Развитие творческого потенциала у «особых» учащихся на уроках русского языка и литературы
Хабибуллина Чулпан Шамиловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ
Развитие творческого потенциала у «особых» учащихся
на уроках русского языка и литературы.
Об инклюзивном образовании на государственном уровне громко и всерьёз заговорили сравнительно недавно, хотя вопрос равных возможностей всегда волновал родителей и педагогов. Было привычно пребывание детей в коррекционных школах. Лишь единицы обучались в общеобразовательной школе, стараясь скрыть свою инвалидность либо изолироваться в форму домашнего обучения, что еще больше ограничивало их в общении со сверстниками. Поэтому назрела необходимость продуманного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ, и стало понятно: школа должна измениться, для того чтобы стать инклюзивной. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает. Некоторые актуальные проблемы приходится решать уже сейчас. Понимая, что дети с ограниченными возможностями здоровья живут в постоянном психологическом дискомфорте от осознания того, что они не такие, как все, мы определили задачу: установить доверительное сотрудничество, научить выстраивать контакты, быть помощником в жизненном самоопределении ребят, ведь каждый ребёнок личность.
Так уж сложилось, что в течение 12-ти лет центром обучения многих домашних ребят стала наша школа. Интегративная модель приоритетная, так как две столь разные категории детей вовлечены и в общение, и совместную познавательную деятельность. Изучив проблему, мы составили своеобразную авторскую программу «Организация направлений экспериментальной инновационной площадки» по пяти направлениям: «Я пришёл учиться!», «Я с вами!», «Мне с вами хорошо!», «Я стану, я смогу!», «Я и мой учитель!»
Шагом навстречу стал социальный проект-исследование инициативной группы «Мир – мой Дом. Кто хозяин в нём?». Отвечая на вопросы: «Нужно ли милосердие в повседневной жизни? Чёрствость, эгоизм, безответственность - результаты воспитания?»- ребята подобрали синонимы и антонимы к слову «милосердие». Синонимов оказалось больше, а в жизни – отзывчивых людей меньше. Определили значение слов: «гуманность», «толерантность», «благотворительность», «волонтёр», «альтруизм». Узнали имена адреса благотворительных фондов «Добрый терминал», «Помоги ребенку», вышли в город с инициативой «подари игрушку». А главное, познакомились с учениками на домашнем обучении, организовали праздник - большое событие в их непростой, ограниченной четырьмя стенами, жизни! Ребята почувствовали радость общения, искреннее доверие во время экскурсии в выставочный зал «Мизгель». Здоровые дети поняли, что есть сверстники, которым меньше повезло, и с ними надо дружить - этому тоже надо учиться.
Уроки русского языка и литературы прекрасно реализуют педагогические задачи проекта «Я пришёл учиться!». Быстрой ориентации и адаптации к новым условиям урока помогает создание пар (ребёнок с ОВЗ + здоровый ребёнок) на этапе усвоения знаний, совместного поиска информации и создания презентаций. Во время работы с сигнальными карточками-буквами особому ребёнку даю задание восстановить нарушенный порядок по теме «Падежные окончания», «Спряжения глаголов», продолжить логический ряд, найти «Что лишнее?». В системе творческих работ, кроме традиционных сочинений, предлагаю темы: «Рассказ о человеке, который считает себя счастливым», «Если бы я был человеком-невидимкой?», «Мобильные телефоны полезны – вредны?», «Я стал старше», «Что такое обида?», «Я любуюсь снежинкой, капелькой, звездочкой», «Я видел, как Земля посыпалась». В процессе подготовки к творческой части ОГЭ задания С даю темы: «Что такое милосердие?» с опорой на текст Д.Гранина «Милосердие», на отрывок из повести Е.Муратовой «Класс коррекции» и «Что такое счастье?» с опорой на рассказ Короленко «Парадокс».
На уроках литературы мне особенно интересны мысли «особых» ребят, они жизненны, удивительно глубоки и проникновенны. Включаю в групповую работу детей с ОВЗ по Сингапурской методике. Анализируя рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой, на вопрос «Почему же бабушка купила пряник внуку, который ее обманул?» по системе «таймд-пэа-шеа» с партнером по лицу или по плечу делятся своим ответом или «континиус раунд робин» высказывается вся четверка по часовой стрелке. Если кто-то молчит, одноклассник может задать наводящие вопросы. Формируется гуманистическое отношение: «Будь внимателен к новому другу!»
В практику моей работы как учителя словесника вошли проекты-представления: «Митрофанушка» по комедии Д.Фонвизина, «Четвертая высота» по книге Е.Ильиной, «Конкурс чтецов» по сказке А. Волкова о приключениях маленькой девочки Элли и её собачки Тотошки. Особенный ребёнок чувствует удовлетворение и желание заниматься в проекте. Мне нравится такая творческая игра «Подарок в корзине», основанная на развитии умения понять другого, встать на его точку зрения через игру на эмпатию. Для своих любимых литературных героев и их авторов готовим подарки, складываем их в корзину. Это калоша, зонтик и черные очки - для человека в футляре; трубка - для Шерлока Холмса; клюква и компас - для Митраши; перчатки и шаль - для Анны Ахматовой; жёлтая рубаха - для Маяковского; гранатовый браслет - для княгини Шеиной; заячий тулуп - для Пугачёва; масло - для Аннушки; тапочки и халат - для Обломова. Получивший подарок, озвучивает мысли этого предмета вслух, к примеру, «О чём думает шинель Акакия Акакиевича?»
В проекте «Новые приключения царевны-лягушки» ребята придумали современный вариант эпизода эффектного появления невесты-лягушки перед родителями жениха (на Кадиллаке с открытым верхом, с аистом в гнезде, спуск с горы Чатыр-тау горы на дельтаплане). Использую метод моделирования сказки «Теремок». Такой театральный приём, как «вживание» в роль животного позволяет снять скованность, а рассказ о своём состоянии от имени сказочного героя учит умению держаться перед аудиторией.
Известно, что занятия в игровой форме эффективнее обычных уроков. Важно правильно подобрать игру. «Игра в рифмы»: сначала объясняю термин, усложняю задачу, включая все части речи (бисквит-деловит-аппетит-летит-удивит). Игра «Мы соавторы», «Лингвистический калейдоскоп», «Скажи наоборот» (шалаш, кабак), «Заблудилась буква» (коза-коса, кошка-кочка). Таким образом, игра учит владению словом как средством грамотного взаимодействия с окружающим миром, прививает интерес и любовь к русской речи.
Двигательная и речевая разминка интересна и полезна для умственного и речевого развития. Я их провожу по орфограммам: Слова-исключения О-Ё после шипящих в корне: шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба. Произнося их, чмокаем, изображаем себя за рулём, показываем шов, раздвигаем руки, надуваем щёки, накидываем капюшон, машем плетью, ладошкой разбиваем воздух, шуршим бумагой, выпячиваем грудь и делаем приседания.
В ХХI веке информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом процесса обучения. По республиканской программе все получили компьютеры для дистанционного обучения. Когда ребята в паре стали решать предлагаемые задания по дистанту, они удивились, насколько серьёзно и сложно осваивать эту программу. Дополнительная информация по предмету доступна в дистанционном предметном факультативе учителя «Грамотей». Учитель - консультант в пользовании интернет-порталами, познавательными сайтами. Таким образом, участие в республиканском проекте «Электронное образование РТ» обеспечивает необходимость подготовки школьника с ОВЗ в условиях информационного пространства.
В школе создаётся своеобразная среда увлечённых детей и педагогов. Работая в направлении «Я и мой учитель» при оценке деятельности ученика использую только похвалу и опору на старание и жизнелюбие: «Как хорошо, что учишься вместе с нами, с тобой уроки проходят интереснее, как замечательно ты умеешь сказать главное». Мне повезло, в моих классах «особый» ребёнок - самый внимательный читатель, поэтому в проектах ему принадлежит роль мудреца (придумывает вопросы для викторины) и генератора идей для сценария праздника.
Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ – задача учителя. Для меня мои подопечные – люди с ограниченными возможностями, но неограниченной способностью жить, любить, творить и дарить радость другим. В проекте «Бал литературных героев» я познакомила ребят с современной трогательной историей о девочке, прикованной к инвалидной коляске, но ставшей счастливым человеком благодаря новым друзьям. О том, как важно уметь сопереживать и уметь дружить. Героиня повести Михалкова - Оля не может ходить - и не пойдёт, потому что от её болезни ещё никто не изобрёл лекарства; но, тем не менее, она сумела стать счастливой. Очень трогательная и светлая книга, изображающая ребёнка-инвалида не как тренажёр для упражнений в милосердии, а как самостоятельную личность. Девиз «Я стану, я смогу» воспитывает самостоятельность принимать решения, как герои Н.Островского «Как закалялась сталь» и В.Титова «Всем смертям назло».
Учение - ступенька к успеху. Несколько лет наши ребята участвуют в интеллект-олимпиаде «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык», являются дипломантами конкурса одарённых учащихся Азнакаевского муниципального района «Чулпан» в номинации «Вопреки судьбе», участвуют в Международном фестивале «Детство без границ», в республиканском конкурсе музыки и искусств среди детей с ОВЗ «Мы всё можем!».
Содержание Федерального государственного образовательного стандарта направлено на развитие УУД и личностных общеобразовательных качеств. Инклюзивное образование дает такую возможность. Школа помогает раскрыть своё «Я» детям с ОВЗ вместе с другими детьми.