12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Усачева Марина Владимировна7
6

«Развитие творческой активности младших школьников средствами игры»

Усачёва М.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

г. Новосибирск

«Развитие творческой активности младших школьников средствами игры»

В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме творческой деятельности учащихся. Это весьма серьезная педагогическая проблема, от верного решения которой зависит не только развитие интересов, склонности учащихся, но и их активная позиция в жизни.

Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребенка к активной мыслительной работе.

Учащиеся могут изучать материал в том виде, в каком он сообщается учителем или излагается в учебнике, и пользоваться теми методами деятельности, которые им предлагаются, не внося в этот процесс ничего нового. Но они же могут шире и глубже проникать в суть предлагаемых им знаний, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными, методами решения поставленных вопросов.

Как показывают наблюдения и исследования педагогов и психологов, тот, кто учится без интереса, заучивает материал только к очередным занятиям без закрепления его на длительное хранение в памяти; заученное на короткий срок быстро забывает Усвоенное с интересом, запоминается легко и надолго. Интерес повышает интенсивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снижает утомление - все это приводит к повышению качества усваиваемых знаний, к их расширению и углублению, способствует развитию творческой активности младших школьников.

Под творчеством понимают деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. [ 2 ]

Под активностью понимают усиленную энергетическую деятельность, деятельное участие в чем-либо, инициативность. [ 2 ]

Но чтобы у учащихся постепенно формировались такие качества, как познавательная самостоятельность, активность, способность творчески решать те или иные задачи, необходимо включать их в такую деятельность, которая побуждала бы их к проявлению активности и самостоятельности самого высокого уровня. Каковы же уровни познавательной активности?

Первый уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Критерием этого уровня активности может служить стремление ученика понять изучаемое явление, которое проявляется на уроке в обращении к учителю с вопросом, в практической деятельности по выполнению заданий учителя, систематическом выполнении домашней работы. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащегося интереса к углублению знаний, проявляющиеся в отсутствии вопросов типа «почему?».

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно-иллюстративным методом обучения, что и обеспечивает, воспроизводящую активность ученика.

Второй уровень - интерпретирующая активность - характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Критерием оценки сформированности этого уровня активности является наличие у школьника стремления узнать у учителя или из другого источника причину возникновения явления, отражающегося в постановке вопросов типа «почему?», умение объяснить самому природу возникновения явлений, их взаимосвязь, умение применить знания в измененной ситуации, где образец нужно узнать и для этой цели необходимо самому провести предварительные преобразования с учебным материалом. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. На этом уровне активности ученик проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Сущность деятельности педагога, стремящегося развивать познавательную активность школьников на втором уровне, связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень - творческий уровень активности - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют
стремление применить знания в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Критерием оценки сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес ученика к теоретическому осмысливанию изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в
процессе познавательной и практической деятельности. Характерная особенность этого уровня активности - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новом явлением. Педагогическим средствами, позволяющими включить указанный механизм в действие, является организация исследовательской деятельности учащихся. Каждый последующий уровень интегрирует характеристики предшествующего с новыми, особенными, отличающимися от его предшествующего. На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико-синтетической деятельности, однако доза помощи учителя в ее совершенствовании от максимальной на первом уровне убывает до минимальной на третьем. Таким образом, активность в учении рассматривается не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

На уроке учитель создает определенные условия и использует систему средств, реализация которых обеспечивает активизацию учения, т.е. мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников.

От выбора средств активизации и условий обучения зависит уровень по звательной активности школьников.

Одним из средств развития творческой активности является игра.

Для современного образования игровая форма обучения важна прежде всего тем, что она может быть использована как эффективное средство активизации учебного процесса. Нет ничего проще и нет ничего сложнее процесса обучения, который с такой завидной легкостью протекает в игре. Проще, потому что каждый человек имеет изначальную способность к обучению, он может учить других, переучиваться, но когда речь заходит об эффективности и сроках обучения, становится ясно, что далеко не каждый урок или лекция могут сравниться с игрой, далеко не каждый метод или средство обучения могут просто и ясно научить человека много знать, понимать, мыслить и действовать в мире простых и сложных вещей.

Используются игровые моменты для активизации внимания при выполнении малоинтересных заданий. Например, очень трудно «сливать» слоги, т.е. два звука прочитать слитно. Это можно делать с помощью игры «Вдох-выдох». Вдох - посмотрим на гласную букву слога, сделаем ротик такой формы, какую требует произношение гласной, стоящей после согласной, узнаем этот слог - выдох, на выдохе прочитаем его. Это упражнение помогает научить детей читать слогами, избежать побуквенного чтения. Регулировка дыхания впоследствии помогает детям научиться читать выразительно.

На уроке к ребятам приходят необычные гости: «звуковички» с улиц звонких и глухих согласных, с переулков твердых и мягких согласных, а также ребята поют гласные звуки вместе с «хором гласных». Различные волшебные приключения в играх происходят вместе с «Волшебником ударения» и «Принцессой Интонацией». А сама карта этой волшебной страны прикреплена к классной доске и служит путеводителем по царству «Фонетики».

Игра также является творческой деятельностью, т.к. все «как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке которая создается воображением ребёнка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «взаправдашний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом. Храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя.

Игра даёт развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра даёт стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создаётся методом литературного моделирования.

Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других. Игра даёт возможность развивать свой мир, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Игра активизирует психические процессы деятельности ребенка и подростка (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, воля, речь, моторики).

Творческое начало представляет собой одно из существенных черт игровой деятельности младших школьников. Влияние игры на целостность личности обуславливает возможности повышения творческого подъёма в деятельности школьника, создавая условия для его всестороннего развития. Ученик вносит в игру не только фантазию, но и подчас ставит перед собой ряд сложных задач творческого характера, для решения которых ему требуются глубокие, прочные знания, дающие возможность научно обосновать факты, прийти к определённым самостоятельным выводам и суждениям.

Можно выделить три наиболее распространённых вида игровых действий:

- это игры дидактические;

- икры-упражнения;

- игры сюжетные.

Для каждого из этих видов определилось наличие специфических черт, отражающих своеобразие его задач. Одни игры развивают восприятие и мышление, другие - воображение и т.д.

К дидактическим играм относятся игры, которые входят непосредственно в состав урока и служат преимущественно углублению и закреплению урочного материала. Активность учащихся в этих играх выражается в устных сообщениях, рассказах, ответах, в их личных суждениях.

Дидактическая игра обладает свойством стимулирования развития восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. Эти игры способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании первоклассников. В игре удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Ребенок никогда не расстается с тем, что его огорчает, радует, что он любит, к чему стремится. Он идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс - иначе ни о какой творческой активности не может быть и речи.

Ребенок не будет заниматься тем, что ему неинтересно, а тем более творить – создавать нечто новое, неповторимое.

Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами - забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ - как путешествие, учиться первокласснику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения малыша. Вначале младшие школьники проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету как показывает опыт, самые маленькие школьники (первоклассники) в неигровых условиях обучаются с большим трудом. Игры-упражнения также проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше учебного времени. Игры-упражнения не включают ни реальных действий, ни рассказа о воображаемых действиях. Они направлены на совершенствование определённых познавательных способностей учащихся. Игры-упражнения развивают память, восприятие, внимание и т.д. К таким играм можно отнести разнообразные викторины, кроссворды, чайнворды, шарады, анаграммы и др.

Сюжетная игра отличается от дидактических игр и игр-упражнений тем, что действия инсценируются в условиях воображаемой ситуации. Этот вид игры активизирует все стороны психологической деятельности школьников.

Подобное разграничение игр не означает того, что в практике педагогической работы они обособлены: сюжетные игры часто сочетаются с дидактическими, игры-упражнения нередко включаются в игры дидактические и сюжетные. Использование каждого вида определяется особенностями учебного материала.

Все виды игр привлекают школьников тем, что они предоставляют им возможность испытать свои силы, творческие способности, расширяют их научный кругозор. Но все виды педагогических игр требуют квалифицированного руководства учителя.

Выбирая игру к занятию, нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения игр - иначе игру придется прерывать для объяснения и поправок, а это разрушает ее, а значит, и не развивает творческую активность.





Список использованной литературы:

Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет - М, 1985.

Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения - А.,

1985.

Бурмистова Л.В. Волшебная страна русского языка -Зеленоград, 2000.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте - М.,1989.

Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой - М., 1989.

Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического

мышления. /Новое педагогическое мышление. / пор, редакцией Петровского А.В.

7. Дипломная работа Усачёвой М.В. «Развитие творческой активности младших школьников средствами игр». АГУ-2001.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.