Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы способствует творческому развитию потенциала учащихся
Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы способствует творческому развитию потенциала учащихся
Нажиметова Анар Маликайдаровна,
учитель русского языка и литературы
общеобразовательной средней школы №30
имени Ораза Жандосова
г. Шымкент
Аннотация
Статья посвящена необходимости организаций по-новому учебной деятельности учащихся, что выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки учащихся к жизни, учитывая инновационные технологии. То есть, учитель не просто учит ученика, а учит мыслить разносторонне, развивая навык к грамматически ассоциативно правильному усвоению русского языка.
Аннотация
Мақала оқытушылардың алдына инновациялық технологияларды ескере отырып, студенттерді өмірге дайындаудың озық тәсілдері мен құралдарын табу міндетін қоятын студенттердің жаңа білім беру іс-әрекетіндегі ұйымдардың қажеттілігіне арналған. Яғни, мұғалім оқушыны жай үйретіп қана қоймайды, орыс тілін грамматикалық ассоциативті түрде дұрыс меңгерту дағдысын дамыта отырып, көптеген жолдармен ойлауға үйретеді.
Аnnotation
The article is devoted to the need for organizations in a new educational activity of students, which sets before the teacher the task of finding more advanced ways and means to prepare students for life, taking into account innovative technologies. That is, the teacher does not just teach the student, but teaches to think in many ways, developing the skill for grammatically associatively correct learning of the Russian language.
ХХІ век - иная цивилизация, иные требования. Целью образования становится формирование свободной, универсальной личности.
Сегодня много различных технологий, направленных на достижение данных целей: модульная технология, развивающее обучение, дифференцированное обучение. Познакомившись с философией критического мышления, я пришла к выводу, что использование стратегий этого мышления – это именно то, что нужно.
«Перестать учить, чтобы ученик смог учиться сам. Ведь не мыслям надо учить, а учить мыслить». Эти слова как нельзя лучше отображают суть моей работы.
В связи с этим появилась необходимость организаций по-новому учебной деятельности учащихся, это выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки учащихся к жизни. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций и технологий, которые пришли на смену технологиям «традиционной школы».
Личность ученика рождается как известно, в общении с личностью учителя. Поэтому главным в своей работе считаю
содружество
развитие
сообщение
воспитание
творчество
При планировании своих уроков ставлю перед собой следующие цели:
- развивать устную речь учащихся
- повышать грамотность учеников
- воспитать творческую личность.
Последовательная и целенаправленная работа по проблеме развития речи учащихся способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний.
В последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для каждого ученика. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроках творчески. Самым главным принципом в своей работе я считаю раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов. Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает.
Развитие речи учащихся является важной проблемой современного образования. Огромное значение имеет формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции. Если ребенок хорошо владеет речью, он может стать активным участником общественной жизни, может быть интересным собеседником. Развитая речь является показателем интеллектуального развития человека. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи следует создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация к обучению. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к школьному обучению, что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой. В последнее время появились новые виды письменной речи, различные электронные форумы и конференции, которым современные школьники уделяют много времени. Стремясь передать максимум информации, человек сокращает использование языковых средств, в результате его речь становится значительно беднее и невыразительнее. В речи детей не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет четко сформированных умений композиционного конструирования, абзацного деления текста. Недостающий словарный запас, плохая дикция, неумение вести диалог приводят ребенка к коммуникативным неудачам. Речь часто бедна просто потому, что дети не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Поэтому своей главной задачей я считаю воспитание мыслящей личности. Стараюсь выработать у детей умение грамотно говорить, связно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, совершенствовать речевые навыки.
На мой взгляд, эта проблема будет всегда актуальной. Внося какие – то новые принципы и приемы, учитель должен углубленно работать над развитием речи учащихся. Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, включает в себя большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Практическая значимость данной проблемы в том, что использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Процесс работы над развитием речи у детей должен быть целенаправлен. Необходимо развивать устную и письменную речь учащихся в различных видах его деятельности. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. На уроках русского языка и литературы надо научить ребят пользоваться русским словом, понимать и чувствовать его. Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету. Поэтому большое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс уроков с использованием ИКТ. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность, повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал.
В своей педагогической деятельности я использую современные методики, среди которых и проблемное обучение, и проектная деятельность, и развитие критического мышления на уроках литературы.
Проблемное обучение – умение излагать проблему текста, позицию автора и свою до поднятой в тексте проблемы – дело непростое. Эти умения школьникам нужны при выполнении заданий по ЕГЭ, при написании сочинения-рассуждения. Применяя проблемное обучение, учитель целенаправленно и систематически развивает интеллект и творческое мышление учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность на уроках – метод проектов не только вооружает учеников новыми знаниями, но и учит добывать их целенаправленно, применять имеющиеся знания для решения трудностей. Работы, выполненные в виде мини-проектов, включаются в учебные занятия. Например, при изучении темы «Ударение» учащиеся выполняют проект «Правильно ли мы произносим слова?», при изучении темы «Фразеологизмы» - «Знаем ли мы фразеологизмы?» Получаются исследовательские проекты. Проектная работа, по моему мнению, - это деятельность, направленная на решение актуальной образовательной проблемы, имеет практический характер. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни ставятся мною, другие формулируют сами ребята. Каждая группа получает свой вопрос и работает над ним. Я считаю, что групповая форма работы дает положительный результат. Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща, сотрудничать. Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться. В-третьих, в микроколлективе каждый вносит в работу группы свой вклад, ощущает свою личную значимость. При этом присутствуют элементы творческого состязания, соревнования. И тут важно уделить внимание всем учащимся, отметить работу каждого.
Эффективным средством обучения является также личностно-дифференцированный подход. Организация индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся мотивирует их на активную учебно-познавательную деятельность.
Я включаю в уроки русского языка задания для слабоуспевающих учащихся, которые имеют базовый уровень знаний, задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
Часто мною используются творческие задания: создание сочинений-миниатюр на заданную тему, изложений-миниатюр, написание синквейна.
Последовательная и целенаправленная работа по проблеме развития речи учащихся способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний.
Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Применение разных форм и методов на уроках меняет атмосферу занятий, повышает активность учащихся, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих учащихся.
Учитель должен помнить о том, что современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.
Стратегия инновационного обучения, имеющая целью развитие личности учащихся, предполагает изменение мотивационно-смысловой установки учителя и учащихся, ориентированность на совместную поисковую деятельность, изменение характера учебных задач (выдвижение на первый план эвристических задач), разнообразие форм и методов, обогащающих мотивы учения и расширяющих мотивационную сферу личности учащихся.
Построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка как партнерства педагога и учеников может быть успешно реализовано в проблемных методах обучения, в частности при решении эвристических (проблемных) задач. Этот прием построен так, что усвоение учебного материала оказывается погруженным в общение, обмен действиями и инициативами, т.е. непосредственное взаимодействие учащихся с учителем и между собой, изменение позиций участников.
Активные методы обучения, кроме улучшения усвоения предметного содержания (благодаря активной позиции учащихся и большему разнообразию психологических форм заданий), развития воображения и творчества, благоприятно влияют на развитие личности и всего коллектива в целом, формирует "единое смысловое поле деятельности", обеспечивая единство обучения и воспитания.
Активный диалог и совместная деятельность на равных побуждают учащихся соучаствовать при рождении новых мыслей, мобилизует имеющиеся у них знания и опыт. Например, использование эвристических задач на уроках русского языка позволяет в полной мере реализовать указанные функции современного урока.
Приведем примеры эвристических задач, используемых на уроках русского языка:
1. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько примеров для каждого языка, который вы знаете.
2. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка - в значении "путаница, мешанина"; страшно, жутко, ужасно - в значении "очень"; море, река, потоки (слез) - в значении "очень много".
3. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы: Я опьянен, я очарован. Короче - я огончарован (Пушкин); толкастика (Чехов); полуподлец, полуневежда (Пушкин); бездарь (Северянин); громокипящий (Тютчев); тарел (Вознесенский); русал (Нагибин); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров); спаха (А. Белый).
4. Что общего между рубахой и рублем, между румянцем и рудой, между огородом и городом?
5. Какие значения имеет глагол дышать в приведенных отрывках из поэтических текстов?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день... (А. Пушкин)
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей... (Н. Языков)
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом... (А. Блок)
6. В этимологическом словаре о слове красный сначала говорится, что оно общеславянское, а потом, что оно собственно русское. Объясните это "противоречие".
7. Можно ли, не заглядывая в словарь, предположить, из какого языка заимствованы слова аркан, капкан, чугун, лапша?
8. Какая игра слов кроется в следующих строчках из сказки о царе Салтане:
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости.
Работа над эвристическим заданием удовлетворяет познавательные потребности школьника, способствует формированию аналитических качеств, развивает логическое мышление, учит обосновывать свою точку зрения, что очень важно для подростков. При ответе на один вопрос используется целый комплекс учебных умений, позволяющий формировать лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
Эвристическое задание на уроках русского языка может быть:
исследовательским: «Проведите и вы свое исследование на тему: "Есть ли различие языка юношей и языка девушек?"
аналитическим: «Что, по-вашему, влияет на выбор подписи участниками форумов? Какова роль подписей в Интернет-общении?»
прогностическим: «Какие имена, на ваш взгляд, могут появиться в XXI веке? Почему и как они возникнут?»
коммуникативным: «Предложите нестандартное начало вашей речи для следующих ситуаций: в качестве ведущего ток-шоу, концерта звезд казахстанской эстрады, перед учителями на педсовете вашей школы,
перед пассажирами междугороднего автобуса, перед участниками
дистанционных эвристических олимпиад, в качестве нового акима
Шымкента, в качестве английской королевы».
В зависимости от предлагаемого вида дальнейшей деятельности в открытом задании формируются разные умения школьников.
Таким образом, использование эвристических задач на уроках русского языка следует тенденциям современного образования: активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи.
Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
Прежде всего, важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.
Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся:
– работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
– критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.
Продумывая уроки изучения нового материала, всегда стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем.
Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме.
И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила.
Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие.
Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).
Учителя, использующие в своей практике системно-деятельностный подход, неоднократно отмечали, что особенно благоприятным оказывается влияние данного опыта на учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что деятельностный подход:
способствует повышению мотивации обучения;
создает условия для усвоения понятий как способа действий;
способствует развитию креативности;
позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;
способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию).
Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский.
Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная возможности, сильные и слабые стороны школьников, стараюсь давать посильные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.
Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в знаниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уроках и дополнительных занятиях.
Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельности и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратности, трудолюбия и т.д.
Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности.
С появлением успеха внешние стимулы - подбадривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутреннее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.
13