12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1655
Высшее образование. Педагогический стаж 26 лет. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 и 2022 г.г. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»
13

Урок обществознания «Семья и семейные отношения»



Урок обществознания

Семья и семейные отношения

5 класс

(Презентация "Семья")

Данная разработка урока по теме «Семья и семейные отношения» составлена для УМК Боголюбова Л.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. На тему «Семья и семейные отношения « по программе отводится 2 урока. Разработка относится к первому из них, где рассматриваются базовые вопросы темы, касающиеся семьи, видов семей и семейных отношений.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Семья и семейные отношения

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Технологии построения урока

Развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

Цель урока

Содержательная: дать представление о семье, ее роли в жизни человека.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и ее роль в жизни в жизни человека

Воспитательные: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты работы; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе

Информационно-технологические

ресурсы

Учебник, презентация, пакет с рабочими материалами для работы групп, проектор.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

УМК

Л.Н. Боголюбов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», опреде­лять ее функции; побудительную роль мотивов в формировании семьи; объяснять значение коммуникации в межличностном общении, показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века; сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных.

Познавательные:

- уметь самостоятельно выде­лять и формулировать цель урока

- умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- объяснять значения новых слов;

Коммуникативные:

- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам своей работы;

- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека


 


 


 


 

Карта урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность

1 мин

Приветствует учеников, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

Готовятся к уроку, высказываются о том, что сегодня пригодится на уроке, включаются в деловой ритм

Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация к получению новых знаний

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1)

Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение, мотивация к получению новых знаний

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

2 мин

Знакомит учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам. (Слайд 2)

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

- О чем эта притча? В чем ее смысл?

- Что такое семья?

- Чем все семьи похожи?

- Что отличает одну семью от другой?

Участвуют в беседе

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока

3 мин

Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Семья и семейные отношения» (Слайд 3(1))

- Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2))

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семьи (Слайд 3 (3))

Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: умение определять цели и задачи урока

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

5. Этап выявления места и причины затруднения.

Фиксация места и причины затруднения

2 мин

Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом.

Постановка проблемы «Почему большинство семей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?»

- Сможете ли вы сейчас быстро и правильно ответить на эти вопросы?

Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока.

Участвуют в беседе, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, уметь проводить самооценку своих знаний Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

6. Этап построения плана выхода из затруднения

Построение плана устранения возникшего затруднения.

1 мин

Организует беседу для построения плана выхода из затруднения

- Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? (ответы детей)

- Хотите узнать ответы на эти вопросы? (да).

- Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, обсудить вместе вопросы, посмотреть в Интернете и т.д.)

Намечают план выхода из затруднения

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

7. Реализация построенного плана

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

10 мин

Учитель организует беседу, работу в группах, корректирует ответы ребят, задает наводящие вопросы, осуществляет контроль за качеством выполненных заданий, заполнением схемы и таблицы.

1. Что такое семья

Беседа

- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)

- Молодцы! Так что же такое семья?

Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» (Слайд 4)

(ответы детей, (Слайд 4(1)). Учитель корректирует ответы и окончательный ответ записывают в тетрадь)

Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью (Слайд 4 (2))

Игра «Найти вторую половинку» (в парах). Ребятам предлагаются наборы разрезанных на половинки поговорок и пословиц о семье. Их задача соединить их вместе.

На что и клад, коли в семье лад

Любовь да совет – так и горя нет

Вся семья вместе – так и душа на месте

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Добрая семья прибавит разума-ума

(Проверка выполнения задания) (Слайд 5)

Беседа

- В чем же главный смысл этих поговорок?

- В чем основа семьи, ее главная особенность? (Ответы детей).

Правильно – основа семьи – любовь и привязанность

Прием «Мозговой штурм»

- Как и когда образуются семьи? Что является их основой? (по ходу размышления детей создается схема на доске

Участвуют в беседе. Работают с учебником, докладывают о результатах работы, составляют схемы

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовывать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками при работе в группах.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст, проявлять интерес к новому содержанию.

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту своих знаний

1 мин

Организует проведение физкультминутки

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

10 мин

Творческое задание «Солнышко» (в четверках)

Известно, что в семье царит любовь, счастье, тепло и уют. Представим семью в виде солнышка с расходящимися лучами. (Слайд 6). Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей семьи, рисунки в учебнике на стр. 26, 27

(Проверка выполненных заданий) (Слайд 6(1))

Рождение детей Воспитание детей

Ведение Защита

общего

хозяйства

Эмоциональная разрядка

(получение и отдача любви, тепла, ласки)

(Проверка выполненного задания)

2. Виды семей.

Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты

Задание. Работая с материалом учебника на стр. 29, заполните таблицу (Слайд 7)

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

   
   
   

(поверка выполнения задания) (Слайд 8)

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (старшее поколение) и дети (младшее поколение)

Трехпоколенная

В семье живут 3 поколения людей: дети, родители, бабушки и дедушки

Неполная семья

По каким – то причинам в семье отсутствует один из родителей

- А в какой семье живешь ты?

Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту знаний

8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций

3 мин

Организует беседу.

- Что же такое семья?

- Чем связаны между собой члены семьи?

Игра - проект «Строим дом счастья» (в четверках)

Обсудите проблему и предложите «кирпичики» из которых мы будем строить дом, в котором все будут счастливы (1 мин)

(Проверка выполнения задания)

«Кирпичики» – любовь, здоровье, дружба, трудолюбие, традиции, взаимопомощь, красота, чистота, понимание, уважение и др.

Крыша – хорошее настроение

Молодцы!

Участвуют в беседе.

Коммуникативные: умения работать группе; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

9. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки

4 мин

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

А теперь давайте проверим насколько хорошо вы поняли тему урока.

Игра «Да - нет-ка» Возьмите листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет».

Вопрос

Ответ (Да/Нет)

Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами

 

Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом

 

Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной

 

В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей

 

В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных

 

Далее организуется взаимопроверка по эталону (Слайд 9)

Беседа.

Посмотрите на тему урока (Слайд 2)

- Что мы сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

- Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок?

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

10. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

3 мин

Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд 10)

Всем: п. 3

Опережающее задание: ответить на вопросы:

Как государство поддерживает семью?

Какие документы гарантируют помощь семье?

Какие права имеешь ты?

На выбор

Изобразите на рисунке наиболее понравившуюся пословицу или поговорку о семье

Нарисуйте фантики для конфет «Моя семья»

Выучить стихотворение о семье, маме

Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на трудности.

11. Этап рефлексии учебной деятельности

Дать оценку работы учащихся

3 мин

Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты.

- Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне.

Продолжите фразу (Слайд 11)

было трудно…

я научилась (научился)…

меня удивило …

мне захотелось …

мне понравилось (не понравилось) …

мне было интересно…

Учитель выставляет оценки за урок, организует обсуждение.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 12)

Учащиеся заполняют и сдают оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


 

Используемая литература

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.

Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2016 – 64 с.


 


 

Приложения

Приложение 1.

Оценочный лист


 

Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________


 

В начале урока

В конце урока

5- знаю много

4- знаю

3-знаю немного

5- Подтвердил свои знания, узнал новое - всё понял

4 - Понял не всё, надо доработать

3 -Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.