12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сипович Татьяна Викторовна46
Россия, Нижегородская обл., Бор
7

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ



В своей презентации я представляю опыт работы педагогической деятельности по теме: Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ.

В основе педагогической деятельности по данной теме лежат:

1. Научно-исследовательских условия, а именно анализ работ педагогов и психологов. Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Е. И. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и другие. Они полагали, что воображение влияет на усвоение новых знаний и выступает в роли творческого преобразования знаний, которые уже усвоил ребенок и способствуют его саморазвитию.

2. Методических условия, к которым относятся

  • Изучение и анализ нормативных документов: так в ФГОС ДО отмечается необходимость развития воображения и творческой активности.
  • Программно-методического обеспеченья

В программе «От рождения до школы» среди ожидаемых образовательных результатов стоит развитие творческого воображения ребенка.

В программе «Цветик-семицветик» одной из задач является развитие познавательных психических процессов.

3. Организационно-методические условия которые включают в себя

  • Участие в профессиональных конкурсах (Педагог-психолог-2020, сессия молодых ученых, и т.д)
  • Работа в РМО
  • Общение в сетевых сообществах

Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Цель педагогической деятельности: создание оптимальных условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством применения  ЭБРУ

Задачи:

  • Способствование развитию  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
  • Обучение овладению различными техническими навыками при работе с красками ЭБРУ
  • Создание развивающей  предметно-пространственной среды
  • Обеспечение эффективности взаимодействия с родителями

Ведущая педагогическая идея: Внедрение нетрадиционной техники рисования - ЭБРУ в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

 Работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования - ЭБРУ выстраивалась поэтапно.

Аналитический этап (1 этап)

    • Изучение научно-методической литературы по теме
    • Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) детей
    • Анкетирование родителей

Деятельностный этап          (2 этап)

    • Разработка и апробирование системы методических мероприятий с детьми
    • Создание РППС
    • Вовлечение родителей в образовательное пространство

Рефлексивный  этап (3 этап)

    • Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг)
    • Выявление эффективности работы с детьми и с их родителями
    • Обобщение опыта и результатов работы

На первом этапе было осуществлено

  • Изучение и отбор комплекса методических и дидактических пособий по направлению педагогической деятельности
  • Диагностика выявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методики: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
  • Анкетирование родителей по выявлению их компетентности и обеспечения условий развития творческого воображения детей в семье
  • Разработка перспективно-тематического плана образовательной деятельности

Образовательная деятельность проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

При организации работы по развитию творческого воображения детей мы учитывали общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображение.

  1. Накопление представлений через наблюдение и восприятие органами чувств (рассматривание, осязание предметов).
  2. Упражнение в способности четко представлять образы во всех деталях мысленно. 
  3. Поощрение умения выходить за рамки ограничений. 

На  занятиях создавались образовательные ситуации способствующие:

  1. Появлению интереса у детей к рисованию в нетрадиционной технике Эбру
  2. Вовлечению детей в практическую, исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с красками и водой (создание «волшебной воды»)
  3. Развитию креативности, инициативности, творчества при работе в разных техниках
  4. Свободе выбора художественных материалов и техник рисования
  5. Ознакомлению детей с азами живописи (рисование с натуры, по теме, по замыслу)
  6. Воспитанию у детей партнерских взаимоотношений в процессе коллективной творческой деятельности (работа в паре, создание совместных выставок, каллажей)

Дети активно включались в творческую деятельность по разработке и реализации свои замыслов. Воспитанники изготавливали новогодние игрушки, устраивали выставку, делали поделки, аппликации, создавали новые карточки для волчков. Отдельно хочется отметить решение перенести рисунки в технике эбру на деревянные изделия и ткань.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствовало возможности выбора детьми деятельности по интересам, проявления самостоятельности и инициативы, обеспечивала условия для самореализации.

Работу с родителями старались организовать, так чтобы они стали активными союзниками, партнерами, помощниками и полноправными участниками образовательного процесса. Для этого были использованы различные формы работы:

По психолого-педагогическому просвещению

    • Консультации родителей
    • Размещение  информации на персональном сайте
    • Оформление уголка педагога-психолога в группе
    • Проведение мастер-классов, тренингов

По вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс

    • Дни открытых дверей
    • Творческие выставки
    • Конкурсы детских работ

На рефлексивном этапе были проведена повторная диагностика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Результаты методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко позволили определить коэффициент оригинальность каждого ребенка и коэффициент оригинальности по группе. В результате мы получили уровень развития воображения и способности создавать оригинальные образы у каждого ребенка в частности. На начало педагогической деятельности коэффициент оригинальности по группе составил           . Большинство детей находились на низком уровне, которому характерны беспредметные изображения и примитивные, шаблонные рисунки.

В результате проведенной работы мы видим увеличение коэффициента оригинальности, он составил             . Если рассматривать каждого ребенка, то мы видим что все дети находятся не ниже среднего уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы. Все еще присутствуют повторяющиеся рисунки, однако они стали более оригинальные, детализированные.

Анализирую поделки, аппликации в группе, было отмечено инициативность детей при выборе материалов, яркость, красочность рисунков, нетривиальность и смелость в изображении деталей и т.д.

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Анкетирование родителей позволило выявить, что 100% родителей по итогам работы применяют нетрадиционные техники рисования дома, положительно отзываются об ЭБРУ, знают о необходимости развития творческого воображения и используют игры и упражнения для его развития, активно принимают участие в образовательной деятельности

На рефлексивном этапе было осуществлено обобщение опыта и результатов работы в виде мастер-класса с педагогами, открытого занятия, на котором осуществлялась демонстрация различных форм работы с детьми, а так же представлен отчет на педагогическом совете о результатах проделанной работы

К диапазону личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны можно отнести

  1. Обобщение практического опыта работы по данной теме;
  2. Разработку  системы методических мероприятий с  детьми старшего дошкольного возраста
  3. Проведение психопросветительской работы с родителями
  4. Создание картотеки игр и упражнений для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
  5. Организация выставок творческих работ детей, участие в конкурсах​​​​​​​

В результате использование нетрадиционной техники рисования ЭБРУ

  • Способствовало развитию  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
  • Способствовало овладению различными техническими навыками в работе с красками ЭБРУ
  • Позволило создать  развивающую  предметно-пространственную среду в группе
  • Позволило обеспечить эффективное взаимодействия с родителями воспитанников

Вопрос развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ был освещен на муниципальном конкурсе «Педагог-психолог 2020», а так же в печатных сборниках и интернет сообществах. Проведенная работа способствовала повышению творческого воображения детей, что подтверждается участием и наличием призовых мест в различных конкурсах детского творчества.

Опубликовано


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.04.21 в 15:05 1Ответить Пожаловаться
Не поняла заливки строк...
Кудашкина Светлана Михайловна, 24.10.21 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная техника рисования Эбру. Хорошая работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.