Пояснительная записка к презентации
Урок обществознания
Семья и семейные отношения
5 класс
Данная разработка урока по теме «Семья и семейные отношения» составлена для УМК Боголюбова Л.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. На тему «Семья и семейные отношения « по программе отводится 2 урока. Разработка относится к первому из них, где рассматриваются базовые вопросы темы, касающиеся семьи, видов семей и семейных отношений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока |
Семья и семейные отношения |
||
Класс |
5 класс |
||
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
||
Технологии построения урока |
Развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ |
||
Цель урока |
Содержательная: дать представление о семье, ее роли в жизни человека. Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. |
||
Задачи урока |
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и ее роль в жизни в жизни человека Воспитательные: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, воспитывать упорство, любознательность. Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты работы; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе |
||
Информационно-технологические ресурсы |
Учебник, презентация, пакет с рабочими материалами для работы групп, проектор. |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
||
Основные понятия темы |
Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности |
||
УМК |
Л.Н. Боголюбов |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные |
|
Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», определять ее функции; побудительную роль мотивов в формировании семьи; объяснять значение коммуникации в межличностном общении, показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека; сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных. |
Познавательные: - уметь самостоятельно выделять и формулировать цель урока - умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую; - уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; - объяснять значения новых слов; Коммуникативные: - слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение; - самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе. Регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам своей работы; - уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы Личностные: - стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
Формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека |
Карта урока
Задачи этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
1.Организационный этап |
|||||||||||||||||||
Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность |
1 мин |
Приветствует учеников, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке |
Готовятся к уроку, высказываются о том, что сегодня пригодится на уроке, включаются в деловой ритм |
Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве учителем Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация к получению новых знаний |
|||||||||||||||
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
1 мин |
Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами Все расселись по местам, никому не тесно, Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1) |
Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение, мотивация к получению новых знаний Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|||||||||||||||
3. Этап актуализации знаний |
|||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и способов действий |
2 мин |
Знакомит учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам. (Слайд 2) В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…» - О чем эта притча? В чем ее смысл? - Что такое семья? - Чем все семьи похожи? - Что отличает одну семью от другой? |
Участвуют в беседе |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). |
|||||||||||||||
4. Этап целеполагания |
|||||||||||||||||||
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока |
3 мин |
Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы. - Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей) Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях. Тема урока «Семья и семейные отношения» (Слайд 3(1)) - Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2)) Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни 2. Познакомится с видами семей 3. Узнать о роли государства в жизни семьи (Слайд 3 (3)) |
Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. |
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: умение определять цели и задачи урока Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. |
|||||||||||||||
5. Этап выявления места и причины затруднения. |
|||||||||||||||||||
Фиксация места и причины затруднения |
2 мин |
Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом. Постановка проблемы «Почему большинство семей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?» - Сможете ли вы сейчас быстро и правильно ответить на эти вопросы? Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. |
Участвуют в беседе, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, уметь проводить самооценку своих знаний Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы |
|||||||||||||||
6. Этап построения плана выхода из затруднения |
|||||||||||||||||||
Построение плана устранения возникшего затруднения. |
1 мин |
Организует беседу для построения плана выхода из затруднения - Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? (ответы детей) - Хотите узнать ответы на эти вопросы? (да). - Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, обсудить вместе вопросы, посмотреть в Интернете и т.д.) |
Намечают план выхода из затруднения |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
|||||||||||||||
7. Реализация построенного плана |
|||||||||||||||||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров. |
10 мин |
Учитель организует беседу, работу в группах, корректирует ответы ребят, задает наводящие вопросы, осуществляет контроль за качеством выполненных заданий, заполнением схемы и таблицы. 1. Что такое семья Беседа - Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей) - Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…) - Молодцы! Так что же такое семья? Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» (Слайд 4) (ответы детей, (Слайд 4(1)). Учитель корректирует ответы и окончательный ответ записывают в тетрадь) Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью (Слайд 4 (2)) Игра «Найти вторую половинку» (в парах). Ребятам предлагаются наборы разрезанных на половинки поговорок и пословиц о семье. Их задача соединить их вместе. На что и клад, коли в семье лад Любовь да совет – так и горя нет Вся семья вместе – так и душа на месте Семья сильна, когда над ней крыша одна Добрая семья прибавит разума-ума (Проверка выполнения задания) (Слайд 5) Беседа - В чем же главный смысл этих поговорок? - В чем основа семьи, ее главная особенность? (Ответы детей). Правильно – основа семьи – любовь и привязанность Прием «Мозговой штурм» - Как и когда образуются семьи? Что является их основой? (по ходу размышления детей создается схема на доске |
Участвуют в беседе. Работают с учебником, докладывают о результатах работы, составляют схемы |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовывать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками при работе в группах. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст, проявлять интерес к новому содержанию. Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту своих знаний |
|||||||||||||||
1 мин |
Организует проведение физкультминутки А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
||||||||||||||||
10 мин |
Творческое задание «Солнышко» (в четверках) Известно, что в семье царит любовь, счастье, тепло и уют. Представим семью в виде солнышка с расходящимися лучами. (Слайд 6). Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей семьи, рисунки в учебнике на стр. 26, 27 (Проверка выполненных заданий) (Слайд 6(1)) Рождение детей Воспитание детей Ведение Защита общего хозяйства Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки) (Проверка выполненного задания) 2. Виды семей. Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты Задание. Работая с материалом учебника на стр. 29, заполните таблицу (Слайд 7) Виды семей
(поверка выполнения задания) (Слайд 8)
- А в какой семье живешь ты? |
Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту знаний |
||||||||||||||||
8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
|||||||||||||||||||
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций |
3 мин |
Организует беседу. - Что же такое семья? - Чем связаны между собой члены семьи? Игра - проект «Строим дом счастья» (в четверках) Обсудите проблему и предложите «кирпичики» из которых мы будем строить дом, в котором все будут счастливы (1 мин) (Проверка выполнения задания) «Кирпичики» – любовь, здоровье, дружба, трудолюбие, традиции, взаимопомощь, красота, чистота, понимание, уважение и др. Крыша – хорошее настроение Молодцы! |
Участвуют в беседе. |
Коммуникативные: умения работать группе; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
|||||||||||||||
9. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону |
|||||||||||||||||||
Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки |
4 мин |
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону А теперь давайте проверим насколько хорошо вы поняли тему урока. Игра «Да - нет-ка» Возьмите листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет».
Далее организуется взаимопроверка по эталону (Слайд 9) Беседа. Посмотрите на тему урока (Слайд 2) - Что мы сегодня изучали? - Достигли ли цели урока? - Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок? |
Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону |
Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
|||||||||||||||
10. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |
3 мин |
Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд 10) Всем: п. 3 Опережающее задание: ответить на вопросы: Как государство поддерживает семью? Какие документы гарантируют помощь семье? Какие права имеешь ты? На выбор Изобразите на рисунке наиболее понравившуюся пословицу или поговорку о семье Нарисуйте фантики для конфет «Моя семья» Выучить стихотворение о семье, маме |
Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж |
Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
|||||||||||||||
11. Этап рефлексии учебной деятельности |
|||||||||||||||||||
Дать оценку работы учащихся |
3 мин |
Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа. Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты. - Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне. Продолжите фразу (Слайд 11) было трудно… я научилась (научился)… меня удивило … мне захотелось … мне понравилось (не понравилось) … мне было интересно… Учитель выставляет оценки за урок, организует обсуждение. - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 12) |
Учащиеся заполняют и сдают оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Используемая литература
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.
Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2016 – 64 с.
Приложения
Приложение 1.
Оценочный лист
Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________
В начале урока |
В конце урока |
5- знаю много 4- знаю 3-знаю немного |
5- Подтвердил свои знания, узнал новое - всё понял 4 - Понял не всё, надо доработать 3 -Ничего не понял и не разобрался, надо доработать |