12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1633
Высшее образование. Педагогический стаж 22 года. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 года. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»
13

Урок обществознания «Семья и семейные отношения»



Урок обществознания

Семья и семейные отношения

5 класс

(Презентация "Семья")

Данная разработка урока по теме «Семья и семейные отношения» составлена для УМК Боголюбова Л.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. На тему «Семья и семейные отношения « по программе отводится 2 урока. Разработка относится к первому из них, где рассматриваются базовые вопросы темы, касающиеся семьи, видов семей и семейных отношений.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Семья и семейные отношения

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Технологии построения урока

Развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

Цель урока

Содержательная: дать представление о семье, ее роли в жизни человека.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и ее роль в жизни в жизни человека

Воспитательные: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты работы; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе

Информационно-технологические

ресурсы

Учебник, презентация, пакет с рабочими материалами для работы групп, проектор.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

УМК

Л.Н. Боголюбов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», опреде­лять ее функции; побудительную роль мотивов в формировании семьи; объяснять значение коммуникации в межличностном общении, показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века; сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных.

Познавательные:

- уметь самостоятельно выде­лять и формулировать цель урока

- умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- объяснять значения новых слов;

Коммуникативные:

- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам своей работы;

- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека


 


 


 


 

Карта урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность

1 мин

Приветствует учеников, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

Готовятся к уроку, высказываются о том, что сегодня пригодится на уроке, включаются в деловой ритм

Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация к получению новых знаний

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1)

Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение, мотивация к получению новых знаний

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

2 мин

Знакомит учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам. (Слайд 2)

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

- О чем эта притча? В чем ее смысл?

- Что такое семья?

- Чем все семьи похожи?

- Что отличает одну семью от другой?

Участвуют в беседе

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока

3 мин

Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Семья и семейные отношения» (Слайд 3(1))

- Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2))

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семьи (Слайд 3 (3))

Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: умение определять цели и задачи урока

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

5. Этап выявления места и причины затруднения.

Фиксация места и причины затруднения

2 мин

Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом.

Постановка проблемы «Почему большинство семей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?»

- Сможете ли вы сейчас быстро и правильно ответить на эти вопросы?

Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока.

Участвуют в беседе, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, уметь проводить самооценку своих знаний Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

6. Этап построения плана выхода из затруднения

Построение плана устранения возникшего затруднения.

1 мин

Организует беседу для построения плана выхода из затруднения

- Как вы думаете, почему мы изучаем эту тему? (ответы детей)

- Хотите узнать ответы на эти вопросы? (да).

- Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, обсудить вместе вопросы, посмотреть в Интернете и т.д.)

Намечают план выхода из затруднения

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

7. Реализация построенного плана

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

10 мин

Учитель организует беседу, работу в группах, корректирует ответы ребят, задает наводящие вопросы, осуществляет контроль за качеством выполненных заданий, заполнением схемы и таблицы.

1. Что такое семья

Беседа

- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)

- Молодцы! Так что же такое семья?

Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» (Слайд 4)

(ответы детей, (Слайд 4(1)). Учитель корректирует ответы и окончательный ответ записывают в тетрадь)

Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью (Слайд 4 (2))

Игра «Найти вторую половинку» (в парах). Ребятам предлагаются наборы разрезанных на половинки поговорок и пословиц о семье. Их задача соединить их вместе.

На что и клад, коли в семье лад

Любовь да совет – так и горя нет

Вся семья вместе – так и душа на месте

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Добрая семья прибавит разума-ума

(Проверка выполнения задания) (Слайд 5)

Беседа

- В чем же главный смысл этих поговорок?

- В чем основа семьи, ее главная особенность? (Ответы детей).

Правильно – основа семьи – любовь и привязанность

Прием «Мозговой штурм»

- Как и когда образуются семьи? Что является их основой? (по ходу размышления детей создается схема на доске

Участвуют в беседе. Работают с учебником, докладывают о результатах работы, составляют схемы

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовывать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками при работе в группах.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст, проявлять интерес к новому содержанию.

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту своих знаний

1 мин

Организует проведение физкультминутки

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

10 мин

Творческое задание «Солнышко» (в четверках)

Известно, что в семье царит любовь, счастье, тепло и уют. Представим семью в виде солнышка с расходящимися лучами. (Слайд 6). Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей семьи, рисунки в учебнике на стр. 26, 27

(Проверка выполненных заданий) (Слайд 6(1))

Рождение детей Воспитание детей

Ведение Защита

общего

хозяйства

Эмоциональная разрядка

(получение и отдача любви, тепла, ласки)

(Проверка выполненного задания)

2. Виды семей.

Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты

Задание. Работая с материалом учебника на стр. 29, заполните таблицу (Слайд 7)

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

   
   
   

(поверка выполнения задания) (Слайд 8)

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (старшее поколение) и дети (младшее поколение)

Трехпоколенная

В семье живут 3 поколения людей: дети, родители, бабушки и дедушки

Неполная семья

По каким – то причинам в семье отсутствует один из родителей

- А в какой семье живешь ты?

Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам, иметь мотивацию к получению новых знаний

Регулятивные: планировать свою деятельность для достижения цели, проводить анализ и самоанализ деятельности, осознавать полноту знаний

8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций

3 мин

Организует беседу.

- Что же такое семья?

- Чем связаны между собой члены семьи?

Игра - проект «Строим дом счастья» (в четверках)

Обсудите проблему и предложите «кирпичики» из которых мы будем строить дом, в котором все будут счастливы (1 мин)

(Проверка выполнения задания)

«Кирпичики» – любовь, здоровье, дружба, трудолюбие, традиции, взаимопомощь, красота, чистота, понимание, уважение и др.

Крыша – хорошее настроение

Молодцы!

Участвуют в беседе.

Коммуникативные: умения работать группе; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

9. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки

4 мин

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

А теперь давайте проверим насколько хорошо вы поняли тему урока.

Игра «Да - нет-ка» Возьмите листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет».

Вопрос

Ответ (Да/Нет)

Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами

 

Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом

 

Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной

 

В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей

 

В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных

 

Далее организуется взаимопроверка по эталону (Слайд 9)

Беседа.

Посмотрите на тему урока (Слайд 2)

- Что мы сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

- Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок?

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

10. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

3 мин

Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд 10)

Всем: п. 3

Опережающее задание: ответить на вопросы:

Как государство поддерживает семью?

Какие документы гарантируют помощь семье?

Какие права имеешь ты?

На выбор

Изобразите на рисунке наиболее понравившуюся пословицу или поговорку о семье

Нарисуйте фантики для конфет «Моя семья»

Выучить стихотворение о семье, маме

Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на трудности.

11. Этап рефлексии учебной деятельности

Дать оценку работы учащихся

3 мин

Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты.

- Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне.

Продолжите фразу (Слайд 11)

было трудно…

я научилась (научился)…

меня удивило …

мне захотелось …

мне понравилось (не понравилось) …

мне было интересно…

Учитель выставляет оценки за урок, организует обсуждение.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 12)

Учащиеся заполняют и сдают оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


 

Используемая литература

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.

Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2016 – 64 с.


 


 

Приложения

Приложение 1.

Оценочный лист


 

Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________


 

В начале урока

В конце урока

5- знаю много

4- знаю

3-знаю немного

5- Подтвердил свои знания, узнал новое - всё понял

4 - Понял не всё, надо доработать

3 -Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.