Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы

4
0
Материал опубликован 22 September 2020

Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы



Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н. Толстой

Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа.

Л.Н. Толстой


«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

В современных условиях жизнь становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие творческого мышления предполагает творческую активность студента и преподавателя, на котором каждый студент чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех.

Поэтому одной из важных особенностей работы преподавателя - филолога становится необходимость создавать условия для развития творческого мышления, умений думать, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе. Попадая в необычную ситуацию, студенты активнее сотрудничают с преподавателем и однокурсниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают надлежащий уровень формирования универсальных учебных действий (УУД), использовать возможности для развития монологической речи учащихся профессиональных колледжей.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
1.Отказ от шаблона в организации урока.
2. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на занятии.

3.Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4.Поддержка альтернативности, множественности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

5.«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 6.Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Сейчас впедагогике выделяют следующие характерные группы:
1.Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра, урок- ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).

2.Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок - парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).

3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы ( урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок — мозговая атака).

4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок — заседание учебного совета, урок — патентного бюро). Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок — заочная экскурсия, урок — литературная прогулка, урок — литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).

5.Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок — подарок). 6.Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).

7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны», Эдвард де Боно (род. 19 мая 1933Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным, Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по психологии творчества и интуиции – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о развитии творческого мышления, можно сделать вывод, что исследователи единодушно выделяют творческое мышление как обязательный компонент творческих способностей.

Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создав условия, способствующих развитию творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности. 

Какие формы и методы развития творческого мышления я использую на своих уроках?

1.Систематически, целенаправленно стараюсь развивать у студентов подвижность и гибкость мышления.

2.Стимулирую процессы переключения, поисковой активности.

3. Стараюсь учить студентов рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.

4. Учу находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы студентов. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов обучающихся является одной из самых значимых.

На своих уроках я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию

положительного эмоционального настроя студенческого коллектива на решение учебно-воспитательных задач занятия.

Важным моментом в проведении успешного занятия, который всегда тщательно продумываю, и от которого напрямую зависит его результат, является мотивация студенческой деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятие. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, студенты проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с ними не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем занятии расходится с мнением преподавателя или однокурсников.

На современном этапе считается эффективным использование на уроке учебно-педагогической игры. Это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни студентов. Игра ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра, например, «Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).

Я даю одно предложение. Студенты по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтобы получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 секунд, право ответа переходит к другому студенту.

Образец 1: Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-ый студент: В пальто, кстати, зимнем.
2-ой студент: В
зимнем, но цветастом.
3-ий студент:
Цветастом, как летний луг.

4-ый студент: Луг, расположенный недалеко от колледжа.
5-ый студент: А колледж, конечно, культуры!
6-ой студент: В котором, между прочим, учимся мы!
Мы, слушатели курсов профессиональной переподготовки!

«Письмо другу».
Студенты пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

«Правда-неправда»
1)Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?
2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?
3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?
4)Можно ли утверждать, что в предложении «Андрей бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется?
5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?
6)Какой осложняющий компонент в предложении « Роман Чернов, студент 4-го курса, уехал на соревнования?
7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами?
8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?

9)Правда ли, что в предложении «Андрей, по всей вероятности, сегодня на репетицию не придёт» есть обращение?


Эти творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и практическое исследование проблемы. Творческие задания формируют познавательные качества личности, практические – созидательные качества.

Литературное творчество – это возможность  познания студента через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.
Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю сочинение – рассуждение, сочинение – рассказ и др.
На уроках литературы читаю какой-нибудь отрывок из художественного произведения и предлагаю написать мини-сочинение, в котором каждый может высказать своё мнение. При этом акцентирую внимание, что для нас каждая точка зрения важна, даже если не совпадает с моей.

Примерные темы сочинения: «За что люблю танцы?», «Мой любимый герой», «Моё увлечение», «Тема любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна», «Духовные искания Г. Мелехова»)


Еще один эффективный метод, который способствует развитию творческого мышления - это интеллектуальная разминка, например: «Назови средство выразительности речи».

Предлагаю найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи: 1 группа – олицетворение, 2 группа – эпитеты, 3 группа – метафоры.


1.Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.


Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. 

…………………………………

2.Июль, таскающий в одеже 

Пух одуванчиков, лопух.

Июль, домой сквозь окна вхожий, 

Все громко говорящий вслух.


Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой, 

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.


В первом стихотворении Б. Пастернак не использует метафоры, второе же стихотворение насыщено олицетворением, эпитетами, метафорами, при этом каждое из анализируемых стихотворений художественно, выразительно. Первое – покоряет искренностью, точностью языка, глубоким смыслом, второе – действует на эмоциональном уровне, создает лирический образ. 

Выразительными средствами речи являются юмор, ирония, сарказм, гротеск метонимия, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота. Игрой слов создаются каламбуры. Выделяется также звукопись, т. е. приёмы создания звуковой выразительности: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. (Повторяем вместе со студентами эти термины, записываем в словарь те, которые не записаны ранее).

Для некоторых может стать открытием, что одинаково сильно может воздействовать на восприятие как стихотворение, насыщенное тропами и фигурами, так и стихотворение, в котором их практически нет. Очень важно обсудить этот момент, заострить на нём внимание.

Можно предложить учащимся самим подготовить дома два подобных стихотворения для совместного анализа на следующем уроке.

Подводя итог вышесказанному,
выделим
 ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы:

1.     Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов;

2.      Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления;

3.     Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;

4.     Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у  студента определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности;

5.     Если мы ставим задачу  развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие студенту найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);

6.     Специальные творческие задания на развитие творческого мышления, исследовательская деятельность, деятельность по развитию специальных способностей (гуманитарных) – все это способствует реализации творческого потенциала студента.


Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.

Дополнительные рекомендации педагогам.

1. Самому быть творческим. Общаясь со студентами, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

2.Заражать детей своей любовью к творчеству.

3.Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

4.Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у студента не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).

5.Всячески поддерживать самостоятельность студента.


Какими станут наши дети,

Многое зависит и от вас.

И на пороге будущих столетий

Пусть будут они лучше нас.





Литература:

1.Глебова М.В. система психолого-педагогических условий развития продуктивного мышления старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 115-119;

2.Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. С нем. А.П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

3.Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm

4.Русский язык и культура речи под ред. Профессора В.И.Максимова

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации