Статья «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Автор: Колесникова Александра Витальевна
Воспитатель
МКДОУ Детский сад Улыбка №3 комбинированного вида
Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Цель статьи: определить особенности развития речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности.
Игру без преувеличения можно назвать самым любимым видом деятельности у детей. Неудивительно, что большинство занятий, особенно в работе с дошкольниками, педагоги стремятся проводить именно в игровом формате. Это позволяет коммуницировать с ребёнком на его территории, но по своим правилам, не навязывая их, а вовлекая в процесс.
Театрализованные занятия способны оказать сильное влияние на развитие детей, увеличить объём словарного запаса. В процессе подготовки и реализации представления ребята учатся общаться друг с другом и действовать сообща.
Таким образом, происходит развитие социального поведения и коммуникативных навыков. Кроме того, театр – прекрасная возможность показать себя и заложить основы будущей активной деятельности в школе.
Работа в театре детского сада старших дошкольников позволяет развивать у детей такие важные компетенции, как:
овладение речевым аппаратом;
развитие мимики, жестов;
пластичность тела, движений;
стимулирование мышления и памяти.
Работа с нарушениями речи становится актуальнее с каждым годом: количество детей, которым необходима коррекционная работа, увеличивается. Следовательно, педагог должен обладать специфическими навыками и необходимой квалификацией. Театрализованная деятельность позволяет проводить занятия в игровом формате, что повышает результативность при тренировке звукоподражаний и звукопроизношений.
Мимика и жесты являются неотъемлемой частью театрализованного представления, и этот навык возможно развить в полной мере в кружке. Перед ребёнком ставится задача – передать эмоциональное состояние изображаемого персонажа всеми доступными средствами, используя собственное эмоциональное состояние. Таким же образом дети выплёскивают накапливающееся напряжение и становятся более спокойными и уравновешенными.
Участие в театрализованной постановке предполагает развитие пластики тела и умения приспосабливать движения в соответствии с характеристиками полученной роли. Ребёнок учится владеть своим телом, подражать персонажам и получает первоначальные артистические навыки, благодаря чему образ наполняется жизнью, даруя ребёнку сильный эмоциональный подъём.
Чтобы выучить текст полученной роли, требуется усидчивость, высокая степень концентрации и достаточный объём памяти. Все эти качества можно развивать в ходе театральной деятельности. Помимо набора своих и чужих реплик, ребёнок усваивает нюансы интонации и выразительной речи, тренирует способы выражения эмоций персонажа.
При самом активном участии педагога или воспитателя в процессе театральной работы дети, в зависимости от возраста, самостоятельно решают ряд важных задач:
формирование театральных групп;
подбор атрибутики, костюмов, декораций;
приглашение зрителей;
показ представления;
наполнение персонажа жизнью.
Ребята младшего дошкольного возраста могут быть преимущественно зрителями в пальчиковом театре либо участниками небольших постановок и этюдов. В более старшем возрасте воспитатель вместе с детьми изучает произведение и обсуждает характеристики персонажей, их поведение, мотивы и мораль. Дети учатся думать, анализировать, отвечать на вопросы, различать эмоциональное состояние персонажей сказок.
Благодаря занятиям в театре и коллективным обсуждениям произведений, ребята развивают умение составлять связный рассказ, находить аргументы и мотивацию. Их речь становится более выразительной, логичной, эмоциональной. В настоящее время часто происходит замена живого общения виртуальным. Если речь ребёнка не сформирована, работу по устранению недостатков нужно начинать как можно раньше, ещё в младшем дошкольном возрасте, и занятия в театре и выступления помогут в этом.
На занятиях дети разрабатывают диалогическую и монологическую речь, поют и танцуют, обогащают знания о культуре своего народа и театре в целом. Возможно совместное использование артикуляционных упражнений, заданий на развитие моторики, интонации, логоритмики, режиссёрских навыков. По итогам проведения публичного выступления педагог при помощи детей может организовать фотовыставку.
Творческое начало, которое закладывается в основе художественной деятельности, позволяет в дальнейшем развивать у детей такие качества, как уверенность, харизматичность, формирует навыки публичной речи. А в театрализованных постановках даже самые скромные и застенчивые дети получают возможность раскрыть свой потенциал, и это является важным фактором в личностном развитии ребёнка.
Куликова Ирина Геннадьевна