«Развитие творческих способностей ребенка. Импровизация, как метод сочинения самостоятельной хореографической постановки»
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Развитие творческих способностей ребенка. Импровизация, как метод сочинения самостоятельной хореографической постановки»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования, работающих в сфере хореографии с детьми подросткового и старшего возраста.
подготовила:
Захарова Анастасия Евгеньевна
педагог дополнительного образования
2024г.
Людям нужна фантазия. Люди без фантазии — никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Люди без фантазии — сухи и скучны, они только наполовину живут. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем.
Александра Михайловна Коллонтай
Для чего необходимо развивать фантазию человека, только лишь для творчества? Естественно – нет. Умение проявлять фантазию, это навык, который часто помогает в жизни, не обязательно в творческой деятельности, но и в критическом мышлении. Человек, творчески развитый, быстрее находит выход из сложных ситуаций, адаптируется к жизненным трудностям и преодолевает препятствия, а также менее склонен к унынию и упадку сил.
В последние годы заметно сокращение творческого потенциала среди детей и молодежи, во многом этому способствует современный ритм жизни, развитие новых технологий – дети стали меньше читать, как следствие уменьшился и словарный запас, и восприятие прекрасного. Дети младшего возраста показывают наименее развитую память и моторику, по сравнению с прошлыми годами, все это негативно влияет на развитие личности ребенка в целом. Интерес к прекрасному, его пониманию не может возникнуть на пустом месте, без ключа к восприятию искусства не понять его смысла.
Современному обществу жизненно необходимы творческие, талантливые люди, именно они деятели искусства и двигатели прогресса, на них может и должно держаться все остальное общество. С чего же начинается воспитание таланта? Естественно, с его воображения, уделить этому внимание необходимо с ранних лет – с прочтения детских сказок, совместных походов в кино и музеи, следует выбирать качество среди количества, в настоящее время весь детский досуг построен исключительно на развлечении, а не на изучении, это в корне не правильно. Ребенок должен познавать окружающий мир не только игрой, но и соприкосновением с историей и культурой своей страны и мирового искусства.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка, особенно старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Итак, чем же может помочь в данном вопросе импровизация в танце? Прежде всего раскрытием потенциала, спрятанного внутри ребенка, импровизация – это сочинение здесь и сейчас, проявление ежесекундного порыва, раскрытие внутренних чувств, своего особого «Я».
Фантазия изначально может иметь в себе несколько составляющих: зрительные картины, слуховые, выразительные и прочие, развить их – значит научиться объединению разрозненных кусочков одно целое. Изначально импровизация – это раскрытие себя, но в дальнейшем она может стать основным инструментом при сочинении самостоятельного хореографического текста, что немаловажно для детей, планирующих связать свою жизнь с профессиональной постановочной работой.
С чего следует начать? Мало кто может с ходу придумать движение или целый хореографический этюд, этому препятствуют внутренние зажимы, неуверенность, отсутствие опыта. Следует начинать поэтапно, например, давая ученикам простые задания:
Импровизация «изобрази»: можно просить изобразить движением любое природное явление – горит огонь, течет река, идет дождь. Дети более охотно делают что-то знакомое, постепенно задачу можно усложнять, объединять в команды или, наоборот, давать индивидуальные задания.
«Танцем точкой» - по заданию дети танцуют и развивают движение только той точкой, которую указал учитель: локоть, нога, колено, голова и пр. Таким образов включается фантазия, как разнообразить, развить движение, его амплитудность, дети находят новые интересные решения, которые можно использовать в дальнейшем.
«Тряпичная кукла» - подходит для работы парами или командой, «кукловоды» трогают ту часть, откуда должно начаться движение, задача «куклы» не задумываясь и не останавливаясь двигаться по заданной траектории. Кроме творческого навыка вырабатывается еще и доверие к своим партнерам, чувство ответственности.
«Море волнуется» - старая и известная всем игра, но не стоит ее недооценивать, она способствует расслаблению, не требует больших эмоциональных затрат, но все же прекрасно развивает координацию и реакцию исполнителя.
Развитие слуховых фантазий – более сложный уровень, подходит старшим детям. Включая то или иное музыкальное произведение, просить учеников описать то, что они себе представили при его прослушивании. Очень важно отмечать интересные детали, детям необходимо понимать, что все что ни сказали – важно.
Сочинения – казалось бы, что в них важного, ведь и в школе их пишут. Да, но там их пишут за оценку, а тут, чтобы раскрыть фантазию сочинителя, отметить его креативность. Хорошо воспринимаются детьми темы написания рассказов от первого лица предметов: балетной туфли, костюма, грима и пр. Начиная фантазировать без оглядки на ошибки и оценки, они развивают свой мозг, тренируют способность к фантазированию, что в дальнейшем помогает им при сочинении танца.
Еще одним не маловажным фактором при развитии творческого мышления и, фантазии в частности, является насмотренноть, не имея перед глазами примеров, замыкаясь только в одном направлении и стиле, не возможно, добиться разнообразия и полного саморазвития. Рекомендуется как можно чаще посещать мастер-классы других педагогов, творческие встречи, семинары, концерты и показы. Они в большой степени дают пищу для размышления, помогают найти новые пути развития хореографии, просто раскрывают новые грани и идеи, важно уметь перенимать опыт других, оставаясь при этом индивидуальностью.
В данном случае важно помочь ребенку сформировать эстетический вкус и восприятие, направить на просмотр качественных работ, именитых педагогов и балетмейстеров от классического балета до современной хореографии, не упуская и народную хореографию. Просмотр конкурсной программы конкурентов на фестивалях также является своего рода обучением, отметить сильные стороны соперников, сравнить оценки жюри со своими впечатлениями – является частью воспитания целостной личности, помогает ребенку, с пониманием относится и к критике, и к похвале.
Конечно, у каждого педагога могут быть свои приемы развития и подходы в творческом воспитании подрастающего поколения, очень важно уметь грамотно преподнести не только материал урока, но и мотивировать ученика на самостоятельную работу.
Как показывает практика, дети, занимавшиеся развитием импровизационных навыков, в возрасте 12-15 лет, спустя всего два года работы, уже могли представить на конкурсах самостоятельные хореографические постановки, заслужившие достаточно высокие оценки у профессиональных экспертов. Начиная с разработки сольного репертуара, что уже достаточно тяжело, учащиеся переходили на совместное сотворчество и сочинительство малых форм хореографии: дуэты, трио и пр. В последнем случае, кроме всего прочего, развиваются еще и коммуникативные способности, умение договариваться, руководить, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс и уважать чужое мнение.
Давая детям возможность самостоятельно высказывать свои мысли посредством хореографии, мы помогаем им найти настоящих себя, самоутвердиться и раскрыть свое творческое начало, Не многие из них станут великими хореографами, но развитие творческих навыков может пригодиться и в других сферах деятельности, главное подтолкнуть и помочь сделать первый шаг.