Статья «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через развитие познавательного интереса»

0
0
Материал опубликован 30 March 2023


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 245 Г.ЧЕЛЯБИНСКА»




Опыт работы по теме:


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

Выполнила:

Пронина Марина Геннадьевна

воспитатель высшей категории


Челябинск - 2023г.


В статье представлен опыт работы по использованию разных форм работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач модернизации образования - достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Государство хочет, чтобы были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование

С началом XXI века умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Наша современная жизнь заставляет современную психологию пересмотреть роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику направляет на переоценивание роли методов обучения. Поэтому одной из основных практических задач современного образования является обучение дошкольников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Учить – это значит не только давать знания, а помогать детям усваивать, добывать знания, осваивать способы продуктивной деятельности, творчески развиваться, а это возможно только в том случае, если ребенку интересно. Поэтому педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности.

Здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование и создает условия для исследовательского обучения.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. По мнению Л.С. Выготского, высокий уровень развития познавательных процессов - это залог успешной готовности к школьному обучению. «Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» [1]

Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относится к учению, быть субъектом деятельности является исследовательское обучение.

Я считаю, что исследовательский метод является одним из основных методов для развития познавательного интереса. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

За основу работы я взяла метод исследовательского обучения, предлагаемый А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения» [4]

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста при организации познавательно-исследовательской деятельности для развития познавательного интереса я стараюсь побуждать детей: задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи, делать выводы и умозаключения;

Для того чтобы научить детей задавать вопросы, использовала различные упражнения и игры:

«Да- нет»

Упражнения, связанные с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. Например, на картинке нарисована ромашка. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее.

Упражнения по описанию предметов. Чтобы описать кого-то или что-то — значит ответить на вопросы: что это такое? Чем оно отличается от других или от другого? Чем похоже на других или другое?

С умением задавать вопросы тесно связано и умение выдвигать гипотезы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.

Чтобы научить детей выдвигать гипотезы, сначала предлагала им объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами.

Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце).

Вслед за этим предлагала детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

В плане тренировки умения выдвигать гипотезы побуждала детей придумывать при каких условиях каждый из этих предметов ( кресло, чайник, листик и др ) будет очень полезным? Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Детям предлагала выдвигать гипотезы на разные темы:

Почему насекомые имеют яркую окраску?

Почему зимой идет снег, а летом дождь?

Почему люди разного роста?

Приемы, сходные с определением понятий

Как показывают научные эксперименты и практика, что первоначальные попытки детей давать определения понятиям, построены на их интуиции. И только в процессе обучения, при накопленных знаниях дети овладевают умением формулировать определения

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы — общие для всех: описание, сравнение, классификация.

Описание предполагает перечисление внешних черт. Описать объект — значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?». Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. В работе с дошкольниками я применяла разнообразные формы фиксации опытов и экспериментов, что повышало познавательную активность детей. Вместе с детьми вели календари погоды, дневники наблюдений за зимующими птицами и ростом растений в разных условиях прорастания. Составляли устные рассказы о рассматриваемом объекте или процессе выполнения экспериментов. Фотографировали и рисовали пиктограммы, используя разнообразные условные обозначения. Заполняли таблицы

Очень близок приему описания прием — сравнение. Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Так как у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление, мы использовали с ними круги Эйлера – они просты и наглядны. В каждом круге мы рисовали отличительные особенности предмета, а в пересечении – общие свойства.

Первоначально я обучаю детей умению увидеть общее в каждом множестве, а потом назвать (найти) предмет, объединяющем в себя эти свойства.

Например, сравнительное описание кошки и собаки.

Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы. У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка коричневого цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

По такому же принципу мы сравнивали белого и бурого медведей, снег и лед, одежду, посуду из разных материалов и др.

Круги Эйлера использовали в играх на классификацию предметов и на получение новых цветовых оттенков. С помощью кругов Эйлера дети научились:

- обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;

- сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

Для развития познавательного интереса использую разные формы и методы работы:

1.Совместная деятельность педагога с детьми:

НОД

Чтение художественной литературы познавательного характера

Загадывание и отгадывание загадок

Экскурсии и целевые прогулки

Тематические дни недели

Беседы познавательного, эвристического характера;

Решение речевых логических задач

Проблемные ситуации

Исследовательская деятельность

Наблюдение

Просмотр видеосюжетов, презентаций

Выставки поделок из природного материала и т. д.

Публичная защита рефератов

Создание лепбуков

Создание мини - музеев

2.Самостоятельная деятельность детей

Работа с моделями

Дидактические игры

Развивающие игры

Творческая деятельность

Опыты, эксперименты

Наблюдения

Совместную деятельность я организовываю в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, доступной и привлекательной для детей, где они получают возможность проявить собственную активность.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Совместная деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта Совместно с детьми и родителями собрали разные коллекции: шишек, перьев птиц, камней, плодов и семян лиственных деревьев, ткани и бумаги, «Дары моря», насекомых и др. По мнению Савенкова А.И. «С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания». [4]

В своей работе, как один из приемов, для развития познавательного интереса и познавательной активности использую создание мини-музеев:

- Мини – музей «Измерительные приборы»

- Мини-музей «Воздух - невидимка» - был создан совместно с логопедом.

- Мини- музей «Дерево в жизни человека»

- Мини- музей «Тайны космоса»

- «Музей опавших листьев»

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети учатся совместно работать, пробуют искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее. У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Меня радует то, что воспитанники становятся более активными, самостоятельными, проявляют интерес к любому виду деятельности.

Отмечаются изменения в речевой деятельности, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, рассуждать, выдвигать гипотезы и формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Подводя итог работы, я отметила, что применение разнообразных форм и методов обучения в педагогической практике является эффективным и необходимым условием для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития дошкольников.


Список литературы

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

2.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

3.Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей.М., 1998.

4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240с.

5.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации