Индивидуальная программа самообразования по теме «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока»
ГОУ РК «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Лозымский филиал ГОУ РК «РЦО»
Индивидуальная программа самообразования по теме
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока»
Ненева Олега Сергеевича,
учителя истории и обществознания
Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»
г. Сыктывкар
2015 год
Этапы работы по теме самообразования
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Примечания (практическая деятельность) |
1. Диагностический |
1. Определение целей и задач темы. 2. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 3. Тестирование по вопросам теории и методики преподавания. 4. Выявление пробелов знаний и затруднений. 5.Постановка проблемы. |
2015-2016 г. |
1. Курсы повышения квалификации учителей. 2. Выступление на заседании МО учителей истории и обществознания. 3. Подписка на методические сайты в сети интернет и изучение там методических материалов. 4. Изучение литературы из списка литературы: Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. №10.2005 г. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. Краева Л. И., Грузнова Т. А., Мартынец Н.Д. Современные педагогические технологии. Издательство Сыктывкарского университета. Сыктывкар, 1999 Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Короткова М. В., Студеникин М. Т. М, Владос, 1999 Практикум по методике преподавания истории. Короткова М. В., Студеникин М. Т. М, Владос, 2000 Работа с источниками на уроках истории и обществознания: Методическое пособие для учителя истории и обществознания. Боровинская Л. С. Сыктывкар, КРИРОиПК. 2004 Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. |
2. Прогностический |
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2016-2017 г. |
1. Выступление на заседании МО учителей истории, на проблемном семинаре
2.Изучение литературы в сети интернет 3.Участие с учащимися в дистанционных конкурсах 4.Повышение на первую квалификационную категорию — осень 2016 года. |
3. Практический |
1.Решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. |
2017-2018 |
1. Открытые уроки 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Учебная исследовательская работа: 1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год. 3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ. Творческое сотрудничество с учителем информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Miсrosoft Оffice Poyer Point |
4 Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования 3. Представление работы |
2018-2019 |
1.Выступление на заседании МО учителей истории и обществознания 2.Участие и результаты на республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. Участие в системе школьной методической работы: Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий. Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования. Изучить передовой опыт учителей по применению технологий. Участие в заседаниях МО истории, педагогических советах. Практические выходы (доклады, рефераты) – на секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы. |
5. Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. |
2019-2020 |
1. Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2. Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ГОУ РК «РЦО» или на педагогических порталах. |
Индивидуальный план работы учителя над темой самообразования
Индивидуальный план работы учителя истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» Ненева Олега Сергеевича над темой самообразования «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока» на 2016-2017 год.
1. |
ФИО педагога |
Ненев Олег Сергеевич |
2. |
Должность |
Учитель истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК "Республиканский центр образования" |
3. |
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) |
Высшее, окончил в 2002 году исторический факультет Сыктывкарского государственного университета |
4. |
Специальность по диплому |
«Историк. Преподаватель по специальности "История"» |
5. |
Когда и где обучался на курсах повышения квалификации (указать тему курсов) |
С 21 марта 2016 года по 11 апреля 2016 года — дистанционные курсы повышения квалификации в ГОУДПО КРИРО. Тема: «Особенности реализации ФГОС общего образования» (обучение учителей истории, обществознания, права по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации» (72 часа) |
6. |
Методическая тема филиала,УКП |
«Повышение уровня профессионального мастерства учителей Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» как условие перехода на ФГОС» |
7. |
Индивидуальная тема самообразования |
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока» |
8. |
Когда начата работа над темой |
2015 год |
9. |
Когда предполагается закончить работу над темой |
2020 год |
10. |
Цель самообразования по теме |
Выявление и развитие способностей каждого ученика, обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников. |
11. |
Задачи самообразования |
1. Подвести учащихся к осознанию того, что творческая, самостоятельная деятельность - это лучший путь получения знаний 2.Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся, введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения; 3. Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки, улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности; 4. Поддерживать исследовательскую и поисковую работу учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности. 5. Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций; |
№ |
Направление деятельности |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1. |
Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы. |
Сентябрь 2015 г. |
|
2. |
Составление плана работы над темой самообразования. |
Сентябрь 2015 г. |
|
3. |
Составление списка литературы по теме. |
В течение 2015-2016 учебного года |
|
4. |
Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме. |
В течение 2015-2016 учебного года |
|
5. |
Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности. |
в течение 2015-2016 учебного года |
|
6. |
Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. |
В течение периода работы по теме самообразования |
|
7. |
Разработка плана подготовки учащихся к дистанционным олимпиадам, конкурсам. Составление олимпиадных заданий. Подготовка конкурсных, проектных работ учащихся и т.д. |
В течение периода работы по теме самообразования |
|
8. |
Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости, дистанционных олимпиад, конкурсов, проектной деятельности и т.д.) |
в течение учебного года |
|
9. |
Подготовка сообщений и выступление на заседании МО, МС, педсовете и т.д. |
по плану работы МО и МС |
|
10 |
Проведение открытого урока |
2016-2017 уч. г.г., 2018-2019 уч. г.г. |
|
11 |
Участие в конкурсах различных уровней, в том числе и в дистанционных. |
В течение периода работы по теме самообразования |
|
12 |
Подготовка материалов к публикации в методических изданиях, на образовательных сайтах в сети Интернет. |
В течение периода работы по теме самообразования |
|
13 |
Обучение на курсах повышения квалификации. Дистанционное обучение. |
В течение периода работы по теме самообразования |
|
14 |
Систематизация материалов по теме самообразования. |
Апрель 2016, Апрель 2017 г., Апрель 2018 г., Апрель 2019 г. |
|
15 |
Самоанализ педагогической деятельности. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на заседании МО, МС. |
Май 2016 г., Май 2017 г., Май 2018 г., Май 2019 г. |
Список литературы по теме самообразования «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока»
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год выпуска |
1. |
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование |
Леонтович А.В. |
№ 10, 2005 |
|
2. |
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. |
М.: Народное образование |
2001 |
|
3. |
Современные педагогические технологии |
Краева Л. И., Грузнова Т. А., Мартынец Н.Д. |
Издательство Сыктывкарского университета |
Сыктывкар, 1999 |
4 |
Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях |
Короткова М. В., Студеникин М. Т.. |
М., Владос
|
1999
|
5 |
Практикум по методике преподавания истории |
Короткова М. В., Студеникин М.Т. |
М., Владос |
2000 |
6 |
Работа с источниками на уроках истории и обществознания: Методическое пособие для учителя истории и обществознания |
Боровинская Л. С. |
Сыктывкар, КРИРОиПК |
2004 |
7 |
Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. |
Отчёт о работе по Программе самообразования
за 2015-2016 учебный год
1. |
ФИО учителя |
Ненев Олег Сергеевич |
|
2. |
Должность |
Учитель истории и обществознания |
|
3. |
Тема самообразования |
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории через методы и приемы продуктивного урока» |
|
4. |
Год работы над темой |
1 |
|
5. |
Цель самообразования по теме |
Выявление и развитие способностей каждого ученика, обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников. |
|
6. |
Задачи самообразования: Задачи: сделать список литературы по теме и начать их изучение; выделить основные направления работы, действия и мероприятия в рамках каждого направления наметить этапы работы над темой самообразования на 5 лет; подвести учащихся к осознанию того, что творческая, самостоятельная деятельность - это лучший путь получения знаний пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся, введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения; формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки, улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности; поддерживать исследовательскую и поисковую работу учащихся использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций; |
||
7. |
Деятельность по реализации Программы |
1. Изучил литературу по теме самообразования (список литературы прилагается), материалы сети Интернет. 2. Участвовал в семинарах по теме самообразования: - «Проблемный (продуктивный) диалог на основе продуктивного общения как средство реализации ФГОС» «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности» «Профессионаьный стандарт педагога в рамках требований ФГОС: проблемы и перспективы» 3. Представил результаты работы на школьном уровне: выступил на семинаре 05 ноября 2015 года с сообщением «Портрет современного учителя»; выступил на заседании МО учителей истории и обществознания 26 декабря 2015 г. с докладом «Эффективные образовательные технологии, используемые при организации внеклассной работы в условиях Лозымского филиала» выступил на педсовете 25 марта 2016 г. с докладом-презентацией на тему «Плюсы и минусы новых стандартов» активно участвовал в общешкольных мероприятиях («Писатели-юбиляры» ноябрь 2015 г., «По фронтовым дорогам» май 2016 г.) 4. Провел большое количество внеклассных мероприятий, где использовал совеременные методы и приемы «Отголоски катастрофы на Чернобыльской АЭС, Гагаринский урок, «Наркотикам — нет!» викторина по краеведению, «Блокадный Ленинград» и т.д. В ноябре 2015 года проведена декада истории (внутришкольные олимпиады и внекласные мероприятия) 5. Участвовал в дистанционных конкурсах российского уровня, проводимых сайтом «Мое образование», имеются сертификаты. Всероссийский конкурс для учителей истории на лучшую методическую разработку «История моего государства». Проводит педагогический сайт "Мое образование". Отправил туда 23 ноября 2015 года конспект внеклассного мероприятия "Голос правды", апробированный в Лозымском филиале. Прошел проверку на антиплагиат и допущен к участию в конкурсе http://moeobrazovanie.ru/edu/contest/31 Участники конкурса получают сертификаты, победители и члены жюри получают дипломы. Конкурс стартовал 10 ноября 2015 год, финишировал 20 февраля 2016 года. Получен сертификат, ссылка http://moeobrazovanie.ru/data/edu/cert/117974_238_1455979887.jpg Всероссийский конкурс для учителей права на лучшую методическую разработку «Мои права». Проводит педагогический сайт "Мое образование". Отправил туда 23 ноября 2015 года конспект внеклассного мероприятия "Антикоррупция", апробированный в Лозымском филиале. Прошел проверку на антиплагиат и допущен к участию в конкурсе. Ссылка на работу http://moeobrazovanie.ru/edu/lessons/antikorruptciya_183127.html Участники конкурса получают сертификаты, победители и члены жюри получают дипломы. Конкурс стартовал 10 ноября 2015 год, финишировал 20 февраля 2016 года. Получен сертификат, ссылка http://moeobrazovanie.ru/data/edu/cert/117974_144_1455980397.jpg 6. Имеются публикации методических и дидактических материалов в сети Интернет. На сайте moeobrazovanie.ru опубликованы много статей и конспектов уроков, внеклассных мероприятий, самостоятельно составленных, в том числе: работы «Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе на тему «День народного единства очень значим для нас всех!», «Викторина в 7 классе по краеведению», «Внеклассное мероприятие в 8 классе на тему «Голос правды» (к 70-летию Нюрнбергского процесса), конспект мероприятия в 7 классе «Антикоррупция». Конспект проведенного внеклассного мероприятия «Мы вместе — Россия и Крым» на сайте «Мое образование» прошел модерацию и опубликован на моей странице сайта «Мое образование» по ссылке http://moeobrazovanie.ru/edu/library/«mi_vmeste__rossiya_i_krim»_093614 Конспект доклада «Эффективные образовательные технологии, используемые при организации внеклассной работы по истории в условиях Лозымского филиала», опубликован по ссылке http://moeobrazovanie.ru/edu/library/effektivnie_obrazovatelnie_tehnologii_ispolzuemi_202540.html На сайте «Мое образование» опубликована статья «Плюсы и минусы нового стандарта». Ссылка http://moeobrazovanie.ru/edu/library/doklad_tema_%C2%ABplyusi_i_minusi_novogo_standarta%C2%BB_avto_164918.html Интернет-портал «ПроШколу.ру» proshkolu.ru Опубликовал там много собственных конспектов уроков, внеклассных мероприятий, отчетов по работе в разделе «Блог» на личной странице учителя. Ссылка на личную станицу на этом сайте http://www.proshkolu.ru/user/olegnenev1979/ 7. С 21 марта 2016 года по 11 апреля 2016 года — дистанционные курсы повышения квалификации в ГОУДПО КРИРО. Тема: «Особенности реализации ФГОС общего образования» (обучение учителей истории, обществознания, права по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации» (72 часа) |
|
8. |
Форма представления материалов |
Выступление на заседании МО учителей истории и обществознания, публикация в сети Интернет на педагогических сайтах. |