на что стоит обратить внимание, задавайте наводящие вопросы, подводите ребёнка ближе к ответу.
При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят к большей и большей самостоятельности.
Составление родителями памятки «Как приучить ребёнка к самостоятельному выполнению д/з». Работа родителей в паре.
Проанализировав всё, что мы сегодня с вами разобрали, попытайтесь составить краткую памятку «Как научить ребёнка самостоятельно выполнять д/з» в парах.
Подведение итогов:
Была ли полезна сегодняшняя встреча?
Чем пополнили свою родительскую копилку?
Какие важные для себя сделали выводы?
Сегодня мы обсудили то, зачем развивать учебную самостоятельность у наших детей, как это делать, как необходимо учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравится ребёнку.
Рекомендуемая литература:
"Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями. Советы школьного психолога", 2007.
«
«Как научить ребенка учиться, иллюстрированный справочник для родителей», Кэрол Вордерман, 2018.
«Как научить ребенка учиться», Рената Кирилина, 2018.
Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания и развития учебной самостоятельности детей:
Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что задания любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.