Конспект урока по обществознанию в 9 классе «Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений»
Предложенный конспект урока предназначен для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам по предмету обществознание для 9 класса (раздел «Основы семейного права»).
Тема урока. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений.
Цель урока: Формирование у обучающихся представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи урока:
Познавательные:
- актуализировать знания обучающихся по теме «Основы семейного права»;
- формировать представления обучающихся о правовых основах и семейно-брачных отношений на примере порядка заключения и расторжения брака;
- ознакомить обучающихся о значимости правового регулирования в сфере семейно-брачных отношений.
- обеспечить понимание понятий «семейно-брачные отношения», «брак», «семья», «алименты»;
Личностные:
- формировать у обучающихся осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;
-продолжить работу по формированию российской гражданской идентичности на основе изучения статей Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ;
- продолжить работу по формированию уважительного отношения к семейно-брачным отношениям;
- формировать умение применять теоретические знания при ответах на практические вопросы;
- продолжить работу по формированию у обучающихся связной речь при ответах на практические вопросы;
Регулятивные:
- продолжить работу по формированию у обучающихся умения работать с юридическими документами, анализировать их содержание на основе статей Конституции РФ;
Коммуникативные:
- обеспечить условия для формирования представления о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений;
- формировать у обучающихся умения анализировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Тип урока: урок повторения пройденной и изучения новой темы.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Методы проведения урока: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический: работа со словарём, тетрадью, решение творческих задач.
Оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал для презентации, задания по теме,
брошюры Конституции РФ, Семейного кодекс РФ, образец формы № 7 для заключения брака.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение и подготовка обучающихся к изучение нового материала.
3. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Понятие семейные отношения
2. Семейное право
а) Правовая связь членов семьи
б) Вступление в брак
в) ЗАГС
4. Динамическая пауза
3. Права и обязанности членов семьи
а) Права и обязанности родителей
б) Права и обязанности детей
5. Закрепление
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Учитель обращает внимание детей к нескольким изображениям на проекционном экране (фотографиям семей). Предлагаемые изображения семейных пар, семей с детьми, обязательно должны нести положительный настрой, улыбающиеся, хорошо, если люди на них будут держать за руки друг друга и т.д. Например, это может быть фотографии семей, прогуливающихся вдоль берега, нахождении их в музеи, увлечённых спортивной совместной игрой, приготовлением еды, работой в саду, плывущих в лодке и т.д.
-Ребята, скажите, что изображено, на фотографиях? (ответы детей).
- Правильно, сегодня, мы продолжим разговор о семье. Давайте вспомним, что такое семья. Из кого обычно состоит семья (Ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, самые близкие и любимые люди.)
(Учитель читает стихотворение «Семейное дерево», автор Галина Дядина.)
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной до утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы!
(работа обучающихся со словарём и тетрадью): Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.
Повторение и подготовка обучающихся к изучение нового материала.
Затем ребятам предлагается устно самостоятельно дополнить образ «дерева» говоря о семье. Так, через символ «дерева» выполняется перенос в сферу семейных отношений и понятия «Семья». Напоминается, что «корни деревьев» условно обозначают старших родственников-бабушек, дедушек, «ствол» – родители, а «крона» – дети. Между ними должно быть согласие и понимание. Нарушение состояния уже одной части дерева (символов), ведёт к нарушению всей жизни «дерева», т.е. ведёт к разрушению понятия «семья».
Ребята, давайте порассуждаем, что даёт человеку жить в семье. Дети называют свои варианты, а учитель и выводит на общий экран к образу семьи в виде дерева (в ветвям, как лисья) карточки с надписями (защита, взаимопомощь, покой, уважение, тепло и пр.);
Давайте подумаем, что семья дает государству. Вновь работаем с символом дерева и используем термины - «гражданин страны», «защитник», «работник», «налогоплательщик», «изобретатель» и т.д. (Далее ведётся разговор о значении семьи, как социальном институте общества.
Затем переходим к роли государства по защите и охране семьи.).
Изучение нового материала.
На нашей планете очень много стран, все они разные, с разной историей и культурой. Но есть ценности, которые объединяют все народы. К таким ценностям образование, здоровье, семья. В нашей стране семейным отношениям всегда придавалось большое значение.
И поскольку семья является огромной ценностью, то и государство стоит на защите её интересов.
Каким же образом государство защищает семью? Это происходит с помощью ряда юридических норм и законов. Для начала мы узнаем, что же такое семейно-брачные отношения. Это отношения, между членами семьи, закреплённые в основном законе нашей страны-Конституции РФ и ряде других законов.
Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан нашей страны в сфере семейно-брачных отношений (работа обучающихся с текстом Конституции РФ.)
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.19 п.3).
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 п.1.).
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст.38 п.2).
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3.).
(Далее идет пояснение содержания данных статей).
Следующим документом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс определяет:
- источники, принципы семейного права
- порядок и условия вступления в брак
- права и обязанности супругов
-права и обязанности родителей и детей
(Далее ведётся работа обучающихся со словарём и тетрадью).
Семейное право — система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
(Затем идёт совместная работа с классом по обсуждению понятий семейно-брачные отношения).
Принципы семейного права, написанные на карточках:
Равноправие мужчины и женщины
Единобрачие
Свобода и добровольность заключения брака
Взаимная забота членов семьи
Защита семьи со стороны государства
Судебная защита прав членов семьи
Пояснения учителя. В жизни каждого человека случается очень ответственный момент –создание семьи или заключение брака. Брак-это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.
Юридическое оформление брака происходит в ЗАГСе. ЗАГС-орган власти в России, производящий государственную регистрацию актов гражданского состояния, например, заключение и расторжение брака. (Работа с обучающимися в тетради).
Каковы условия и порядок вступления в брак?
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак
Достижение брачного возраста, 18 лет
Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
а) не должны состоять в зарегистрированном браке
б) не должны быть близкими родственниками
в) недееспособность, признанная по суду
Признаки брака:
Союз мужчины и женщины
Свободный союз
Единобрачный союз
Равноправный союз
Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
Церемония бракосочетания происходит в ЗАГСе всегда в торжественной обстановке в кругу близких друзей. (Возможна видеодемонстрация небольшого отрывка брачной церемонии).
Для вступления в брак необходимо выполнить следующие требования. (Обсуждение требований)
Порядок вступления в брак: (обучающимся выдаются образцы заявлений для подачи в ЗАГС)
Подача заявления в ЗАГС
Обязательное присутствие жениха и невесты
Подписи в книге актов гражданского состояния
Отметка в паспорте
Выдача свидетельства о браке
С момента заключения брака супруги становятся равными между собой. Их имущественные и личные права регулируются законом.
Проведение динамической паузы.
Продолжение урока.
(Пояснения учителя). Семейное право необходимо для прочности и благополучия семьи, её защиты.
Вопрос. Ребята, как вы думаете, кто в семье, может быть самым беззащитным, кто нуждается в защите? (Могут быть разные варианты, например-дети, ребёнок, люди с ОВЗ, пожилые.)
Внесённые в Конституцию России поправки после общероссийского голосования 01 июля 2020 года закрепляют область, касающуюся семейных отношений.
Давайте рассмотрим эти статьи Конституции.
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ст.67).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (ст.72).
( Далее идет пояснение содержания данных статей.)
Права и обязанности родителей:
Отвечают за воспитание и развитие своих детей
Обеспечение получения детьми основного общего образования
Защищают права и обеспечивают интересы своих детей
Имеют право на общение со своим ребёнком
Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет.
Если родители уклоняются от содержания и воспитания своих детей, к ним могут быть приняты административные меры воздействия, вплоть до лишения родительских прав.
Вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.
Ребята, скажите, как вы думаете, а у детей есть права и обязанности? (Ответы детей).
(Обсуждение вопроса Права и обязанности детей):
Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
На защиту
На выражение своего мнения
На имя, отчество, фамилию
Имущественные права
К сожалению, в жизни так бывает, что семья, по разным причинам может распасться.
Ребёнок по решению суда, остаётся одним из родителей, а другой по, закону обязан помогать материально в вопросах содержания ребёнка и выплачивать алименты.
Алименты - денежные средства на содержание детей, супруги. Обсуждение размеров алиментов.
1/4 заработка - на 1 ребёнка
1/3 заработка - 2 детей
1/2 заработка - на 3-х и более детей.
3.Закрепление.
Ребята, как бы не складывалась жизнь человека, какие бы беды не происходили, муж и жена, дети, родители, родственники, всегда поймут, поддержат и помогут. В любой ситуации только родной дом становиться самым желанным, нужным и любимым. В семье могут проходить радостные и грустные события, но в любом случае нужно всегда стараться и поддерживать друг друга. И только в семье может обеспечить любовь и понимание.
(Далее детям предлагается для закрепления темы выполнить в устной форме следующие на выбор задания, которые выводятся на общий экран).
Задания:
1.Правовые отношения между супругами возникают в случае:
1. длительного совместного проживания мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах (фактический брак).
2. проживание семейной пары в церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях.
3. проживание в гражданском браке, зарегистрированном на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
2.Старшеклассник и Евгений (15 лет) и Наталия (14 лет), не сказав ничего родителям,
решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?
1. нет 2. да
3. Супруги М., поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведенного законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли он и в законном браке?
1. нет, считаются разведёнными 2. да, остаются мужем и женой
(Идёт заслушивание ответов обучающихся с последующим обсуждением).
6. Рефлексия.
Детям предлагается высказать своё мнение об уроке с помощью приёма «Незаконченное предложение», например: «Сегодня на уроке я узнал(-ла)…», «Я выполнял задания….», или приёма «Аргументация своего ответа», например- «Своей работой на уроке я….», «Материал урока мне был…» и т.д.