12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Александра Витальевна124
Я молодой и развивающийся воспитатель.Работаю в детском саду 3 года.
Россия, Новосибирская обл., р.п.Мошково

Автор: Колесникова Александра Витальевна

Воспитатель

МКДОУ Детский сад Улыбка №3 комбинированного вида


 


 


 

Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность


 

Цель статьи: определить особенности развития речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности.

 

Игру без преувеличения можно назвать самым любимым видом деятельности у детей. Неудивительно, что большинство занятий, особенно в работе с дошкольниками, педагоги стремятся проводить именно в игровом формате. Это позволяет коммуницировать с ребёнком на его территории, но по своим правилам, не навязывая их, а вовлекая в процесс.

Театрализованные занятия способны оказать сильное влияние на развитие детей, увеличить объём словарного запаса. В процессе подготовки и реализации представления ребята учатся общаться друг с другом и действовать сообща.

Таким образом, происходит развитие социального поведения и  коммуникативных навыков. Кроме того, театр – прекрасная возможность показать себя и заложить основы будущей активной деятельности в школе.

Работа в театре детского сада старших дошкольников позволяет развивать у детей такие важные компетенции, как:

овладение речевым аппаратом;

развитие мимики, жестов;

пластичность тела, движений;

стимулирование мышления и памяти.

Работа с нарушениями речи становится актуальнее с каждым годом: количество детей, которым необходима коррекционная работа, увеличивается. Следовательно, педагог должен обладать специфическими навыками и необходимой квалификацией. Театрализованная деятельность позволяет проводить занятия в игровом формате, что повышает результативность при тренировке звукоподражаний и звукопроизношений.

Мимика и жесты являются неотъемлемой частью театрализованного представления, и этот навык возможно развить в полной мере в кружке. Перед ребёнком ставится задача – передать эмоциональное состояние изображаемого персонажа всеми доступными средствами, используя собственное эмоциональное состояние. Таким же образом дети выплёскивают накапливающееся напряжение и становятся более спокойными и уравновешенными.

Участие в театрализованной постановке предполагает развитие пластики тела и умения приспосабливать движения в соответствии с характеристиками полученной роли. Ребёнок учится владеть своим телом, подражать персонажам и получает первоначальные артистические навыки, благодаря чему образ наполняется жизнью, даруя ребёнку сильный эмоциональный подъём.

Чтобы выучить текст полученной роли, требуется усидчивость, высокая степень концентрации и достаточный объём памяти. Все эти качества можно развивать в ходе театральной деятельности. Помимо набора своих и чужих реплик, ребёнок усваивает нюансы интонации и выразительной речи, тренирует способы выражения эмоций персонажа.

При самом активном участии педагога или воспитателя в процессе театральной работы дети, в зависимости от возраста, самостоятельно решают ряд важных задач:

формирование театральных групп;

подбор атрибутики, костюмов, декораций;

приглашение зрителей;

показ представления;

наполнение персонажа жизнью.

Ребята младшего дошкольного возраста могут быть преимущественно зрителями в пальчиковом театре либо участниками небольших постановок и этюдов. В более старшем возрасте воспитатель вместе с детьми изучает произведение и обсуждает характеристики персонажей, их поведение, мотивы и мораль. Дети учатся думать, анализировать, отвечать на вопросы, различать эмоциональное состояние персонажей сказок.

Благодаря занятиям в театре и коллективным обсуждениям произведений, ребята развивают умение составлять связный рассказ, находить аргументы и мотивацию. Их речь становится более выразительной, логичной, эмоциональной. В настоящее время часто происходит замена живого общения виртуальным. Если речь ребёнка не сформирована, работу по устранению недостатков нужно начинать как можно раньше, ещё в младшем дошкольном возрасте, и занятия в театре и выступления помогут в этом.

На занятиях дети разрабатывают диалогическую и монологическую речь, поют и танцуют, обогащают знания о культуре своего народа и театре в целом. Возможно совместное использование артикуляционных упражнений, заданий на развитие моторики, интонации, логоритмики, режиссёрских навыков. По итогам проведения публичного выступления педагог при помощи детей может организовать фотовыставку.

Творческое начало, которое закладывается в основе художественной деятельности, позволяет в дальнейшем развивать у детей такие качества, как уверенность, харизматичность, формирует навыки публичной речи. А в театрализованных постановках даже самые скромные и застенчивые дети получают возможность раскрыть свой потенциал, и это является важным фактором в личностном развитии ребёнка.

Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 15.09.21 в 08:59 2Ответить Пожаловаться
Очень грамотная статья. Еще бы добавила, что как синтетический вид искусства, театр знакомит с самыми разными видами искусства, предполагает занятия хореографией, вокалом, изобразительной и сочинительской деятельностью, обогащает неподдельными ощущениями и эмоциями, оттачивает художественный вкус
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.