Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и на кружке «Мастерилка» во 2 классе
Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и на кружке «Мастерилка» во 2 классе.
Выполнила:
учитель нач. классов
Струкова С.Ю.
2018г.
Развитие творческих способностей на уроках технологии
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет технология. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).
В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Что же я предпринимаю для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
Урочная деятельность.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков , организация разнообразной творческой деятельности учеников: разгадывание кроссвордов, викторин, рисование рисунков к сказкам. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
На уроках технологии во 2 классе учащиеся знакомились с видами профессиональной деятельности человека. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя. Дети продолжают работу над проектами. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение изученной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Это будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. На уроках реализуется принцип: от деятельности под руководством учителя к самостоятельному выполнению проекта. Работу над проектами учащиеся могли продолжать на кружке «Мастерилка». Например, работая над проектом «Аквариум», учащиеся разделились на группы, распределили задания у группах: одни уч-ся делали фон и водоросли, морские камушки, другие- изготавливали рыбок способом «Оригами». Рыбок дети научились делать раньше на кружке «Мастерилка». Затем совместно оформляли изделие.
Очень увлекла детей тема «Костюмы для Тани и Вани». Эти герои учебника «Технология» сопровождают детей с 1 класса. Вначале нужно было вырезать фигурки кукол, затем изготовить выкройки костюмов из бумаги, потом обвести их на ткани, вырезать и одеть кукол. Работа была очень трудоемкая, но интересная.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.
Задачи:
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.
3. Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
- приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.
- практическое применение своих умений и навыков.
4. Отличительные особенности программы:
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Мастерилка» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по программе «Мастерилка» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Темы проведения занятий различны. Это и поделки из природного материала, аппликации по теме, работа с пластилином, а также поделки способом «Оригами». Изготовление таких поделок способствует развитию мелкой моторики пальцев, развивает память, мышление, воображение. (показ образцов изделий). Занятия кружка имеют практическую направленность, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
На кружке «Мастерилка» ребята украшали класс к Новому году: вырезали и развешивали снежинки, украшали елку изготовленными подвесками. К празднику Пасхи раскрашивали пасхальные яйца гуашью, фломастерами.
Таким образом, посещая кружок «Мастерилка», ребята учатся многим способам работы с бумагой, тканью, нитками. Пользуются полученными навыками на уроках технологии и в повседневной жизни.