12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кулькова Елена Николаевна21
5

Создание условий для развития исследовательских и творческих способностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность с использованием ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борис-Глебская средняя общеобразовательная школа









« Создание условий для развития исследовательских и творческих способностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность с использованием ИКТ»







Учитель технологии:

Кулькова Елена Николаевна



















Наименование опыта:

«Создание условий для развития исследовательских и творческих способностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность с использованием ИКТ»

Условия возникновения опыта

Характеристикой современного общества является мобильность во всех возможных ее проявлениях. Подросток сегодня должен научиться жить в быстроменяющемся информационном мире, уметь самостоятельно решать поставленные перед ним задачи и обладать активной жизненной позицией. Главное, чему он должен научиться – это быстро, самостоятельно и инициативно решать встающие перед ним проблемы.

К сожалению, в среднем и старшем звене у учащихся происходит снижение познавательного интереса и мотивации к процессу обучения, неприятие учебного материала, предлагаемого в традиционной форме, и авторитета учителя, определяемый возрастными особенностями учащихся этой ступени. Поэтому главная задача педагога- найти и применять в своей работе такую систему, которая создаст условия для повышения интереса и устойчивой мотивации учащихся к предмету. Для этого нужно отвечать интересам, увлечениям и потребностям подростка, а увлечены они компьютером. Взяв этот факт за основу и в результате педагогических наблюдений я пришла к выводу, что технология метода проектов, как и внедрение информационно коммуникативных технологий (ИКТ) в учебный процесс позволяют сформировать устойчивую мотивацию учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие и исследовательские способности у учащихся. В школе созданы все педагогические и технические условия: компьютерный класс, мобильный класс, подключение к сети Интернет, интерактивная доска. А для развития исследовательских способностей учащихся в школе оборудован кабинет химии с переносными лабораториями.

Актуальность опыта

Введение ФГОС нового поколения, изменения в системе российского образования, ставят перед педагогами задачу формирования у обучающихся компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Данный педагогический опыт способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся в условиях сельской школы. Проектная деятельность позволяет реализовать многие личностные интересы учащегося, что способствует его успешной социализации, самореализации и творческого саморазвития, предоставляя возможность применить свои теоретические и практические знания и навыки, используя свой жизненный опыт, проявить себя как индивидуальность.

Использование проектной и исследовательской работы в ходе обучения технологии формирует у учащихся ряд компетентностей, определенных стандартами второго поколения: социально -адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В основе любой проектно- исследовательской деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование готовности учащегося к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию через исследовательскую и проектную деятельность. А в конечном итоге школьник должен свободно ориентироваться в современной информационной среде, выработать навыки самостоятельного обучения, сформировать умение самостоятельно добывать интересующие его знания и использовать полученные навыки в повседневной учебной и внеурочной деятельности.

Актуальность данного опыта заключается еще и в том, что, развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к технологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

Кроме того, предлагаемый опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различными интеллектуальными и творческими способностями.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идей данного опыта является вовлечение учащихся в творческую, практико-ориентированную проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует самореализации и саморазвитию личности, обеспечивает условия каждому ученику для формирования творческого мышления, воображения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и повышает мотивацию к предмету. А так же способствует развитию познавательной активности, подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях.


Теоретическая база опыта

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно – познавательной деятельности.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Предлагаем классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся:

практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, колледжа.

исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает актуальность избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альбомы, презентации, стенгазеты, произведения декоративно-прикладного характера.

ролевой проект является сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, обучающиеся берут на себя роли различных сложившихся производственных ситуаций.

Проекты также различаются по продолжительности и по количеству участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение учебного занятия («мини-проекты»), другие охватывают серию учебных занятий и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Проектные технологии формируют:

- способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

навыки поиска, анализа и обработки информации,

- умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты,

- учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах.

Использование указанного метода позволяет достичь результатов важных не только для учебного процесса, но главное - весьма значимых для обучающихся.



Новизна опыта

В образовательной области «Технология» метод проектов используется давно, т.к. метод проектов способствует вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность;

Я считаю, что новизна данного опыта состоит в сочетании проектной деятельности с интерактивными технологиями; в умении находить нестандартные решения, используя ИКТ практически на всех этапах выполнения проекта, а также в использовании результата проектных работ как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, буклеты, бюллетени, сценарии, кроссворды, поделки и пр.) и участие проектных работ в выставках разного уровня. При выполнении проектов реализуется преемственность всех звеньев в цепочке обучения путем разработки поуровневой системы творческих коллективных и индивидуальных заданий.

Данный опыт реализован в условиях сельской школы


Технология педагогического опыта:


Цель опыта: создание условий для эффективного развития познавательной активности, исследовательских и творческих способностей школьников через проектную деятельность с использованием ИКТ



Задачи:

Дать теоретическое обоснование проектной и исследовательской методики в процессе обучения технологии на основе анализа научно-методической литературы

Исследовать и показать эффективность проектной деятельности для развития творческих и исследовательских способностей у учащихся

Разработать и апробировать систему уроков по проектной и исследовательской деятельности с использованием ИКТ

Провести анализ своего педагогического опыта по результатам пяти лет обучения

Показать результативность проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения технологии.

Объект исследования: обучение через проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ технологий.

Предмет исследования: проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Гипотеза исследования: Если в процессе обучения технологии использовать проектную и исследовательскую деятельность в сочетании с использованием ИКТ технологий, то это будет способствовать повышению у учащихся творческих и исследовательских способностей.

Я веду уроки технологии в среднем звене (5-8 класс). Все дети абсолютно разные. 35% учащихся- это дети с высоким уровнем мотивации, 35%- со средним и 30%- с низким уровнем мотивации.

Реализация ведущей идеи данного педагогического опыта осуществляется через уроки технологии путем сочетания исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий. Разнообразные формы работы способствуют повышению мотивации и качества приобретаемых знаний и умений. В рамках программы обучения технологии разработка проектов предполагается после изучения всего курса. И это, в основном, индивидуальные творческие проекты. Но я решила добавит также групповые проекты после каждой изученной темы. Все проекты предполагают использование ИКТ на тех или иных этапах работы над ними.

Учащимися были разработаны следующие групповые проекты:

Разрабатываем новые эскизы тканей (с использованием графического редактора Paint)

Лоскутный коврик (с использованием графического редактора Paint)

Дизайн интерьера кухни (с использованием графического редактора Paint)

Моя коллекция школьной одежды (программы PowerPoint и Paint )

Меню для школьной столовой (программа Excel)

Комнатные растения в интерьере дома (программа PowerPoint)

Дом моей мечты (программы PowerPoint и Paint )


Индивидуальные творческие проекты учащихся:

Рисование картин путем наклеивания мелко нарезанных ниток

Вышивка крестом

Вышивка ручными швами

Приготовление салата «Вкусняшка»

Растения в интерьере

Постные пироги с яблоками

Вязание спицами манишки

Топиарий с использованием салфеток

Проекты в технике изонить


В ходе работы над проектом каждый ребенок проявляет свое творчество, самостоятельность, инициативу и навыки исследовательской работы. Ведь для того, чтобы создать проект, нужно найти и отобрать нужную информацию, систематизировать, анализировать свою работу.

В ходе творческого проекта также используется исследовательская деятельность. Например, в проекте «Вышивка крестом» проводился исследовательский опыт «Влияние СМС на цвет ниток для вышивания». В рамках группового проекта «Моя коллекция школьной одежды» проводился исследовательский опыт «Изучение физических свойств натуральных и искусственных тканей».

В рамках своего педагогического опыта я заметила, что не все учащиеся сразу активно включаются в такую работу, в связи с тем, что не каждый ребенок обладает творческими способностями. Кроме того, раньше информацию учащимся приходилось искать в книгах и журналах и это занимало довольно много времени. И первые проекты были написаны вручную, что имело не совсем эстетичный вид у некоторых учащихся. В связи с этим мотивация к изучению технологии стала снижаться. Поэтому я решила ввести в работу над проектом ИКТ-технологии и исследовательскую деятельность. ИКТ-технологии дают широкие возможности для развития учащихся на всех этапах проекта. Ребенок может легко найти интересующую его информацию с помощью интернет-ресурсов, при этом не занимая много времени. Свои проекты учащиеся разрабатывают на компьютере используя программы «Miсrosoft Offise, PowerPoint, Word, Excel».

После каждого проекта дети заполняют листы самооценки, где они оценивают свои умения и навыки и обязательно проводят публичную защиту проекта.

После первого проекта я провела анкетирование среди учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

Понравилось ли тебе участвовать в проекте?

Хотел бы ты участвовать в других проектах?

Нравиться ли тебе выступать с защитой своего проекта?

Результаты анкетирования показали, что 59% учащихся понравилось участвовать в проекте, 57% учащихся- хотели бы участвовать в проектах и 49% учащихся нравиться выступать с защитой своего проекта.

В конце учебного года я снова провела анкетирование. Были заданы те же вопросы и еще несколько: «Какой вид защиты проекта тебе больше нравиться?», «Какие виды проектов тебе наиболее интересны: творческие или исследовательские?»

Результаты анкетирования оказались гораздо лучше, чем после первого проекта. 78% учащихся нравиться участвовать в проекте и 81% - хотел бы участвовать в проектах. 86% учащихся нравиться представлять защиту своего проекта в виде электронной презентации. И на вопрос «Какие виды проектов тебе больше нравятся?» - 75% опрошенных ответили- творческие и 25% - исследовательские.

Таким образом, с каждым годом увеличивается число активных участников, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность. Это связано с тем, что проектная и исследовательская деятельность в сочетании с ИКТ- технологиями создают высокую мотивацию к обучению. Вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую деятельность можно проследить на следующей диаграмме:


t1618219900aa.gif


Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения. 

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Количество часов отведенное на выполнение проекта ограниченно программой. Внеурочная деятельность позволяет увеличить время на выполнение проекта.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу при котором приобретается приобретения опыт творчества.

Метод проекта позволяет решить эти трудности, так как он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проекта всегда предлагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает с одной стороны использование в совокупности разносторонних методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений, применять знания из различных областей науки. Это технология предлагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути. В рамках проектной деятельности используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, работа в парах, уроки-диспуты, уроки с использованием игровых компьютерных тренажеров, уроки-экскурсии. Но основной упор делается на поисковую, творческую и исследовательскую деятельность.

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

2. Определение и формулировка темы.

3. Выполнение проекта.

4. Оценка проекта.

5. Практическое использование результата.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. На первом этапе ученики проводят исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, подбирают материалы. На этом этапе максимально используются возможности ИКТ и Интернет ресурсов.

Второй этап (технологический)- выполнение операций, предусмотренных процессом работы над проектом. На этом этапе не всегда можно использовать ИКТ, т.к. дети занимаются непосредственно работой над выбранным изделием, но я стараюсь внести хотя бы элементы работы с ПК. Например в творческом проекте «Манишка» (вязание спицами) рисунок для вязания дети создают в программе «Excel», а в проекте «Вышивка крестом» на специальном сайте в интернете учащиеся могут любой рисунок или личную фотографию разбить на цветовую схему.

Третий этап- заключительный. На этом этапе учащиеся представляют выполненную работу или готовое изделие и представляют защиту проекта ( когда это возможно, то с экономическим обоснованием и экологической оценкой работы). Защиту проекта учащиеся чаще всего представляют в форме презентации сделанной в программе «PowerPoint».

Оценивание работы обязательно включает в себя: самооценку (дает сам ученик), внешнюю оценку (дает учитель и одноклассники) и рефлексию (что мне дала работа над проектом). Для внешней оценки используются критерии. Качество оформления презентации оценивается отдельно.

Критериями успеха в реализации проекта являются:

создание активной команды участников проекта;

активное участие каждого ребенка в проекте;

умение работать в коллективе;

умение добывать знания самостоятельно;

практическое применение конечного результата проекта;

достижение конечного результата- продукта;

получение удовлетворения от своей деятельности.



При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям. Стараюсь оптимально подобрать темп, ритм и сложность темы с учетом возможностей учеников. Это приводит к успеху в проектной деятельности.

Тему учебного проекта выбираю в соответствии с рабочими программами , планирую поэтапное формирование навыков проектирования, в результате обучающиеся создают конечный продукт в виде справочного материала: доклад, презентация, технологические карты и готовые изделия. Хорошим стимулом является то, что плоды их труда можно подарить или продать.

Результативность опыта:

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. Использование проектной технологии, оцениваю по количеству обучающихся на «4» и «5» и по количеству учащихся ставшими победителями и призёрами районных и областных конкурсов.









Результаты успеваемости учащихся за последние три года




Обученность%

Качество%

Обученность%

Качество%

Обученность%

Качество%

2017-2018


5 класс

6 класс

7 класс

100

85

100

70

100

90

2018-2019

6 класс


7 класс

8 класс

100

90

100

90

100

100

2019-2020

7 класс


8 класс


100

100

100

100

































Диаграмма качества знаний учащихся

t1618219900ab.gif





Адресная направленность опыта:

Данный опыт может быть использован как учителями технологии, так и преподавателями других дисциплин.



Список используемой литературы и интернет - ресурсов.

1. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии, Брянск, 2009.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.

3. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. Сасовой И.А. . – М.: Вентана Граф, 2010.

4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. №4, 2003.

5. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

7. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/03/04/obobshchenie-peredovogo-pedagogicheskogo-opyta-po-teme

8. https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita

9. http://tvorcheskie-proekty.ru/

10. http://korshu.ru/tvorcheskij-proekt-v2/

11. http://www.studfiles.ru/preview/6306194/

12. http://www.docme.ru/doc/160377

13. https://videouroki.net/razrabotki/st-shatskiy-i-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashchikhsya-kak-sostavnaya-i-neotemlemaya-chast-obrazovaniya.html





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.