Развитие семейно-брачных отношений в XIX-XXвв

4
0
Материал опубликован 10 June 2021

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево

городского округа Похвистнево Самарской области













Исследовательский проект на тему:

«Развитие семейно-брачных отношений в XIX-XXвв»







Выполнила:

Петрова Милана Станиславовна

ученица 11 А класса ГБОУ гимназии им.С.В.Байменова

города Похвистнево


Научный руководитель:

Малкина Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания

ГБОУ гимназии им.С.В.Байменова

города Похвистнево


Похвистнево 2021



1. Введение

Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью - все это различается очень широко.


Актуальность темы заключается в том, что семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, правда, формы, отношение к браку значительно изменилось. Семейно-брачные отношения вызывают особый интерес, так как семья является одним из институтов общества.

Гипотеза: предположим, что семейно-брачные отношения XIX века сильно отличаются то 20 века.

Цель работы: изучить и понять специфику семейно-брачных отношений в XIX-XXвв.

Задачи работы:

1. Изучить литературные источники по проблеме семьи и брака в России 

2. Провести диагностическое исследование – сравнить, семейно-брачные отношения в XIX и XX веке

Объектом исследования является семья, как социальный институт

Предметом исследования выступает зарождение, история и развитие семейно-брачных отношений

Методы исследования: методы анализа, сравнения и обобщения статистических данных и данных научной литературы по изучаемой проблеме.


2.Теоретическая часть

2.1 Понятие "семья" и её функции

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья – базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

1) общность бытом; 2) добровольность вступления в брак; 3) вступление в брачные отношения; 4) стремление к рождению, социализации и воспитанию детей; 5) союз мужчины и женщины.

Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. Репродуктивная

2. Образовательно-воспитательная

3. Регенеративная

4. Хозяйственно-экономическая

Традиционные функции семьи:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному);

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях (Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе).

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовное (культурного) общение, сексуальная, воспитательная.


2.2 Типы семьи и её организации

При комплексном изучении семейной структуры типы семей рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

Типы семьи и ее организации:

1. Бездетная или инфертильная семья

2. Однодетная семья

3. Малодетная семья

4. Среднедетная семья

5. Многодетная семья

В зависимости от состава:

Нуклеарная - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

Патриархальная - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

Родительская - это семья, в которой человек рождается.

Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены

Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.

Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

1) Авторитарный

2) Либеральный

3) Демократический

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.


2.3 Исторический взгляд на систему брачно-семейных отношений и их ценности

Самой древней общностью в доклассовом обществе было племя, общность, связанная кровным родством. Позже, в классовом обществе, возникают такие общности, какнародность(синоним - народ, этнос), и нация. Народность возникла на основе смешения нескольких племен, связанных не только кровнородственными, но и территориально-соседскими отношениями. Нация- высшая форма общности людей, имеющая общую территорию, язык, психологические черты, экономическую жизнь.

В структуре общества особо важное место занимали и занимают кровнородственные отношения. Брак и семья - основа общества. Но отношения эти были различны у разных народов, и кроме того, менялись в процессе истории. Прежде родовые отношения были сильны, со временем они ослабели, уступив место другим отношениям, например, деловым связям. Раньше большое значение имела большая семья, или большесемейная община, включающая помимо родителей и детей, бабушек и дедушек, двоюродных братьев и прочих родственников. Теперь доминирует малая семья, т.е. родители-дети.

Род - основная социальная ячейка доклассового общества, союз кровных родственников(синоним - генс, гентильная, т.е. родовая организация).

Род был как материнский, так и отцовский, т.е. союз родственников по матери, происходящих от одного общего предка, так и по отцу. Родство считалось как по матери, матрилинейный счет родства, так и по отцу, - патрилинейный счет родства. Иногда родство считалось и по обеим линиям сразу.

Брак - важнейшее событие в жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как и все прочее, имеет разные формы и варианты.

Экзогамный брак, брак внутри одной фратрии.

Фратрия- подразделение племени, состоящее из нескольких родов, где все связаны близким родством. В этом случае происходит кровосмешение, поэтому такие браки у многих народов запрещены.

Эндогамный брак, брак внутри фратрии, или какой-либо небольшой родственной группы.

Брак умыканием - похищение невесты. Может происходить с согласия невесты и ее родителей, а может и без согласия.

Брак выкупом, калымный брак, жених платит выкуп деньгами, вещами, или же отрабатывает в хозяйстве родителей невесты. Калым (выкуп) характерен для Кавказа, а брак отработкой - больше для Индокитая или Индонезии. Выкупы платят во многих странах.

Брак посещением, - форма брака, когда супруги живут раздельно.

Гостевой брак, распространен у народов севера (чукчи и др.). Гость, одного возраста и класса с хозяином имеет право на сожительство с женой хозяина. Чаще они оба имеют право, приходя в гости, пользоваться женами друг друга.

Пережитком группового брака были Сатурналии в Древнем Риме, праздник в честь Сатурна, когда разрешалось совершать супружеские измены с кем угодно, и они не наказывались, и не встречали сопротивления мужей.

Таким же пережитком являются и лунные танцы у яо и мяо в Азии. Ныне в Юго-Восточной Азии существуют Дома Молодежи, где юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, встречаются, присматриваются друг к другу, чтобы впоследствии вступить в брак.

Формы внебрачных отношений распространены везде широко, но в Европе, в католических странах они резко осуждаются, тогда как в Азии и на других континентах допускаются. В Полинезии и Микронезии добрачные связи - норма. Девушка имеет право заводить отношения с кем угодно, кто ей по нраву. Но выйдя замуж, это ей уже запрещено. В тех случаях, когда муж в отъезде, она имеет право вступать в отношения с его родственниками с его разрешения, т.к. долгое воздержание считается вредным для здоровья(как оно и есть на самом деле). (Бенгт Даниельссон. "Полинезия - страна в океане").

В Микронезии на о. Романом есть такой обычай. Каждый мужчина имеетфелаи, трость, украшенную неповторимым личным орнаментом. Если он хочет познакомиться с девушкой, он показывает ей орнамент, она его запоминает. Вечером он является к ее хижине и просовывает конец трости в соломенную стену. Если девушка трость вытолкнет обратно, она его не ждет, если же втянет внутрь, то это значит : "Заходи".(Милослав Стингл. "По незнакомой Микронезии").

Сорорат - брак с несколькими сестрами одновременно или женитьба (по возможности или по обязанности) на сестре умершей жены.

Левират - брак с вдовой брата, по возможности или по обязанности. В некоторых обществах бывает обязательным.

В XIX в. считалось, что у древних людей царил промискуитет, т.е. беспорядочное сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, то подвергалась штрафу или наказанию. Современная наука это отрицает, поскольку даже у животных существуют семейные, парные формы брака.

В большей степени в мире распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Даже если в какой-то стране узаконена полигамия, то это, как правило, для богатых. Бедные все равно живут моногамной семьей. Для мусульманских стран характерна полигиния, вариант полигамии. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам только 4 жены считаются женами, остальные - наложницы (одалиски). Не только мусульмане имели много жен. В 18 в. король Таиланда имел 300 жен, а его министр (пракланг) - 40. Несколько жен могут иметь папуасы.

Полиандрия, вариант полигамии, многомужество, встречается в Тибете. Девушка выходит, например, за нескольких братьев сразу.

Никто из них не имеет право развестись или завести связь на стороне. Если такое происходит, один из братьев срывается с места, полюбив другую, его ждет жестокое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях вынуждены были эмигрировать. В этом случае жена может развестись со всеми братьями сразу, а затем выйти замуж за других. Это обусловлено перекосом в демографической ситуации, когда численность мужчин сильно превышает численность женщин.

Следующим этапом развития брачных отношений стал всем нам известный моногамный брак, когда "общность жен" заменилась на индивидуальную семью, у мужчины могла быть одна жена. Происходило это следующим образом. С возникновением частной собственности и расширением торговли, на первый план стал выдвигаться мужчина. Таким образом, мужчина берет бразды правления в свои руки, тогда как в "общных группах" каждый участвовал по мере своих возможностей. Теперь же женщина постепенно утрачивала свою "равную" роль и отдавала главенство в семье мужчине. В этот период главная задача женщины сводилась к рождению детей.

И единственным верным способом для мужчины быть уверенным, что женщина родила его ребенка, наследника всего имущества – это жесткий контроль, следовательно, никаких других мужчин у женщины быть не должно. Однако было закреплено неравенство супругов.

Например, у мужчины могла быть только одна жена, но ему разрешалось брать наложниц, а за неверность особо строго карали жену, у которой мог быть только единственный муж. Подобные законы в древние и средние века издавались во всех странах.

Постепенно, все чаще и чаще мужчины и женщины стали встречаться друг с другом по обоюдному желанию и симпатии. Женщина была готова быть привязанной к семейному очагу, рожать и воспитывать детей и отдать роль кормильца и добытчика мужчине. И со временем моногамия стала ценностью.

Впервые в истории равенства мужчин и женщин перед законом, провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию и система разводов. Таким образом, история брака насчитывает множество изменений в отношениях между мужчиной и женщиной.

Современный моногамный брак строится на выборе, любви и супружеской верности, в этом и состоит ценность брака. Когда для двоих любящих сердец – третий, действительно, лишний.1

2.4 История развития семейно-брачных отношений

В XIX веке вплоть до 1917 года нормы семейного права России считались частью отрасли гражданского права. Указанные нормы были включены в Свод законов гражданских, который вступил в действие в 1835 году2.


В качестве условия для вступления в брак требовалось согласие родителей (при их отсутствии требовалось согласие попечителей или опекунов в зависимости от конкретной ситуации) жениха и невесты. Специальные условия предъявлялись в отношении гражданских служащих, а также военнослужащих – требовалось согласие их начальства на их вступление в брак. Законным мог быть только брак, заключенный в церкви по церковным обрядам между лицами, исповедующими христианство.


Отношения между мужем и женой личного характера устанавливались в Своде законом гражданских следующим образом: «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании». В случае какого-либо переезда супруга должна была безусловно следовать за своим мужем. Это можно было сделать даже через понуждение жены с помощью полиции. Паспорт жена имела право получать в органах полиции только лишь с согласия своего супруга.


Рожденные в законном браке дети наследовали права родителей. Что касается рожденных вне брака детей, то они не обладали какими-либо правами на имущество своих родителей. Чтобы узаконить родившихся вне брака детей, необходимо было узаконить брак самих родителей, а впоследствии через судебные органы требовать узаконения самого ребенка.


Безусловной обязанностью родителей называлось содержание своих детей. В отношении детей родители обладали деспотическими правами, могли их наказывать, применять иные исправительные меры, вплоть до передачи под суд. Для имущественных отношений между родителями и детьми был характерен принцип раздельности их имущества. Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.

Указом российского императора от 19 июля 1830 года брачный возраст был установлен для мужчин 18 лет и для женщин 16 лет. С 1841 года порядок расторжения брака регулировался Уставом духовных консисторий, утвержденным в том же году. Решение утверждалось архиереем епархии. В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «представляется для него невыносимой». 3

Российский законодатель упорно отказывался от проведения реформ в правовом регулировании брачно-семейных отношений. И даже отмена в 1861 году крепостного права и судебная реформа 1864 года существенно не повлияли на семейные правовые отношения, так как Законы гражданские, к которым относились нормы семейного права, не были реформированы.

В 1902 году Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных государствах по их законам, сославшись на то, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах, а потому не допускались браки между христианами и представителями других религий.


Однако Устав гражданского судопроизводства 18644 года имел определенное регулирующее воздействие на семейные отношения. В разделе III Устава «О судопроизводстве по делам брачным и законности рождения» указывалось, что суды гражданские рассматривают дела о законности браков, сопровождаемые гражданскими личными или имущественными правами как самих супругов, так и от рожденных от их брака детей (ст. 1337). В остальных случаях дела брачные подлежали духовным (церковным) судам. Гражданские браки в порядке исключения допускались между раскольниками и лишь с 1906 года допускались церковные браки между ними. В связи с этим Устав гражданского судопроизводства был дополнен главой "О производстве дел брачных и законности рождения у раскольников" (ст. 1356.1-1356.3). Дела о правах, вытекающих из браков, заключенных между старообрядцами или сектантами, а также дела о расторжении этих браков и о признании их недействительными подлежали суду гражданскому.

В последующие годы законодательство о браке не претерпевало существенных изменений, хотя предпринимались отдельные попытки. Так, в мае 1917 года Временное правительство создало специальное совещание для подготовки Закона «О поводах к разводу», которое, однако, не смогло принять определенного решения по этому вопросу. Однако без отделения религии от государства решительные изменения в этом вопросе не были возможны.

В советский период первым законодательным актом стал Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния, датированный 18 декабря 1917 г. Он отменял церковный брак и устанавливал исключительно гражданский, которые регистрировался в соответствующих органах. Невеста и жених признавались равноправными, жена могла взять фамилию супруга по своему желанию. Существенным моментом было то, что внебрачные дети приравнивался в правовом статусе к рожденным в браке. В качестве условия для вступления в брак была добровольность.

В этот же период времени был принят специальный Декрет о расторжении брака. Развод оформлялся органами загса на основании поданного в установленном порядке совместного заявления супругов с помощью проставления соответствующей отметки в книге записи актов гражданского состояния.

Важнейшим законодательным актом советской эпохи стал первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (далее – КЗАГС), которые был утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г. Данный акт также закреплял гражданский брак. Статья 68 КЗАГС устанавливала для всех граждан принцип единобрачия. Существенным являлось то, что верхний предел возраста вступления в брак законодательно не ограничивался. КЗАГС существенно расширил круг лиц, которые могли вступать в брак друг с другом за счет свойственников и дальних родственников. Кодекс уже не требовал разрешения родителей, опекунов или же попечителей в качестве необходимого условия для вступления в брак. Нововведением стала возможность вступать в брак неограниченное количество раз. В имущественной сфере КЗАГС устанавливал принцип раздельнойсупругов. Интересным представляется положение КЗАГС о возложении обязанности по взаимному содержанию не только на детей и их родителей, но также и на иных родственников. Такая обязанность была возложена и полнородных и неполнородных сестер и братьев.

Следующий Семейный кодекс был утвержден в 1926 году. Основным нововведением было приравнивание фактического брака к зарегистрированному в установленном законом порядке.

Доказательством же такого брака считалось совместное сожительство, ведение общего хозяйства. Кодекс также вводил новый институт общей собственности супругов. В случае прекращения брака имущество подлежало разделу, допускалась также выплата алиментов в пользу нуждающегося нетрудоспособного супруга в период не более одного года с момента прекращения брака.

Нововведением являлось и повышение брачного возраста для женщин до 18 лет. При заключении брака регистрирующие органы должны были брать расписку от жениха и невесты о том, что они осведомлены о состоянии здоровья друг друга, о количестве ранее заключенных каждым из супругов браков, о количестве детей каждого из супругов и т.д. Если супруг скрывал такие сведения, то такие деяния преследовались уголовным законом. Кодекс 1926 года восстанавливал институт усыновления.


Спустя десять лет было принято специальное Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» от 27 июня 1936 г., которое было направлено на увеличение рождаемости в стране после периода Гражданской войны и Первой мировой войны. Это постановление увеличивало размер пособия по уходу за ребенком; а матерям, имевшим десятерых детей, устанавливалось единовременное пособие в размере 5 тыс. руб. при рождении последующего ребенка; устанавливался запрет на проведение абортов; увеличивалась пошлина за регистрацию развода, которая возрастала при каждом разводе конкретного лица (например, 3 тыс. руб. должно было заплатить определенное лицо за регистрацию третьего и каждого последующего развода).

В годы Великой Отечественной войны наиболее существенным правовым актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»». В соответствии с ним юридически законным признавался только брак, зарегистрированный в установленном законом порядке. Фактические брачные отношения не порождали правовых последствий.


Нововведением Указа 1944 года явился установленный им исключительно судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан предпринять все зависящие от него и в текущей ситуации меры, для того чтобы примирить супругов. Вводилась обязательная предварительная публикация объявления в местной газете о предстоящем разводе. Аналогичным образом существенно увеличивались пошлины за регистрацию развода. Интересным представляется введение специального налога на холостяков, что безусловно было направлено на стимулирование рождаемости в период войны и колоссальных потерь среди населения Советского Союза.


После окончания Великой Отечественной войны в 1948 году были запрещены браки с иностранными гражданами. Следующим существенным и значимым законодательным актом, регламентирующим брачно-семейные отношения в СССР, были принятые в 1968 году Основы семейного законодательства и созданные на их основе Кодексы союзных республик. Основы упростили порядок развода, в частности, в некоторых случаях допускался внесудебный порядок расторжения брака – по решению органов загса. Отменялась многоступенчатая судебная процедура развода, а также предварительные объявления в газетах о предстоящих разводах граждан.

Большое место законодательство отводило установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей по их воспитанию и обязанностей детей в отношении родителей. В Конституции СССР подчеркивалось (ст. 66), что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

3.1 Сравнительная таблица «Семейно-брачные отношения в 19 и 20 вв»



Семейно-брачные отношения в 19 веке

Семейно-брачные отношения в 20 веке

Вступление в брак

Вся сфера семейных отношений, их правовая регламентация находились в ведении церкви. Для вступления брак требовалось кроме достижения брачного возраста, согласие родителей, опекунов, начальство для жениха находящего на государственной службе, принадлежность к одному вероисповедованию, умственная полноценность. Брак оформлялся путем венчания, а второй брак путем благословения.

Заявления фиксировались в регистрационной книге. Разделы книги записей браков определяли: номер брака по порядку; когда брак заключен (день, месяц); имя, отчество, фамилию, род занятий жениха и невесты; возраст; фамилию, которою вступающие в брак желают впредь именоваться; постоянное жительство и адрес; особые примечания. Форма книги записей браков служила основанием для записи брака и выдачи о том свидетельства законной регистрации брака. Декрет «О гражданском браке».

Препятствия к заключению брака

Препятствием к браку являлось наличие заключенного ранее не расторгнутого (7, ст.20). Кроме того, заключение повторных браков с одним и тем же человеком ограничивалось законов 3-мя разами (7, ст.21).

Кроме того, существовали такие условия для вступления в брак как умственное здоровье сочетающихся, наличие согласие родителей или законных опекунов или попечителей (7, ст.12), а в случаях, когда речь шла о венчании государственных служащих — разрешения начальства, выраженное в письменной форме (7,ст. 9). В соответствии с государственным законодательством не было разрешено вступление в брак лицам, в отношении которых существовало судебное решение о расторжении брака по причине их вины в прелюбодеянии, двоеженстве, неспособности к брачному сожительству или вследствие виновного безвестного отсутствия (7, ст.40–41). Кроме того, запрещалось вступление в брак лицам, находящимся под арестом.

Препятствием к заключению брака являлась определенная степень родства. Запрещались браки между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки и внуки) и полнородными, и не полнородными братьями и сестрами. Внебрачное родство соответствующей линии также являлось препятствием к заключению брака.

Препятствием к заключению брака также являлось состояние одного из вступающих в брак в зарегистрированном браке.

Запрещался брак между лицами, если хотя бы одно из них было признано не в здравом уме, так как психически больное лицо не могло осознавать значение своих действий (ст.67Кодекса).

Родительские права

Дети делились на законных (рожденных в «законном браке») и не­законных (рожденных вне брака). Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества. Власть родителей (фактически отца) по отношению к детям продолжала быть значительной, она распространялась на детей независимо от их возраста.

Если разводящиеся супруги в процессе рассмотрения дела демонстрировали согласованность позиций по вопросам родительских прав в отношении не достигших возраста совершеннолетия детей из совместного брака, материальной поддержки, алиментов, которые муж должен был платить жене. В рамках процесса решение о фамилии детей принималось судьей местного гражданского суда (п.7).

Брачный возраст

Указом Синода 1774 г. духовенству предписывалось венчать юношей не моложе 15-летнего возраста с девушками не моложе 13 лет (7,ст.14229). Данные нижние границы возраста вступления в брак существовали до 1830 г., когда уже не церковным, а государственным законом устанавливался новый возрастной ценз: для юношей — 18 лет, для девушек — 16. В исключительных случаях епархиальному архиерею было предоставлено право давать разрешение на брак лицам, которым для достижения необходимого возраста оставалось не более полугода (7, 3). Государственный закон также устанавливал «верхнюю» возрастную границу вступления в брак — 80 лет (7, ст.4).

Для лиц мужского пола, он составлял 18 лет, а женского 16 лет. Вступление в брак лица, не достигшего 18 лет, делало его полностью дееспособным. Лицо, не достигшее возраста, установленного законодательством, считалось несовершеннолетним ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями. При не соблюдении норм закона и при даче заведомо ложных показаний, перечисленных в статье 2, виновные привлекались к уголовной ответственности и их брак признавался недействительным.

Законодательство советского периода не определяло возрастного максимального придела вступления.

Статус состояния в браке

Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в подчиненном положении. Статья 78 Свода законов гласила: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома». Жена обязана была «преимущественным повиновением воли своего супруга», хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79).

В то же время действовал принцип раздельной собственности мужа и жены. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.

Статус состояния в браке влек за собой приобретение прав и обязанностей супругов. Статья 105 Кодекса законов об актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве гласила: «брак н создает общности имущества супругов». Исходя из принципа раздельности супружеского имущества, супруги были полностью уравнены в имущественных правах. Предполагалось, что это должно укрепить самостоятельность женщины в семье, привести к преодолению неравенства мужчины и женщины. При этом нуждающийся супруг имел право на получение содержания от другого супруга (ст.107Кодекса), вошло в обязанность в период брака и даже после развода предоставлять нуждающемуся супругу материальную помощь.

Расторжение брака

Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производи­лось только церковью. Указ 1722 г. окончательно узаконил имевшее место на практике и ранее прекращение брака из-за безвестного отсутствия супруга. С 1810 г. установлен срок безвестного отсутствия - 5 лет общий и 10 лет особенный (для попавших в плен).

Развод до 1805 г. оформлялся в виде акта (разводного письма), составленного супругами и утвержденного местным священником, а за­тем (с 1730 г.) епархиальным архиереем. С 1805 г. все бракоразводные дела перешли в Синод, лишь в исключительных случаях (безвестного отсутствия, лишения прав) они отдавались архиерею. Получение развода стало делом весьма трудным.

Советские граждане уже 19 декабря 1917 года получили в соответствии с Изданным Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом народных комиссаров РСФСР Декретом «О расторжении брака» свободу разводов, таким образом «продемонстрировав требование свободы расторжения брака под контролем государства»

Брак расторгался по обоюдному соглашению обоих супругов или хотя бы одного из них в отделе записей браков. Суд не рассматривал мотивы, побудившие супруга или супругов просить о расторжении брака. Он был обязан удовлетвориться в том, что соответствующая просьба действительно исходит от супруга (супругов). Определение о расторжении брака принималось судьей единолично.


Заключение

Таким образом, установка на заботу о семейном очаге в целом не является альтернативной установке на служение общественному це­лому, человечеству и родине. Тот факт, что в России нередко случа­лось по-иному и эти установки вступали между собой в непримири­мый конфликт, не опровергает истинности данного тезиса. Проч­ность семьи, в частности, способствует национальному сплочению. «Та особенная сильная национальная сплоченность, которая выде­ляет Японию в ряду других первоклассных держав, — пишет авто­ритетный японский писатель и философ, — обусловливается проч­ными отношениями между родителями и детьми, с одной стороны, и между супругами — с другой, отношениями, образующими стер­жень социальной жизни. Эти отношения не имеют яркого внешнего облика, как у европейцев, и не носят так называемого рационально­го отпечатка, но отличаются простотой, безыскусственностью и си­лой внутреннего горения, что и делает особенно прочными наши социальные слои».

В первые десятилетия XX века в России развернулась дискуссия относительно того, каким должен быть брак христианский. Одна из крайних позиций была представлена Л. Н. Толстым. Толстой захо­дил столь далеко, что отрицал саму возможность христианского брака. Поскольку, по Толстому, половой акт — унизительное для человека животное состояние, то христианского брака быть не мо­жет. Противоположную позицию занял В. В. Розанов. Розанов упре­кал православную церковь в том, что она мало уделяет внимания вопросам брака и семьи. Согласно Розанову, семья и брак должны быть самыми главными объектами попечения со стороны церкви. Половой акт должен прямо освящаться и благословляться церковью. Розанов даже допускал, что половое сношение могло бы совер­шаться прямо в стенах храма, для чего можно было бы сделать со­ответствующие помещения — пристройки к храму. Мыслитель-па­радоксалист был крайне озабочен укреплением семейных уз, вопро­сами деторождения, повышением рождаемости в России, рождением и воспитанием здоровых поколений.

Значение прочности семьи для развития общества и личности едва ли нуждается в специальных доказательствах. Тем не менее вся масштабность и глубина воздействия семьи на общество, на пути и судьбы человечества в целом требуют самого серьезного осмысления. Именно в семье, в детском возрасте зарождаются те тенденции и направления развития, которые становятся судьбой человечества, объявляются впоследствии «историческими законо­мерностями» и изменить которые в дальнейшем исключительно сложно и трудно. На это, в частности, указывал русский мысли­тель И. А. Ильин: «И не прав ли немецкий богослов Толук, ут­верждая: «Мир управляется из детской»... Мир не только строит­ся в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели»*. По сути о том же применительно к причинам обострения религиозных и этничес­ких конфликтов говорит современный итальянский писатель и философ Умберто Эко: «Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, — только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства...


Список используемой литературы

Ильин И. А. Собр. соч. М., 1993. Т. 1

Развитие социологии в России»/ред. Е.И.Кукушкиной 2004 г.

«Историко-социологический анализ семейной политики в России 20 век». М.В. Рабжаева. ж. Социс 2004 г.№ 6.

«Государственная семейная политика и ее особенности в России» А.В.Артюхов. ж. Социс 2002 г. № 7.

«Семья на пороге 20 века». Ю.А. Гаспарян 1999г.

«Модель семьи в условиях трансформации российского общества» Л.В. Карцева ж. Семья в России 1999 г. №1-2

Устав духовных консисторий : с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената / Составил М. Н. Палибин. - Изд. неофиц. - С.-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1900

8) Судебные уставы 20 ноября 1864 года. Ч. 1. Устав гражданского судопроизводства


Интернет-ресурсы

http://heapdocs.com/files/kursovaya_po_sots_semi

https://cyberleninka.ru/

https://studwood.ru/621826/sotsiologiya/sovremennye_tendentsii_razvitiya_semeyno_brachnyh_otnosheniy

http://wiki02.ru/encyclopedia/Semeyno-brachnye_otnosheniya/t/12442

https://magref.ru/semeynoe-pravo-rossii-v-pervoy-polovine-xix-v/

https://www.prlib.ru/item/459900

https://www.prlib.ru/node/372592/source






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.