Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

1
0
Материал опубликован 19 November

Развитие творческих способностей младших школьников  во внеурочной деятельности

Осипова Вероника Михайловна 

4 курс по специальности преподавание в начальных классах НТПК №1


В этой статье автор рассмотрел проблему необходимости инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению задач. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей младших школьников. А так же анализ приёмов учителей по развитию творческих способностей школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова и словосочетания:развитие творческих способностей, внеурочная деятельность, творческие способности. 


Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. В современном обществе остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому окружению. В настоящее время, когда перестраивается мышление, как никогда осознаётся необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. 

На данный момент внимание педагогов сосредоточенно на поиске и осуществлении оптимальных путей развития творческих способностей учащихся младших классов.

Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит в деятельности. Отсюда, учебная и внеурочная деятельности, как основные виды деятельности младших школьников, могут способствовать развитию творческих способностей. Преимущество внеурочной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что, во-первых, она строится на принципе добровольности; во-вторых, в ней заключаются возможности использования синтеза искусств, таких как театр, музыка, живопись, литература для развития целостной творческой личности ребёнка; в-третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих способностей детей.

Способность ребёнка к саморазвитию, его творческая активность – главные условия успешности в будущем. Если ребёнок в школе не научится самостоятельно творить, то в дальнейшем он будет  безынициативным, пассивной. Ребёнок хорошо учится только тогда, когда переживает успех, хотя бы небольшой. Поэтому следует с первых дней встреч с детьми выявить их возможности, развивать творческие способности, склонности, интересы.

Творческая способность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Творческие способности выражаются в различных формах:

  1. Воображение
  2. Креативность

3. Гибкость мышления

4. Интуиция

5. Аналитические способности

6. Умение находить вдохновение

7. Самодисциплина

Эти способности могут быть развиты и улучшены путём практики, обучения и постоянного развития.

Основными показателями творческих способностей являются производительность, оригинальность, гибкость, смелость и скорость мышления. Однако какими бы удивительными ни были способности, сами по себе, вне обучения или вне деятельности они развиваться не могут.

Для развития воображения и творческих способностей в детском возрасте необходимо развитие речи ребёнка, включение его в деятельность, где он будет фантазировать, размышлять, обдумывать, выстраивать цепочку понятий.

Речь освобождает ребёнка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она даёт ребёнку возможность представить себе тот иной предмет, которого он не видел.

Дальнейшие исследования показали, что не только речь, но и любая деятельность ребёнка служит развитию его воображения; такую роль играет, например, внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность может предлагать различные возможности для саморазвития, общения, углублённого изучения интересующих тем и увлечений. Она позволяет участникам расширить свой кругозор, обогатить личный опыт, обрести новые навыки и умения, а также провести время с пользой и удовольствием. Внеурочная деятельность часто способствует формированию личности, развитию творческих способностей, укреплению здоровья, а также может быть дополнительным источником мотивации и вдохновения.

 Участие в различных кружках, клубах, хобби и других формах внеурочной деятельности способствует развитию фантазии, креативности, гибкости мышления, умению находить нестандартные решения и другим творческим способностям.  В результате участия в разнообразных внеурочных занятиях человек может обрести новые навыки, навыки и уверенность в своих творческих способностях, что в конечном итоге может повлиять на его профессиональное и личностное развитие.

Автором было рассмотрено 5 опытов учителей по развитию творческих способностей у детей в начальной школе.

Ахраменко Наталья Викторовна, учитель начальных классов, работающая в МБОУ «Тарасовская СОШ»,  на сайте «Инфоурок» поделилась своим опытом развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Для этого она применяет проектную деятельность.
          Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

По мнению Натальи Викторовны, данный способ очень эффективен, если ребёнок заинтересован в своей теме. Это помогает развивать воображение, самодисциплину, креативность и аналитические способности. Также данный приём можно использовать для развития творческих способностей.

Следующий способ рассказала Каскова Валентина Николаевна, учитель начальных классов  МБОУ «Дубительская СОШ». По мнению Валентины Николаевны, самый результативный способ для развития творческих способностей во внеурочной деятельности является литературная гостиная. Применяя данный способ, у детей есть возможность фантазировать и творить.  Суть данного способа в том, что ученики могут работать как индивидуально, так и в группах. Ребятам нужно создать стенгазету, выставку или рисунки к произведениям. С помощью этого способа развиваются творческие способности, например, такие,  как воображение, гибкость мышления, фантазия и способность рисовать.

Данный способ помогает развивать не только творческие способности, но и лидерские качества, коммуникацию, работая в команде.

Следующий опыт был описан Халиковой Мадиной Рамазановной учителем начальных классов в МОУ СОШ № 1 п. Покойного.

По мнению Мадины Рамазановны отличным приёмом развития творческих способностей является «Создание собственной сказки». Используя данный приём  у младших школьников повышается уровень творческого развития и уровень общего умственного развития. Заметно возрастает так же работоспособность. А также:

  1. Повышается уровень самостоятельности, улучшается продуктивное воображение, появляются такие качества как беглость, лёгкость, гибкость, точность.
  2. Повышается оригинальность творческой фантазии, интерес к литературе, способность к литературному творчеству.
  3.  Обогащается словарный запас, увеличивается темп чтения, улучшается пространственное воображение и представление, появились умения предвидеть результаты своих действий.

Следующий опыт, который был взят за основу этого исследования. Это опыт Мамонтовой Раисы Михайловны, учитель МБОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области.

Раиса Михайловна рассказала, что активно во внеурочной деятельности использует библиотечный урок, который организуют школьный библиотекарь и учитель. Он может проводиться абсолютно по любой тематике в течение всего учебного года.

На таком занятии дети могут узнать то, что не узнают на уроках в рамках программы, выполняют различные задания: решение кроссвордов, отгадывание ребусов, создание книжек -малышек и т.д. Эти задание так же эффективны в развитии творческих способностей.  Творчества как продукт чтения часто находят выражение в виде рисунков, отзывов, сочинений,  рефератов, театрализованных импровизаций, игр и других.

По результатам Раисы Михайловны, у учеников к концу года уровень развития творческих способностей повысился.

Следующий и последний приём, который является эффективным, по мнению Иванниковой Ирины Вячеславовны - это конкурс репортажей – импровизированная игра-соревнование, в процессе которой учащиеся пробуют себя в роли журналистов.

Исходя из проанализированных опытов, мы можем сделать вывод, что для развития творческих способностей у младших школьников можно использовать такие приёмы, как проектная деятельность, литературная гостиная, конкурс репортажей, создание собственных историй, словесной рисование и библиотечный урок.  По мнению учителей, они являются наиболее эффективными. Они помогают развивать творческие способности: воображение, мышление, способность рисовать, креативность, фантазию и инициативность.

 Автор считает, что дальнейшую работу по  развитию творческих способностей учащихся класса необходимо будет проводить и в средней школе.  Все  будет зависеть от грамотной работы учителя. Необходимо включать разнообразные формы работы в учебновоспитательный процесс, использовать различные приёмы и способы развития творческих способностей во внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Ахмаренко Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время – URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-2658766.html (дата обращения 25.03.2024 года).
  2. Воронина А.М. Развитие художественно - творческих способностей младших школьников во внеурочное время – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14086/2/10voronina.pdf  (дата обращения 20.03.2024 года).
  3.  Никитина Л.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2012. – №7. – с.47-51.
  4.  Федотова И.В. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС– URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/08/24/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-razvitie (дата обращения 09.04.2024 года).
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации