Методическая разработка «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
Оглавление:
Стр.
Введение………………………………………………………………………… 1
Глава I. Развитие творческого воображения детей.
1.1. Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.…..……………………………………………………….6
1.2. Организация работы педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………… 13
Выводы по I главе………………………………………………………………21
Глава II . Методические рекомендации для организации работы педагога со старшими дошкольниками по развитию творческого воображения…………………………………………………………………… 23
Выводы по II главе…………………………………………………………… 39
Заключение…………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы……………………………………… .42
Приложение…………………………………………………………………… 44
Введение
В настоящее время чрезвычайно велика потребность общества в творческих людях. Перед дошкольным образовательным учреждением стоит важная задача: развитие творческого потенциала подрастающего поколения, так как развитие детского творчества является одной из главных задач в формировании разносторонне развитой личности ребёнка.[3] Данный вопрос всё больше и больше интересует человечество. Воображение тесно связано с эмоциями, и эта связь проявляется как у детей, так и у взрослых. Воображение и чувства (эмоции) в жизни человека неразделимы. Влияние чувств на воображение и воображения на чувства давно было замечено учёными.[11] Ещё в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты, а так как человек и эмоции нераздельно связаны друг с другом, можно утверждать, что эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Так, Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству…».[8] Можно говорить о том, что богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие творческого воображения. Можно сделать вывод о том, что используя богатство эмоциональных состояний ребёнка можно успешно развивать его творческое воображение. Большие возможности для возникновения разнообразия эмоциональных состояний и представляет детям изобразительная деятельность. По проблемам обучения творческой учебно-познавательной деятельности в начале 70-х гг. известный специалист Э. Торранс собрал данные имевшихся к тому моменту 142 исследований, посвященных специальному обучению творческим умениям. Анализируя различную литературу А.К. Маркова составила систему стилеобразующих особенностей творческой деятельности на основе предложенной А.И. Луком классификации творческих способностей.[1]
Воображение складывается на протяжении всей жизни человека, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.[17]
Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «…Думают, что с возрастом оно слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души…». Жизнь требует от современного человека подвижности, гибкости мысли, творческого подхода к решению проблем, и если в период дошкольного детства воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Для того, чтобы творческое воображение у детей имело возможность развиваться в полной мере, необходима особая организация художественной, а в контексте её и изобразительной деятельности.[14]
Актуальность проблемы определяется:
потребностью общества в творческих людях;
воображение является психическим процессом и им обеспечивается любая творческая деятельность человека;
творческое воображение является главным в формировании творческой личности ребенка
воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Актуальность и проблема обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для организации работы педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: процесс формирования творческого воображения старших дошкольников в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблем формирования творческого воображения детей.
2. Выявить особенности формирования творческого воображения старших дошкольников в ДОУ.
3. Разработать методические рекомендации для организации работы по формированию творческого воображения старших дошкольников в ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами ДОУ при организации работы над творческим воображением старших дошкольников.
При выполнении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы;
наблюдение;
беседа;
Базой исследования является: МБДОУ № 195 г. Челябинска
Структура исследовательской работы: данная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения и библиографического списка.
Глава I. Развитие творческого воображения детей
1.1. Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путём переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико – синтетический характер.[2]
Самые разнообразные определения воображения можно встретить в наше время на страницах специальной и неспециальной литературы. Л. С. Выготский отмечает, что «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к творческой деятельности… Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и, что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.»[7]
Многие исследователи данного вопроса отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. С. Л. Рубинштейн доказывает, что «…воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое… Воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме.»[4]
Можно сказать, что чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в том случае, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно – образной форме, как результат оперирования образами.[13]
Изучив литературные источники по данному вопросу, можно предложить несколько классификаций видов воображения.
Итак, по принципу активности различают пассивное, созерцательное воображение (сновидения, мечты) и активное, практически деятельное воображение (образы формируются сознательно с условием поставленной цели).
Воображение так же может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее – создание образа предмета по его описанию или с опорой на условное изображение. Ведущую роль в данном виде воображения играют образы памяти.
Творческое – создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно.[2]
Первый такой способ – агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: кентавр (человек – зверь), птица Феникс (человек – птица) и даже современный человек – паук.
Второй способ – гиперболизация. Этот парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. В этом случае можно привести примером такие сказочные персонажи как Карлик Нос, Гулливер, Маленький Мук, Мальчик – с – пальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются лишь основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвёртым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком – то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера, художника и т. д.
Пятым способом называют акцентирование. Он характеризуется тем, что в создаваемом образе какая – то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается, иными словами – на ней делается акцент. Классическим примером этого способа является шарж, карикатура.[5]
Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу, это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём. На использовании синтеза, аналогии и способа построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития.[26]
Многими учёными тщательно изучается процесс развития психических функций ребёнка в различные периоды его дошкольного возраста. Так в чём же особенность развития творческого воображения у дошкольника?
В период дошкольного детства происходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Таким образом, к концу дошкольного возраста во всех сферах психического развития происходит важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения.
Неправильно было бы сказать, что творческое воображение зависит только от возраста, оно зависит и от многих других факторов: умственного развития, индивидуальных особенностей личности и от правильно разработанного процесса обучения и воспитания.[28]
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека, за кажущимся его богатством скрывается бедность, скупость, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов восприятия лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений ещё недостаточно. Видимое богатство воображения ребёнка связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л. С. Выготский).[8]
До достижения детьми 5 – 6лет, на протяжении почти всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребёнка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, образов, имеющих яркую эмоциональную окрашенность в слове, в рисунке, в движении. С возрастом у детей возрастают творческие проявления в деятельности, появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.[23]
Творческое воображение у ребёнка начинает развиваться рано, оно безусловно слабее и беднее, чем у взрослого, но занимает больше места в его жизни.
Говоря об особенностях развития творческого воображения у детей можно выделить этапы становления этого процесса:
- до трёх лет у детей воображение существует внутри других психических процессов. В три года происходит становление словесных форм воображения, т. е. воображение становится самостоятельным психическим процессом;
- в четыре – пять лет ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий;
- к шести – семи годам воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях. Появляются элементы творчества.[18]
Механизм творческого воображения.
Проблема развития творческого воображения широко рассматривалась в отечественной психологии и педагогике. А научное исследование стадий творческого процесса (подготовка, созревание, озарение и проверка) было начато в начале ХХ века Г. Уоллесом.
Было выявлено, что творческое воображение возникает не сразу, а очень медленно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные и во многом зависит от накопленного человеком опыта. Это крайне сложный по своему составу процесс, и именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит зачастую к неверным представлениям относительно природы этого процесса и его характера как чего – то необычного и совершенно исключительного.
То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для будущего творчества. Далее следует сложнейший процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Это умение выделить отдельные сложного целого имеет значение для всей творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.
Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям.
Заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Но полный круг этой деятельности будет завершён тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах. [21]
Говоря об этом, можно выделить основные психологические факторы перехода воображения в действительность. Иными словами, от каких факторов зависит переход воображения в действительность?
От потребности человека в приспособлении к окружающей среде. «Каждая потребность, - говорит Рибо, - стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может поэтому служить импульсом к творчеству… Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами…»16]
Ещё одним фактором являются опыт, потребности и интересы, в которых эти потребности выражаются.
Также фактором можно назвать и комбинаторные способности и упражнения в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму.
Нельзя не отметить и такой фактор, как технические умения, традиции, т. е. те образцы творчества, которые влияют на человека.
Такой фактор, как окружающая среда тоже нельзя не упомянуть. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.
Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.[15]
Таким образом, можно говорить о том, что целенаправленное воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, накапливать необходимый опыт. А затем дети самостоятельно представляют замысел и этот процесс наблюдается в продуктивных видах деятельности, там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов, ситуаций и требует согласованности действий её участников. И уже позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.
1.2. Организация работы педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на творческое развитие детей является создание условий, способствующих формированию их творческого воображения.
Первым шагом к успешному развитию творческого воображения является раннее физическое развитие ребёнка: плавание, гимнастика, раннее знакомство с различными инструментами, материалами и их возможностями.
Другим, не менее важным условием развития творческого воображения детей является создание обстановки, опережающей развитие, окружение ребёнка той средой и той системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.[14]
Можно выделить ещё одно чрезвычайно важное условие эффективного развития творческого воображения, оно вытекает непосредственно из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. [19]
Необходимым условием является также предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, в чередовании занятий, которыми он хочет заниматься, в их продолжительности, в выборе способов и т. д. Всё это будет способствовать тому, что желание ребёнка, его интерес, положительные эмоции послужат гарантией того, что то самое максимальное напряжение сил не позволит ребёнку переутомиться, а пойдёт ему на пользу. [22]
Так же давно известно, что для развития творчества, творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Взрослый должен создать такую психологическую базу, чтобы ребёнок чувствовал свою безопасность по возвращении из творческого поиска. Очень важно стимулировать ребёнка к творчеству, терпеливо относиться к его выдумкам, проявлять сочувствие к неудачам, исключить из обихода замечания и осуждения. [24]
Формирование творческого воображения дошкольника будет эффективно лишь в том случае, если оно будет целенаправленным процессом, в ходе которого решаются и множества других педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – разносторонне развитой личности. [26]
Универсальность детского рисунка.
Где бы ни жил ребёнок, к какой бы культуре ни принадлежал, он будет проходить через одни и те же этапы развития рисунка. Такая универсальность рассматривается даже как подтверждение психобиологического единства человечества. В детских рисунках до определённого возраста нет никаких признаков национальности. Даже чернокожие дети не закрашивают лица практически до подросткового возраста. Эти этапы соответствуют этапам развития интеллекта ребёнка: они начинаются детским зрительным реализмом и заканчиваются взрослым взглядом на окружающее. Одновременно с этим современный малыш, сопротивляясь универсальности, пытается выразить через рисунок уникальное видение своего места в мире. [27]
Начав рисовать, ребёнок постепенно создаёт небольшой набор графических правил, как бы формируя собственный словарь изобразительных средств. Все его элементы он придумал сам (никогда не задумываясь над этим и не обозначая их как словарь). Но они неотличимы от точно таких же элементов, которые рисуют дети, самостоятельно их придумавшие на другом конце земного шара, но относящиеся к тому же возрасту. К таким элементам относится подобие круга, которое он использует, чтобы нарисовать нос, уши, рот, глаза, голову, солнце.
Эти первые каракули рассматриваются как результат зрительного мышления ребёнка, как его открытие принципа сходства предметов и их элементов. В примитивных каракулях ребёнок формулирует свои обобщения, работу мысли по классификации предметов, поиску порядка в объективном мире. Р. Арнхейм (1974) сравнивает рисующего ребёнка со взрослым, осваивающим новый язык. Имея небольшой запас выученных слов, он пытается выразить значительные мысли в простейшем предложении. Поэтому рисунок можно считать зримым мышлением. [28]
Ещё одним универсальным признаком детского рисунка считается тот факт, что в нём фигуры не заслоняют друг друга. Это также следствие детского реализма: наложить один объект на другой означает испортить один из них, нарушить его целостность и непрерывность.
Универсальность проявляется и в том, что в своём развитии техника детского рисунка движется по стопам предков. Прослеживается одна и та же последовательность и в рисунке ребёнка, и эволюции наскальной живописи: сначала возникает обобщённый контур, затем он модифицируется в схематический, который в дальнейшем детализируется. Детализация изображения происходит параллельно тому, как ребёнок учится мыслить образами и видеть детали этих образов.[25]
Ещё один аспект универсальности связан с однотипностью соотнесения рисунка с его названием. Первоначально ребёнок узнаёт объекты на рисунке в процессе рисования, поэтому название появляется в конце рисунка. Затем он рисует и тут же называет своё произведение. И, наконец, название опережает рисунок. [29]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рисование способствует развитию не только творческого воображения, но и зрительно – моторной координации, образного мышления, восприятия, формированию картины мира ребёнка.
Первые детские рисунки называют по – разному: и «марания», и «каляки», и «каракули». В. Штерн (1915) соотносит их с детским лепетом, подчёркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира. [5]
Г. Кершенштейнер, в свою очередь, основываясь на данные своих систематических опытов, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени, не учитывая при этом стадию каракулей.
Первая ступень. Для рисунков этого периода характерно:
схематичность, человек изображается в виде головонога;
рисование по памяти, а не с натуры;
изображение в рисунке деталей, важных, по мнению ребёнка, но не всегда необходимых;
рентгеновский способ изображения;
несообразность и неправдоподобность деталей рисунка.
Д. Селли говорит о том, что дети на этой ступени развития рисования больше символисты, чем натуралисты. В своих рисунках дети выделяют только самые главные (на их взгляд) признаки и ограничиваются их изображением. Психологи сходятся к тому мнению, что на этой стадии рисунок является графическим рассказом об изображаемом предмете.
Вторая ступень. Возникающее чувство формы и линии. Ребёнок постепенно начинает не только перечислять конкретные признаки предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Для рисунков этой стадии характерно:
смесь формального схематического изображений;
большее число подробностей;
более правдоподобные детали;
отсутствие пропусков.
Однако, эту ступень нельзя строго ограничить от предыдущей.
Третья ступень. Правдоподобное изображение. Здесь схема исчезает, и рисунок приобретает вид силуэта или контура. В рисунках ещё отсутствует пластичность, перспектива, но изображение уже реальное. Дальше этой ступени дети редко идут без дополнительного обучения. Это происходит примерно с одиннадцати лет, когда начинает выделяться известный процент детей, обладающих определёнными способностями.
Четвёртая ступень. Пластичное изображение. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.
Четвёртая ступень развивается, по данным Г. Кершенштейнера, либо одарённых, либо живущих в благоприятной среде. И это уже не спонтанная, не стихийно возникающая деятельность детей. Это творчество, связанное с определёнными умениями и навыками. [7]
Л. С. Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязательным. В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, ему необходимы определённые навыки. Эта проблема двояка – с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей. [8]
Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека.
В заключении Л. С. Выготский подчёркивает важность установки педагогической работы на развитие и упражнение творческого воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.
Незаменимым средством формирования творческого воображения является искусство – литература, музыка, народное творчество и, конечно же живопись. Учитывая то, что «… восприятие любого вида искусства побуждает детей не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой деятельности», можно сделать вывод, что творческое воображение ребёнка – дошкольника необходимо развивать в продуктивных видах деятельности. Одним из наиболее эффективных средств развития я считаю изобразительную деятельность. Я считаю, что именно этот вид деятельности учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты, способствует развитию индивидуальности, творческого воображения, обеспечивает развитие деятельности как продуктивной так и художественной. [9]
Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что увидел, пережил. Именно в изобразительной деятельности ребёнок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. Но чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен создавать все условия для развития творческого воображения в изобразительной деятельности: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, учить детей способам создания изображений, средствами их выразительного исполнения. [11]
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Изобразительная деятельность – одна их самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. Образы воображения у ребёнка становятся всё более эмоциональными, пронизанными эстетическим, познавательным, личностным смыслом.
Что же такое изобразительная деятельность? Прежде всего – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение своё отношение к нему, живут в рисунке. Но следует помнить, рисование – это не только забава, но и творческий труд.
В тот момент, когда ребёнок рисует в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. Так детский рисунок помогает взрослому узнать ребёнка, раскрыть особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Что особенно важно, занятия рисованием развивают память, внимание, речь, приучая ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, и, как следствие этого, сочинять и воображать. Ведь всё, что только ребёнок способен вообразить, представить в своей фантазии, он пытается нарисовать. Рисование, как своеобразная игра, помогает ребёнку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живёт.
Широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность – все эти необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического, правильного организованного влияния взрослых.[10]
Такое влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представление ребёнка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Взрослый должен помогать ребёнку знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Если не проводить с детьми работу по изобразительной деятельности, то воображение будет значительно отставать в развитии. Этого нельзя допустить, т. к. к концу дошкольного возраста должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия и, как следствие этого, появляется и качественно новый вид воображения, без которого ребёнок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
Выводы по I главе
Таким образом, занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы развиваем творческое воображение, не только совершенствуя этим познавательные процессы и способность творчески мыслить, но и формируя личность ребёнка. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого воображения, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Непременно через удовольствие изобразительная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Такой тип мышления позволяет ребёнку познать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого полно усваивать информацию о нём.
Всё будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее, и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребёнка по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. [9]
Роль изобразительного искусства в формировании творческой личности человека очень велика. Немыслимо представить изобразительное искусство без творчества. Всё, что чувствует, переживает человек, всё, что его волнует можно отобразить в линиях, пятнах, цвете. И для этого не обязательно быть признанным художником. Именно здесь можно говорить о ценности открытий для себя. Нужно только показать ребёнку, как можно выразить себя через изобразительные материалы.
Но для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребёнок должен постоянно решать проблемы (и простые, и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступень лестницы, ведущая вверх, и взбираться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница удобна, и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь будет интересен.
Изобразительная деятельность комбинированное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, но самое главное – изобразительная деятельность развивает интуитивное мышление, способность к озарению, творческое воображение.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть проложено великое множество мостов: живопись, музыка, наука. Изобразительная деятельность – тоже своеобразный мостик. [20]
Глава II . Методические рекомендации для организации работы педагога со старшими дошкольниками по развитию творческого воображения.
Практическая часть работы состоит в разработке методических рекомендаций по организации работы педагога со старшими дошкольниками по развитию творческого воображения:
1. Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной, музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия.
2.Содержательная составляющая образования должна быть интересной для ребенка.
3.Необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.
4.Полезно постоянно включать в детскую деятельность разнообразные игры, игровые приемы, ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения.
5.Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые ребенку.
6.Следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
7.Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству.
8.Взрослый должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений ребенка.
9.Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственый опыт ребенка;
10.Обогащать знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки;
11.Использовать вариативность одних и тех же элементов для создания различных образов;
12.Увеличивать объем словаря ребенка;
13.Важное значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности. [22]
Для реализации работы педагога по развитию творческих способностей необходимо создать условия для развития воображения детей старшего дошкольного возраста на основе использования видов нетрадиционного рисования, для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать виды и способы нетрадиционного рисования, развивающие воображение детей;
- разработать систему занятий по развитию творческого воображения детей нетрадиционными способами рисования;
Для применения данной методической разработки педагогу необходимо:
- провести диагностику группы детей, выявить уровень их креативности (рекомендуется использовать тест креативности по методике Е.Торренса);
- составить последовательную систему занятий по развитию творческого воображения детей нетрадиционными способами рисования, учитывая рекомендации, представленные в данной методической разработке;
- реализовать данные занятия на практике;
- провести повторную диагностику детей
- исходя из выводов, планировать последующую работу.
Педагогу необходимо знать, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинировние материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. [19]
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 5-7 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. [12]
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.
Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.
Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом. Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность. [23]
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.
Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов. [13]
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. [11]
Таким образом, можно определить несколько особенностей развития воображения в дошкольном возрасте:
– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
В старшем дошкольников возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребёнок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребёнка видеть мир – вот одна из задач воспитателя, а это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать удивительное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать анализировать, делать выводы.
Ребёнок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы, но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на их характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка всё больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса и изображения. В начале познание окружающего в изобразительной деятельности ребёнка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребёнок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, т.к. ребенок знакомиться с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел и цель, которые он стремиться осуществить. [16]
Для развития детского творчества необходимо выделить следующие условия:
Необходимо не спешить давать ребенку правильные ответы, а давать время воображению;
Насыщать ребенка яркими впечатлениями, обогащая эмоциональный опыт ребенка.
Учитывать индивидуальные особенности детей.
Создавать интересную предметную среду.
Бережное отношение руководителя к процессу и результату детской деятельности.
Наличие творческого родителя и педагога.
По возможности необходимо специальное обучение (комплексное использование методов и приемов обучения)
Доброжелательная атмосфера.
Необходимо общение детей с искусством.
«Свобода», т.е. не принудительное что-либо, а возникающее из интересов детей.
Таким образом, старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет, главное задать стимул и условия для дальнейшего и более глубокого развития творчества.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В. В. Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». [6] Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. [10]
Развитию воображения способствуют:
– ситуации незавершенности;
– разрешение и даже поощрение множества вопросов;
– стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
– билингвистический опыт;
– позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
– конформность;
– неодобрение воображения;
– жесткие поло-ролевые стереотипы;
– разделение игры и обучения;
– готовность к изменению точки зрения;
– преклонение перед авторитетами.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к "навязыванию" ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. [9]
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, воображения и фантазии, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности, мышления, воображения.
Одной из простейших графических техник считается монотипия...
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советую использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги...
Необходимо стараться пробудить фантазию ребенка, а для этого обратить занятия в увлекательную игру. Так, нужно на листе бумаги оставить несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согнуть листок пополам и плотно сжать. Развернув, можно увидеть необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положить поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и оттиск готов. Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне.
Метод кляксографии заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А потом можно дорисовать отдельные детали и вырезать, чтобы образ стал узнаваемым. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Можно ставить кляксы и так: налить жидкой краски в центр листа. А затем ребенок наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку. Это может быть деревце, паучок, в общем, все что угодно. Есть еще способ. Можно взять воду, гуашь, немного жидкого мыла, все смешать, надуть «шапку» из пузырей и приложить к ней лист бумаги. А дальше детская фантазия поможет, подскажет, что можно нарисовать.
Метод «Загадочные рисунки». Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. [19]
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта составлен примерный перечень рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. [18]
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. [20]
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Для решения данной проблемы разработана серия занятий с использованием нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста [26]
Выводы по II главе
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых.
Обработав и проанализировав литературу по методике изобразительной деятельности, педагогике и психологии было выявлено влияние нетрадиционного рисования на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
На этом основании были составлены рекомендации по созданию условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Они содержат разработку системы занятий с использованием нетрадиционных видов рисования, которые способствуют развитию творческого воображения детей пяти – семи лет.
Процесс изобразительной деятельности создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Заключение
Таким образом, творческое воображение относится к индивидуальным особенностям человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного характера. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение ребёнка в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно – творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. [28]
Для развития творческого воображения детей можно рекомендовать использование в работе с ними игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно – эмоциональное постижение окружающего. Но этого не достаточно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. В связи с несовершенством традиционно существующей в России системы дошкольного воспитания , почти не содержащей мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей, творческое воображение у них развивается в основном стихийно, и, в результате, не достигает высокого уровня развития. А это, как уже говорилось выше, скажется на школьном обучении. [29]
Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческого воображения дошкольников. Среди них можно выделить:
- введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления дошкольников;
- на специальных занятиях рисованием, музыкой, развитием речи давать детям задания творческого характера;
- управление взрослыми детской предметной и сюжетно – ролевой игрой с целью развития в ней творческого воображения детей;
- использование специальных игр, развивающих творческое воображение детей;
- работа с родителями (беседы, лекции), где им давалось бы информация о том, как важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье для его успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, и рекомендовалась бы специальная литература по этой проблемы.
Список использованной литературы
Лихачев, Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев. – М.: Знание, 1993. – 392с.
Комарова, Т.Г. Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?/ Т.Г. Комарова //Дошкольное воспитание. - 2005 - № 2. С.28-32
Леонтьев, А. А. Научите человека фантазии: творчество и развивающее образование/ А.А. Леонтьев// Вопросы психологии. - 1998- № 5. С. 45
Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 2004. – 171с.
Овчарова, Ю. А. Роль творчества в жизни детей/ Ю.А. Овчарова // Изобразительное искусство в школе. – 2003 - № 3. – С.15
Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления у детей/ О.Е. Озерова . – М.: Феникс, 2005. – 27с.
Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей/ А.Э. Симановский. – Я.: Академия развития, 1996. – 134 с.
Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский, М.В. Кларин // Вопросы психологии. – 2004 - № 2. С. 114 – 123.
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. – 272 с.
Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. - М.: Сфера, 2005. – 128 с.
Казакова, Р. Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Р. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456с.
Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Я.: Академия развития, 1997. – 240 с.
Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет/ М.В. Межиева. – Я.: Академия развития, 2002. – С. 4 – 9, 14 – 20, 33 – 47.
Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 1999. – 512 с.
Демиденко, М.В. Педагогическая психология: Методики и тесты/ М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – С.: Бахрах, 2004. – 144 с.
Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. - М.: Наука, 2014.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография. - М., 2012.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 2012, №11.
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 2012.
Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 2012.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 2013.
Дружинин Н.В. Психология семьи. М., 2013.
Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка. / Пер. с англ. -М.: Аквариум, 2012.
Ермолаева - Томина Е.Б. Психология художественного творчества. Минск., 2012.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2011.
Зинченко В.П. Психологический словарь. М., 2012
Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014
Приложение
Методика определения креативности.
Цель: определить особенности развития творческого воображение у ребёнка дошкольного возраста.
Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш.
Опросные листы – половина листа А4, в центре – изображение фигуры:
Проведение: задание можно проводить с двумя детьми одновременно.
- Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).
- Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание.
Инструкция:
- «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать, и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того как ребёнок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа).
Оценка результатов:
Произвести оценку выполнения задания (по 3 – бальной шкале, каждый рисунок):
0 баллов - отказ, к фигуре ничего не дорисовано;
1 балл – создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен;
2 балла – образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры;
3 балла – создан сюжет, фигура является мелкой частью.
Затем производится общий подсчёт баллов по всем десяти заданиям, определяется уровень развития творческого воображения детей:
0 – 5 баллов – низкий уровень,
6 – 10 баллов – средний уровень,
более 11 баллов – высокий уровень.
Полученные данные оформляются, производится общая оценка уровней развития творческого воображения детей, формулируется вывод.
Методика «Эскизы»
Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию.
Материал: цветные карандаши, тестовый бланк – лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 Х 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см.
Инструкция:
«Добавь любые детали или линии к нарисованным кругам так, чтобы получились интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи. Круги можно заштриховывать, пририсовывать к ним любые детали. Задание нужно выполнять быстро. Начинаем и заканчиваем задание по сигналу».
Обработка результатов:
Беглость. Число адекватных задаче рисунков (но не количество неповторяющихся кругов!). Например, ребёнок нарисовал три яблока, использовав три круга – он получает один балл. Суммируется общий результат, затем проводится стандартизация по 5 – бальной шкале.
Оригинальность. Подсчитывается количество оригинальных рисунков. Оригинальным считается рисунок, не повторяющийся в данной группе.
Гибкость. Число изображённых категорий рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляет одну категорию.
Примерный перечень категорий:
1 – растения(деревья, травы, цветы);
2 – животные (звери, птицы, насекомые, рыбы);
3 – машины, механизмы;
4 – лица, люди;
5 – посуда;
6 – украшения (бусы, серьги, браслеты);
7 – игры, игрушки;
8 – природные явления;
9 – космические явления (ракета, спутник, космонавт);
10 – съедобные продукты;
11 – войны, конфликты (военная техника, солдаты, взрывы);
12 – географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна);
13 – знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы);
14 – предметы домашнего обихода;
15 – орнамент, узоры;
16 – спортивные снаряды;
17 – фантастические образы.
Разработанность. Количество существенных и дополняющих элементов и деталей. Оригинальные и существенные детали оцениваются тремя баллами. Баллы суммируются и стандартизируются по 5 – бальной шкале.
Степень отдалённости ассоциации от стимула. Фиксируются образы, противоположные по стимулу. Например, круг (стимул) «трансформируется» ребёнком в квадратный или зигзагообразный по форме образ. Степень преобразований оценивается в баллах – чем ближе и очевидней ассоциация, тем меньше балл. Стандартизация результатов осуществляется на основе экспертных оценок.
Эмоциональная экспрессия. Оценивается по количеству и качеству эмоциональной выразительности образов. Учитываются цвет, линии, эмоционально – выразительные детали и их сочетания.
Выход за пределы задания. Полезависимость и поленезависимость. Этот показатель проявляется в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур в единый образ в реализации скрытых возможностей, стимулов.
Художественно – эстетические компоненты. Этот показатель мы оценивать не будем, так как оценка осуществляется на основе экспертных оценок специалистов – искусствоведов. Предмет анализа – композиция, выразительные средства.
Упражнение «Три краски»
Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественного восприятия, воображения.
Материал: краски, бумага, кисточки.
Инструкция:
«Возьми, пожалуйста, три краски, которые больше всего подходят друг другу и заполни ими весь лист. На что похож твой рисунок? Придумай название своей картине».
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развитие творческого воображения, умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными знакомыми объектами, образами.
Материал: 10 карточек с чернильными пятнами различной конфигурации.
Инструкция:
«Посмотрите внимательно на эти чернильные пятна, на что они похожи?»
В результате, проведённого занятия можно выделить три типа ответа у детей, одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким – либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Важно научить детей выделять целое, часть из пятна.
Игра «Закорючка»
Цель: развивать способность быстро устанавливать связи между привычными предметами, тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить.
Материал: листы бумаги (формат А4), цветные карандаши.
Ход игры:
Первый игрок берёт лист бумаги, карандаш и рисует на своём листе произвольную небольшую закорючку. Затем, передаёт этот лист следующему игроку, задача которого состоит в следующем – дополнить закорючку так, чтобы получился какой – нибудь предмет, зверь и т. д. Далее этот игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д.
Игра «Графическая музыка»
Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.
Материал: музыкальное сопровождение, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход игры:
Ребёнку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.
Упражнение «Неоконченный рисунок».
Цель: тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить.
Материал: бумага, карандаши.
Ход: детям предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. п.). Их задача – из каждого такого кружочка (линии, квадратика, крестика и т.п.) изобразить, используя различные элементы, какие – либо образы. Повторяться нельзя.
Упражнение «Свободный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Инструкция:
«Попробуйте придумать и нарисовать что – нибудь необычное, такое, что нарисовать можете только вы».
Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие чувств на базе воображения.
Материал: две картинки с изображением двух совершенно одинаковых фигур волшебников.
Инструкция:
«Дорисуйте эти фигуры так, чтобы один волшебник превратился в доброго, а другой в злого волшебника».
Игра – конкурс «Натюрморт».
Цель: развитие образного мышления, представления, восприятия, воображение.
Предлагаемый конкурс – рисование. Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно художники рисуют натюрморт с натуры, но сейчас необходимо ребёнку создать свой натюрморт в воображении, а затем изобразить на бумаге. Тема для натюрморта задаётся всем детям одна и та же. Ориентировочные темы для натюрморта: «Бабочка на распустившемся цветке», «Яблоко на фарфоровом блюде», «Осенние листья на холодной земле» По окончании можно провести конкурс художественных работ или просто устроить выставку.
«Волшебные кляксы»
Занятие с использованием техники «Кляксография».
- способствовать развитию фантазии и воображения детей;
- обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с гуашью.
Альбомный лист, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, баночки с водой, трубочки.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и вливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Получаются кляксы. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
«Мир, который я вижу»
Занятие с использованием техники Монотипия.
- способствовать развитию творчества и воображения детей;
- развивать чувство цвета и формы.
Гуашь разных цветов, баночка с водой, толстая и тонкая кисть, несколько листов бумаги на каждого ребенка.
Ребенок наносит на лист белой бумаги разноцветные пятна и накрывает еще одним листом. А затем проглаживает ладошкой и снимает верхний лист. Получается замысловатый узор. Пятна можно наносить так же на половину листа, согнуть левую сторону к правой, а затем разогнуть. Недостающие детали дорисовываются.
«Цветные ниточки»
Занятие с использованием окрашенных нитей
- способствовать развитию фантазии и воображения детей;
- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности
Бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка.
Ребенок опускает в краску нитку, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
«В стране мыльных пузырей»
рисование мыльными пузырями
- продолжать развивать воображение детей;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.
Шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка.
В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо перемешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Прикладываем к пене лист бумаги. Полученные пятна дорисовываем до целостного образа.
«Фантастический силуэт»
Занятие по рисованию с использованием отпечатков ладошек
- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;
- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Гуашь разных цветов, тарелочки под краску, тряпочки, кисти.
Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. Или раскрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Рассмотреть полученный отпечаток, определить, на что похож. Кисточкой добавить необходимые детали.
52
Мажова Светлана Александровна