РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРАХ
На современном этапе, когда общечеловеческие проблемы приобретают поистине глобальный характер, жизненно необходимо, чтобы каждый человек нашёл своё место в жизни. Исторически сложилось, что нет такой сферы деятельности человека, где бы в процессе обучения не возникала бы необходимость проявлять творческое начало. Творческое начало или творческая способность имеет огромное значение при организации детей дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческой способности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремиться преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание само выражаться в танцах, движениях, рисовании. Освоение детьми выразительных средств искусства, затрагивающих эмоциональную сферу ребёнка и основанных на стремлении познавать окружающий мир, помогает пробудить творческую способность, желание преобразовательных действий.
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители,поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различныевиды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Поэтому, чтобы творческие проявления детей в игровой деятельности имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо:
- отбирать такой музыкальный материал для игр, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятии атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности дошкольника, различными способами импровизировать;
Организуя музыкальные игры, мы предоставляем детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим, выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом. Всё это даёт возможность нам в работе с детьми интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире использовать музыкальный материал для развития музыкально-творческих способностей. В своей работе к примеру можно использовать такие игровые упражнения как: «Составление изображений», «Эскизы», «Преврати рисунок в фигуру» – в процессе которых у детей развивается воображение, фантазия. А также музыкальные игры, направленные на формирование выразительности и изобразительности в музыке и их исполнительской реализации: «Ёжик», муз.Д.Б. Кабалевского «Ёжик» – в этой игре дети передают образы животных, их повадки; музыкальная игра «Мотылёк», муз. С.М. Майкапара «Мотылёк» – вызывает у детей проявление выразительности и изобразительности в музыке и её исполнении. Анализ передачи детских образов может убедить нас в том, что при формировании творческой способности важно комплексно использовать методы и приёмы развития в процессе музыкально-выразительной деятельности. Это обогащает фантазию детей в продуктивной деятельности. Следующие музыкальные игр направлены на нахождение ассоциативных параллелей между произведениями музыки и живописи. Музыкальна игра «Баба-яга», муз. П.И. Чайковского «Баба-яга» в ходе, которой дети создают художественный образ в процессе исполнения музыкального произведения; «Мимолётное видение», муз.С.М. Майкапара «Мимолётное видение» – помогает различать средства музыкальной выразительности и умения создавать художественный образ в изобразительной деятельности; «Старый замок», муз. М.П. Мусоргский «Старый замок» – игра развивает творческое воображение детей, умение выразить в рисунке характер музыки.
Таким образом, творческая способность ребёнка старшего дошкольного возраста требует поэтапного стимулирования посредством расширения способов самостоятельности действий, усложнения творческих заданий в играх, применение детьми усвоенных творчества в новых, измененных ситуациях и разнообразных видах исполнительской деятельности. Важно поддерживать интерес в создании нового, опираясь на музыкальные возможности ребёнка, уровень развития музыкальных способностей детей и эмоциональной отзывчивости на музыку. Особую роль приобретает сама музыка как источник развития творчества и как образец, который должен отличаться определёнными качествами, как эталон для воображений детей. Дети с большим желанием воспринимает творческие задания в музыкальных играх, проявляет активность, интерес при их решении. Творчество рассматривается нами как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Среди показателей творческой личности особое место принадлежит творческой способности. Желание творить проявляется у ребёнка уже в раннем детстве, но сенситивным периодом развития является старший дошкольный возраст. Рассматривая данное понятие с педагогических позиций как мотивированную готовность ребёнка к творческой деятельности, характеризуемую рядом показателей, мы определяем её не как результат подготовки к творческой деятельности, а как предпосылку включения в творчество, обусловленную мотивами ребёнка, опытом деятельности и способную к изменению её в процессе развёртывания деятельности. Наиболее ярко развитие творческой активности старших дошкольников происходит в процессе художественно-эстетического воспитания. При этом в музыкальной деятельности творчество детей не нуждается в совершенной технике, а обусловлено содержанием музыкального опыта, насыщенного высокохудожественными образами музыкальной культуры как эталонами творчества, а также уровнем развития невербальной креативности и эмоциональной отзывчивости на музыку.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г. О психологических методах изучения творчества /
Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 2016г. – 335 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 2015 г. – 266 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский – М.: Просвещение,2016г.
4. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике
Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 5–10 лет). –
СПб: ГП «Иматон», 2017г. – 84 с.
5. Груздова И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей. 2015. – 43 с.
6. Кудрявцев В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников. – 1995. – №9. – С. 52–59; №10. – С. 62–69.
7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2016г.
8. Пенькова Л.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ / Л.А. Пенькова,
Н.А. Музяева, 2015г. – 190 с.