Развитие творческих способностей обучающихся в детских школах искусств средствами декоративно-прикладного искусства
Развитие творческих способностей обучающихся в детских школах искусств средствами декоративно-прикладного искусства
преподаватель МКУДО «Ясиноватская детская школа искусств»»
Аннотация: В данной статье рассматривается применение народного декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, дымковская игрушка, вятская игрушка.
Народное декоративно-прикладное искусство широко используется в работе с детьми. Это искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. В задушевной русской песне, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, талантливая его мастеровитость. Вечное стремление к прекрасному. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.
Для педагогов в детских школах искусств важно организовать учебный процесс так, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, приподнятости, воодушевления, а ребёнок в процессе обучения становился активным и стремился к саморазвитию.
Но важно понимать, что человек в разном возрасте способен по-разному понять предметы искусства. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваиваются, как средства художественной выразительности, то в возрасте 10–15 лет, в котором чаще всего занимаются дети в школах дополнительного художественного образования, идёт уже освоение различных видов художественных языков. Кроме того, нельзя приравнивать образы, созданные детьми, к образам, которые были сделаны взрослыми, так как ребёнок пока не способен сделать глубокий анализ и обобщение того, чем он занимается. Но чем выше будет общее развитие способностей и уровень приобретённых навыков, тем выше будет и выразительность образа.
Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, повысить уровень понимания подлинного искусства, красоты окружающей действительности.
Рассмотрим, как посредством ДПИ возможно организовать развитие художественных способностей у учащихся.
На занятиях с детьми мы изучаем различные виды декоративно-прикладного искусства. На данный момент у детей огромным спросом пользуются различные техники и приёмы работы с природными материалами.
Большой акцент делается в обучении учащихся технологии изготовления дымковской игрушки, на выработке знаний об истории дымковской игрушки, особенностей ее обжига, росписи, характерных деталей народного промысла. В ходе занятий дети изучают отличительные особенности деталей дымковской игрушки. Дети узнают, что дымковская игрушка – одна из разновидностей шумовых инструментов, что значительный слой дымковской игрушки составляют свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Учащиеся усваивают отличительные черты дымковской игрушки: специфические стилизованные формы; белый фон; яркая раскраска; способность издавать шум, свист. Процесс изготовления дымковской игрушки обучающимися проходит в два этапа: создание собственно формы; раскраска формы. Дети учатся выполнять дымковскую игрушку средствами лепки из различных материалов: художественной глины, пластилина, самозатвердевающей полимерной глины, соленого теста. Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на занятиях скульптуры реализовывается творческой деятельностью учащихся в ходе следующих этапов: – выбор образца дымковской игрушки, готового изделия; – создание основы дымковской игрушки. Основу создают из комка глины шарообразной формы. Сначала скатывают шарик нужного размера, затем вытягивают, стягивают, сплющивают его в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки; – изготовление придатков; – соединение придатков с туловищем дымковской игрушки; – соединение придатков с туловищем дымковской игрушки – оформление украшений дымковской игрушки (колечек, шариков, колбасок, канавок). Осуществляется сушка готового изделия, затем дымковская игрушка красится в яркие цвета (красный, синий, желтый, оранжевый, белый, зеленый). Итак, в процессе обучения технологии изготовления дымковской игрушки, обучающиеся получают необходимые знания о ее истории, способах и этапах выполнения, навыки работы с глиной, представления о технике безопасности и личной гигиены при работе с инструментами; узнают о специфике образов и цветовой окраске дымковской игрушки, а также проявляют интерес к изготовлению дымковской игрушки, эмоционально-эстетическую отзывчивость на изделия дымковского народного промысла.
Поскольку декоративно-прикладное искусство основывается на глубоких художественных традициях оно способно воспитать чуткое отношение к прекрасному, в нём удачно сочетаются новые оригинальные решения с народным творчеством, отражая творческие национальные традиции и устои.
Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.
Литература:
Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 34 – 36.
Горожанина, С. Дымковская игрушка / С. Горожанина // 60 лет не возраст. – 2011. – № 4. – С. 67 – 70.
Шмырева, Н. Знакомим с дымковской игрушкой: средний дошкольный возраст / Н. Шмырева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 125 – 128.
Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: кн. для педагога / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с.
Мелик-Пашаев, А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2014. – № 5. – С. 8 – 12.
Шатунова, О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с.