Развитие у детей от 1.5 до 3 лет целостного зрительского восприятия и формирование эталонов формы предметов

4
0
Материал опубликован 11 March 2021

КОНСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ

ЦЕЛОСТНОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

И ФОРМИРОВАНИЮ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

Я предлагаю вам 10 конспектов игр-занятий, которые могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя-дефектологи реабилитационных центров. Так же занятия адресованы не только родителям, которые хотят получить знания в сфере раннего развития здоровых малышей, но и родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

На этих занятиях:

учитывается параллельное ознакомление ребенка с теми эталонами, которые предусмотрены «Программой развития малыша от 1,5 до 3 лет»;

задачи формирования сенсорных эталонов усложняются от простого к сложному (различение – выделение по слову взрослого – называние эталона);

сенсорные задачи «маскируются» под динамичную, увлекательную игру, поддерживающую интерес ребенка и обеспечивающую успех обучения;

предметы, рекомендованные для игры, подбираются взрослым из ближайшего окружения малыша;

выдерживается временной возрастной норматив (5 – 10 минут).

Количество повторений каждого занятия индивидуально для каждого ребенка. Критерием перехода к следующему занятию послужит выполнение поставленных задач предыдущего занятия и наступление 3 уровня самостоятельности малыша в процессе игровой деятельности.

Уровни:

вы сами производите все игровые действия, а ребенок смотрит, слушает и запоминает;

ребенок выполняет некоторые игровые действия, завершение всей цепочки игровых действий – на вас;

ребенок самостоятельно «проигрывает» сюжет, вы лишь корректируете игровой процесс.

Может так случиться, что ваш малыш неадекватно реагирует на предложенные вами задания:

не желает сотрудничать с взрослым, советы и помощь отвергает,

условие задания не понимает,

безразлично относится к процессу деятельности,

не переходит к самостоятельному выполнению задания,

равнодушен к полученному результату,

надолго «застревает» на каком-либо этапе формирования сенсорного эталона.

Наличие нескольких из перечисленных пунктов может свидетельствовать о нарушениях в интеллектуальной и речевой сферах вашего малыша. В этом случае мы рекомендуем вам обратиться за разъяснениями к специалисту (учителю-дефектологу, логопеду, педагогу-психологу).

Во время проведения игровых занятий:

Не ожидайте слишком многого сразу. Будьте реалистами. Важен ведь сам факт достижения поставленной вами цели, а не время ее выполнения.

Прежде чем вы начнете игру с ребенком, установите с ним эмоционально-положительный контакт.

Для привлечения внимание ребенка не следует говорить: «Коля, подойди ко мне – мы будем заниматься». Не приглашайте малыша к участию в игре, не используйте предварительного объяснения. Ваша задача - развивать большую устойчивость деятельности ребенка за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, потому что именно эмоциональное состояние малыша имеет огромное значение для его психического развития. Поэтому не волевым усилием, а неожиданной радостью восприятия привлекайте внимание ребенка: например, издав звук, предложите прислушаться и найти в комнате того, кто мяукает, кукарекает, лает, пищит и т.п. или внесите красивую корзину, коробку, прикрытую платком, и заинтригуйте малыша ее содержимым.

Помните, что ваша роль состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играет не ребенок, а взрослый. Но это нормальное положение дела, потому что вдруг в какой-то момент малыш справится с поставленной задачей, самостоятельно выполнив всю цепочку игровых действий.

Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, откажитесь от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым. Говорите неторопливо, четко, немногословно (каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия). Наблюдая за игрой малыша, проявляйте интерес к его действиям, поощряйте их, радуйтесь даже минимальному успеху ребенка. Учитесь перестраиваться по ходу занятия в зависимости от самочувствия, настроения малыша в данный момент.

Разговаривая с ребенком, максимально сближайте слова и обозначаемые ими действия с предметами. Сначала одни и те же игрушки называйте заранее определенными одинаковыми словами. Например, игрушечную кошку называть «кисой», а не кисонькой в одном случае, а кошкой – в другом. Позже для сравнения однородных игрушек словами подчеркивайте их различие и сходство (зайчик большой и зайчик маленький).

Создавайте в процессе игры ситуации личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и игрушки. Например, при знакомстве с новой игрушкой обязательно «представьте» ей своего малыша: «Киса, это - Катя. Я люблю Катю. Катя хорошая. Киса, скажи: «Здравствуй, Катя!», а теперь Катя скажи: «Здравствуй, киса!»

Активно поддерживайте любые действия малыша относительно игрушки, что является одним из основных стимулов в овладении ребенком предметной деятельностью и в формировании у него познавательной активности. Например, если ребенок захочет взять игрушку в руки, погладить ее, сжать, произвести какие-то манипуляционные действия, не следует ограничивать его в этом, «обыграйте» эту ситуацию.

Постепенно включайте в игру с ребенком условные действия с отсутствующим предметом, подводите малыша к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой и т.п.) Хотя воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте малыши способны понять, как можно угостить куклу «понарошку», поднося к ее рту лишь пустую щепотку.

Побуждайте ребенка к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие. Малыш начнет обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях. Он может «кормить» не только то животное, которое «кормил» взрослый – он совершит это игровое действие по отношению ко всем игрушкам. При этом малыш в своей игровой активности может «покормить» стул, книжку и т.п.

Вы можете обратить игровые действия малыша не только на игрушки, но и адресовать их взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малышу очень понравится, когда мама попросит его покормить ее, уложить спать и т.п.

Благоприятное влияние на формирование у ребенка интереса к игре, принятие им воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи посадите собачку на стульчик рядом с малышом, которая будет «кушать» вместе с ним. Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т.п. организуйте участие игрушек в этих процессах.

Способствуйте развитию игры в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать. При этом малыш уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает игрушку одеялом, качает ее.

Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь» в квартире. Поселите игрушечных животных в домике-теремке, собрав его из строительного материала в присутствии ребенка, или постройте для каждого животного по домику. Важно, чтобы за игрушками закреплялись определенные места, и малыш легко находил их по памяти.


Вам предстоит долгий и кропотливый труд! И вы будете приятно удивлены, как сами того не замечая, не только сформируете у ребенка сенсорные эталоны и, тем самым, обеспечите его дальнейшее интеллектуальное развитие, но и научите своего малыша играть самостоятельно, высвободив время для ваших домашних дел.


Занятие 1. «ЧТО В КОРОБКАХ?»

t1615475386aa.pngt1615475386ab.pngt1615475386ac.png

Задачи:

Развивать у малыша положительное отношение к игрушкам, желание действовать с ними.

Учить ребенка сопоставлять предметы по форме, используя способ практического примеривания.

Упражнять малыша в умении узнавать знакомые предметы среди других.

Материал:

Салфетка для сюрприза, половичок, свернутый валиком, коробки разной формы с крышками, мелкие игрушки: паровозик, самолет, грузовичок. Домик от настольного театра, игрушки: петушок, кот, заводной утенок.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Обратите внимание ребенка на салфетку, лежащую на столе: «Давай посмотрим, что под салфеткой?»

Предложите ребенку убрать салфетку, под которой спрятаны три прозрачные коробочки, в каждой коробочке - по одной игрушке.

Откройте одну коробку и достаньте паровозик. Провезите паровозик по столу, приговаривая:

Паровоз тук – тук,

Паровоз друг – друг,

По утрам ребят

Возит в детский сад. Ту-ту-ту!

Предложите малышу поиграть с паровозиком, побуждайте ребенка к звукоподражаниям.

Снимите крышку со второй коробочки и предложите ребенку достать самолетик. Разведите руки малыша в стороны, имитируя полет самолета, приговаривайте:

Самолет летит,

Крылом блестит,

С высоты гудит: «у-у-у !»

Откройте третью коробку, пусть ребенок достанет грузовик, предложите ему покатать грузовик по столу:

Быстро едет грузовик,

Нам сигналит: «би – би – би!»

Попросите малыша громко «посигналить», поощрите его активность и правильное звукоподражание.

Как мы весело играли,

Но игрушечки устали.

Спрячь, Саша, их в коробки

И закрой все крышки ловко!

Попросите ребенка, подобрать к коробкам крышки соответствующей формы. Начинать следует с круглой коробочки и крышки, затем – взять квадратную, а позже – треугольную.

Предложите малышу помочь вам постелить половичок. Взяв за ручку, идите рядом с ребенком, показывая движения и приговаривая:

Ножки, наши ножки

Бежали по дорожке (бег на носочках).

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам (прыжки на 2 ножках).

Прибежали на лужок. Ой!

А здесь стоит домок!

Покажите ребенку домик. Спросите: «Кто, кто в этом домике живет?» Поставьте перед домиком игрушки, которые «прятались» в домике: Петушка, Кота, Утенка.

Дайте малышу возможность сделать выбор, спросив его: «С кем ты хочешь погулять по дорожке?»

Петушок в этом домике живет.

Петушок вместе с солнышком встает.

Сашеньку гулять зовет: «Ку-ка-ре-ку!»

Попросите показать, какой у Петушка красивый хвост!

Учите ребенка проявлять чувства к игрушке - предложите погладить Петушка по головке, по спинке.

Повторите движения прогулки по дорожке, закрепляя у ребенка звукоподражания.

Включите игрушку во взаимодействие с малышом. Пусть Кот попросит ребенка погулять по дорожке:

Здесь Кот живет усатый,

Лохматый, полосатый.

А глаза, как фонари.

Хвост пушистый, посмотри!

Дайте ребенку возможность погладить Котика, рассмотреть его полоски, хвост. Повторите прогулку по дорожке с Котом.

Погуляйте и с заводным Утенком, предварительно пообщавшись с ним:

До чего же он смешной

Мой Утенок заводной!

Он вразвалку ходит,

Важно клювом водит.

На тебя глядит:

«Кря–кря-кря!» кричит.

Варьируйте выбором игрушек, добавляя новые к уже знакомым.


Занятие 2. «ИГРУШКИ ДЛЯ МЫШКИ»

t1615475386ad.pngt1615475386ae.pngt1615475386af.pngt1615475386ag.png

Задачи:

Создавать эмоционально-положительный контакт с ребенком, вызывать у него желание к совместной с взрослым игре.

Учить малыша соотносить плоскостную геометрическую форму с объемной, пользуясь способом практического примеривания.

Упражнять ребенка в подборе одинаковых (парных) предметов по образцу, предложенному взрослым.

Материал:

Коробка с крышкой. В крышке прорези: круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная, которые вырезаются последовательно. Объемные геометрические фигуры: шар, куб, треугольная призма, параллелепипед, овоид (яйца из «киндер-сюрпризов»). Каждых фигур по пять штук, одного цвета, по размеру подходящие к прорезям. Заводная игрушка – мышка, два грузовика, четыре зайца (2 - одинаковых и 2 - разных), четыре медведя (2 - одинаковых и 2 - разных), три елочки.

Игровые действия взрослого и ребенка.

Поставьте перед ребенком коробку, в крышке которой сделана одна круглая прорезь.

Подражая животному голосом «Пи-пи-пи», спросите у малыша: «Кто так пищит?» Обратите внимание ребенка на мышку рядом с коробкой, побуждайте его к рассматриванию мышиных глазок-бусинок, хвостика, ушек.

Продлите заинтересованность малыша игрушкой, заведя ее ключиком и направив к коробочке с шариками и кубиками.

Вышла мышка погулять

И нашла игрушки. Хвать!

Лапкой шарик обхватила

Шарик к норке потащила.

Он «такой» же, как нора –

Упал шарик наш. Ура!

Покажите, как мышка «обхватила» шарик лапкой; как «поднесла» шарик к прорези; как «обвела» шарик пальчиком; затем, как «обвела» прорезь по контуру; как потом - протолкнула шарик в коробочку.

Попросите ребенка помочь мышке, выбирая из коробочки среди кубиков и шариков, только шарики.

Вырежьте квадратную прорезь в крышке коробки, предложите ребенку сортировать шарики и кубики в прорези, соответствующие форме объемных фигур.

Добавьте в крышке коробки треугольную прорезь. Дополните набор фигур треугольными призмами. Попросите ребенка спрятать в коробочке шарики, кубики, крыши.

Аналогично произведите действия с овальной и прямоугольной прорезями и соответствующими им объемными фигурами: кирпичиками и яйцами.

Обратите внимание малыша на два грузовика со зверушками: в одном сидит заяц, в другом - медведь. Дайте возможность ребенку рассмотреть машины и зверей, поздоровается с игрушками за лапки.

Провезите грузовик с зайцем, а ребенок пусть везет грузовик с медведем, имитируйте шум автомобиля: «ж-ж-ж-ж».

Вот грузовики к стулу подъезжают.

Здесь зайцы с мишками скучают.

Прокатиться захотели.

По «своим» машинам сели:

Зайцы к зайцам,

Мишки к мишкам.

Ну, поехали, детишки! Би-би-би!

Предложите ребенку подсадить к зайцу в грузовик, а к медведю – других медведей и зайцев, сидящих на стуле.

Занятие 3. «КУКЛА КАТЯ ЖДЕТ ГОСТЕЙ»

t1615475386ah.pngt1615475386ai.pngt1615475386aj.pngt1615475386ak.png

Задачи:

Поддерживать интерес ребенка к совместной игре с взрослым.

Закреплять у малыша умение соотносить плоскостную геометрическую форму с объемной, пользуясь способом практического примеривания.

Учить ребенка узнавать игрушку или предмет, изображенные в книжках, прикладывая их друг к другу.

Материал:

Торт из поролона (высота - не менее половины размера объемной фигуры) с прорезями двух геометрических фигур, повторяющихся три раза. Объемные фигуры (одинакового цвета), по размеру соответствующие прорезям. Варианты сочетания фигур: шар - куб, куб - треугольная призма, шар - яйцо, куб-кирпичик…. Четыре стульчика, игрушки: кукла, неваляшка, матрешка, Петрушка. Картинки с изображениями этих игрушек, фото ребенка.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Постучите в дверь, спросите: «Кто там?» Откройте дверь и «впустите» куклу.

Закрепите у ребенка повседневные жизненные ситуации- правила поведения: здороваться с входящими и прощаться с уходящими.

Пусть кукла познакомиться с малышом, и назовет свое имя: «Меня зовут Катя, а как тебя зовут?» Побудите ребенка назвать в ответ свое имя.

Обратите внимание малыша на красивое платье куклы, яркий бант в волосах.

У Катюши День рождения,

Ждет она друзей.

Испекла Катюша

Тортик для гостей.

Украшения слепила,

А вложить их позабыла.

Помоги скорей, дружочек,

Разложить их все на тортик.

Попросите ребенка помочь кукле украсить тортик.

После безошибочных действий с двумя прорезями, усложните задание: увеличьте количество прорезей до пяти, соответственно увеличив количество объемных геометрических фигур - до пяти.

Катенька гостей встречает,

Стульчики всем расставляет.

На них картиночки кладет-

Стульчик гость быстрей найдет.

На картинку посмотри-

«Такого» гостя посади.

Обратите внимание малыша на стук в дверь и приход гостей. «Тук-тук-тук!». Пусть ребенок поздоровается с ними (игрушки должны быть знакомы ребенку). Положите на стульчики картинки с изображением пришедших в гости игрушек. (На один стульчик положите фотографию ребенка).

Скажите малышу, что кукла Катя его приглашает за стол. Попросите ребенка помочь кукле правильно рассадить гостей – на тот стул, на котором лежит картинка с изображением гостя.

Побуждайте малыша овладевать игровыми действиями, отражающими знакомую жизненную ситуацию: покормить и гостей, и себя понарошку, приговаривая «ням – ням - ням».

Закрепите у ребенка привычку благодарить за угощение кивком головы (если ребенок не говорящий) или говорить «спасибо».

Занятие 4. «ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА»

t1615475386al.png

Задачи:

Поддерживать у малыша интерес к игре, желание выполнять инструкции взрослого.

Учить ребенка различать объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, знакомить малыша с их названием.

Упражнять ребенка в выборе парных картинок по образцу, предложенному взрослым. Развивать внимание, интерес ребенка к предметам, изображенным на картинках.

Материал:

Игрушка – Петрушка, ведерко с крышкой, объемные геометрические фигуры: шарики и кубики одного цвета и одинаковые по размеру. Парные картинки с изображением животных, знакомых малышу: кот, собака, лошадка.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Позвените бубенчиком на колпачке Петрушки, привлекая внимание ребенка к игрушке.

Я веселая игрушка

А зовут меня – Петрушка!

Побудите малыша приветствовать гостя, рассмотрите его колпачок. Позвените бубенчиком: «динь - динь».

Попросите ребенка повторить, как звенит бубенчик?

Петрушка нам принес ведро.

Ух! Тяжелое оно!

Вова крышку открывай

И на стол все высыпай!

Дайте малышу возможность произвести действие с ведерком самостоятельно. (При необходимости придерживайте ведерко над столом).

Обратите внимание ребенка на шарики – они катятся, а кубики не катятся.

Шарики все раскатились-

«Убежать» от нас хотят.

Кубики не укатились

Тихо на столе лежат.

Кубик к кубику приставим

А потом еще, еще…

И заборчик получился-

Не пустит шарик далеко.

Предложите ребенку прокатить шарики до заборчика, приговаривая: «шарик – катится, а кубик – не катится». (Учите малыша катать шарики, а не бросать).

Научите малыша строить башенки из трех кубиков одного размера; позже - из двух кубиков разного размера, (где большой кубик встанет внизу, а маленький – вверху); а затем - из трех кубиков разного размера с уменьшением размера вверх.

Пусть Петрушка попросит помочь ему собрать шарики и кубики в ведерко. Поощрите ребенка за помощь Петрушке.

Мы в игрушки поиграли

И в ведерко их собрали.

Скажите ребенку, что Петрушка «предлагает» поиграть с картинками. Разложите перед Петрушкой на столе три картинки изображением вверх. Перед ребенком – три картинки изображением вниз.

Разноцветные картинки

Показали свои спинки.

Ух - ты, спрятались от нас!

Мы отыщем их сейчас.

Переверните одну картинку, лежащую радом с ребенком, например: кота. Петрушка «встает» рядом с изображением кота, «зовет» другого кота: «мяу!»

Ты внимательно смотри

И «такую» же найди.

Как услышишь голосок-

Знай, спешит к тебе дружок!

Помогите малышу найти парную картинку, если он затрудняется. Поднесите картинку к ее паре и скажите: «На 1картинке - кот, на другой картинке – кот, картинки одинаковые».

Проиграйте по такому же принципу с остальными картинками, (откройте изображение собаки и найдите парную картинку, а затем, лошадки).

Закрепите у ребенка желание поблагодарить Петрушку за игру и попрощаться с ним.


Занятие 5. «КУРОЧКА С ЦЫПЛЯТАМИ»

t1615475386am.png

Задачи:

Формировать у ребенка активное подражание действиям взрослого, умение самостоятельно выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий.

Учить малыша подбирать форму вкладыша к соответствующей прорези способом зрительного соотнесения.

Развивать у ребенка целостное зрительное восприятие предмета, обращать внимание малыша на то, как выглядит предмет спереди, сбоку, сзади. Учить малыша узнавать знакомые предметы (которые стоят боком, передом, задом) в изображении на картинках.

Материал:

Игрушка-курица, корзина, три доски или пластины из поролона с вкладышами. На пластинах слева нарисован цыпленок, у которого «вынимается» туловище – большой круглый вкладыш, голова - круглый вкладыш поменьше. Справа на пластине расположен домик из двух частей - квадратный и треугольный вкладыши. Маленькие игрушки: кукла, домик, шкаф, слоник, лошадка, зайчик….

Игровые действия взрослого и ребенка:

Внесите игрушку – курочку в корзинке. Познакомьте ребенка с ней, Вспомните, как курочка квохчет: «ко – ко - ко». Не препятствуйте малышу, если он захотел взять курочку, погладить. Поощряйте у малыша активные звукоподражания.

Положите на столе перед ребенком пластины с вкладышами. Пусть ребенок рассмотрит их. Попросите малыша показать на пластине цыпленка, домик.

Из домика курочка

К цыплятам идет.

Стоит маме отвернуться -

Цыплята сразу разбегутся.

Достаньте из одной доски вкладыши, положите их перед ребенком.

Предложите малышу вынуть вкладыши из второй доски – цыплята «разбежались».

Она к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куд – куда? Вернитесь!»

Предложите малышу позвать цыплят в домики, вставить вкладыши соответствующей формы в прорези на доске.

Целый день мои цыплята

Два пушистых желтых брата

По дощечке клювом бьют,

Дружно зернышки клюют.

«Клю-клю-клю!»

Спросите у ребенка, как пищат цыплята? Поощрите у ребенка звукоподражания.

Вызовите положительные эмоции у малыша. Пусть курочка обратится к ребенку и поблагодарит за помощь. Побудите ребенка словами или кивком головы отвечать на благодарность.

Привлеките малыша к продолжению игры с курочкой. Пусть ребенок заглянет в корзинку к курочке и достанет из нее мелкие игрушки и картинки.

Поставьте игрушки перед малышом на столе в ряд: домик – окошками смотрит на ребенка, слоник стоит боком к ребенку, лошадка – повернулась к ребенку хвостиком. Обратить внимание ребенка на то, что игрушки любят покрутиться.

Разложите перед малышом три картинки одной из игрушек, на которых игрушка изображена с разных сторон: спереди, сбоку, сзади. Покажите ребенку, как искать нужную картинку. Поднесите одну из картинок к игрушке и спросите: «Так стоит домик?». Проведите аналогичный анализ других картинок.


Занятие 6. «ЗВЕРИ В ДОМИКАХ»

t1615475386an.pngt1615475386ao.png

Задачи:

Формировать устойчивость и целенаправленность действий ребенка с игрушками.

Учить малыша различать плоскостные геометрические фигуры, сортировать их, накладывая на образец.

Развивать у малыша целостное зрительное восприятие предмета. Дать ребенку представление о том, что отсутствие какой – либо части предмета приводит к нарушению его функций.

Материал:

Три домика из картона (в первом домике три окна круглой формы, во втором домике три окна квадратной формы, в третьем домике три окна треугольной формы). В проемах окон вклеены мордочки животных: в первом домике – котов, во втором – собак, в третьем – лягушек. Контуры накрыты соответствующей плоскостной геометрической фигурой.

Машина «скорой помощи» с такими же игрушками, но у собаки отсутствует ухо, у кота – лапа, у лягушки – глаз. Отсутствующие детали игрушек находятся в машине. На палочке прикреплено солнышко, а с другой стороны – тучка (как флажок).

Игровые действия взрослого с ребенком:

Покажите ребенку домики, обратите его внимание на окна.

В домиках есть окна двери.

И за каждой дверью - звери.

Коля, подходи скорей –

Посмотри-ка на зверей!

Привлеките внимание малыша, подняв над его головой флажок – солнышко.

Вышло солнышко гулять,

Всем зверям пора вставать.

Подставим солнышку ладошки!

Откроем в домиках окошки.

Побудите ребенка к активным действиям. Пусть малыш «откроет» окна самостоятельно, складывая плоскостные фигурки вперемешку рядом с домами.

Дайте возможность ребенку рассмотреть картинки. Спросите у него: «Кто это?».

Предложите малышу поздороваться с животными. Пусть животные в ответ на приветствие ответят звукоподражанием: «Мяу–мяу. Гав–гав. Ква–ква».

Покачайте солнышко над головой ребенка, пусть солнце обратится к малышу:

Протяни ко мне ладошки,

Я погрею их немножко!

Покажите ребенку, как надо высоко поднять ладошки к солнышку, покрутить ими, пошевелить пальчиками.

Поверните солнышко обратной стороной, чтобы малышу стала видна тучка.

Тучка вышла погулять –

Значит, дождика нам ждать.

Звери дождика боятся,

Окнам надо закрываться.

Предложите ребенку поскорее закрыть все окна в домиках. Пусть ребенок самостоятельно накладывает плоскостные геометрические фигуры на окна соответствующей формы. При сравнении образца с плоскостной фигурой, не забывайте подводить итог действию: «такая», «не такая» фигурка.

Привлеките внимание малыша сиреной «скорой помощи». Дайте ребенку время рассмотреть автомобиль и его пассажиров. Обратите внимание на необычный вид игрушек. Спросите у ребенка: «Что случилось с игрушками?»

Очень хочется узнать,

Как умеешь ты играть.

Ой, не слышит шум собака.

И не ходит кот без лапы.

Не увидит звезд лягушка.

Ах ты, бедная зверушка!

Как зверушкам дальше жить?

Надо всех их полечить!

Побудите ребенка к жалости, состраданию чужой боли, желание помочь. Пусть малыш погладит «больные» игрушки. Предложите малышу среди различных мелких деталей отыскать нужную часть тела каждому животному. Пусть звери поблагодарят ребенка и позовут его с ними поплясать. Включите музыку и попляшите вместе с малышом.


Занятие 7. «ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА»

t1615475386ap.pngt1615475386aq.pngt1615475386ar.pngt1615475386as.png

Задачи:

Формировать у ребенка устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение переносить знакомые способы действий в новую ситуацию.

Учить малыша соотносить по форме объемные и плоскостные фигуры (шар – круг…) путем прикладывания их друг к другу. Выделять форму по слову взрослого (возьми шарик, положи кубик, покажи крышу…).

Развивать у ребенка целостное зрительное восприятие предметов посредством конструирования построек из объемных геометрических фигур (сначала: совместные с взрослым действия, позже: использование образца – изображения предстоящей постройки).

Материал:

Игрушки: большой медведь, два маленьких медвежонка. Четыре неглубокие открытые коробочки, сцепленные в поезд (на бортике каждого вагончика приклеены плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Объемные фигуры: 3 шарика, 3 кубика, 4 крыши одинакового размера, 3 кирпичика: первые 2 - одинаковые по длине, третий - длиннее.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Обратите внимание малыша на приход большого медведя, который здоровается с ребенком, протягивая ему лапу. Пусть ребенок ответит на приветствие.

Попросите малыша помочь медведю построить горку. Обратите внимание ребенка на поезд, стоящий под стулом (в гараже), на геометрические фигуры, изображенные на вагончиках. Покажите малышу, как надо объемные геометрические фигуры подносить к вагончику, сравнивать с ее изображением, грузить в вагончик. (Если ребенок затрудняется, покажите ему, как, обводя пальчиком по контуру объемной и плоскостной фигур, вы определили их схожесть. Округлую форму надо обводить по часовой стрелке, возвращаясь к исходной точке. Угловатые фигуры надо обводить с остановками на углах и резким поворотом пальца на новое ребро). Предложить ребенку погрузить конструктор в вагончики и перевезти его к месту строительства. Побудите малыша к звукоподражанию: «тук-тук-тук».

Из двух крыш и кубика между ними, сконструируйте с ребенком горку.

Саша, кубик выгружай

И две крыши доставай.

Крыши по бокам положим.

Мы с тобою горку сложим.

Предложите ребенку поставить в ряд 3 шарика, нарисуйте фломастером на первом шарике глазки, улыбающийся ротик - получилась гусеница.

Шарики все выгружай

Их друг к другу приставляй

Хвостик голова животик,

Нарисуем глазки ротик.

Гусеница Саше улыбается –

Ей в гостях у Саши очень нравится!

Из 2 кубиков и 2 крыш постройте с малышом 2 домика.

Сделайте с малышом ворота из 3 кирпичиков.

Привлеките внимание ребенка на прибежавших 2 медвежат.

Медвежата прибежали

Все постройки увидали.

Хотят с Сашей поиграть,

На площадке побывать.

Предложите малышу провести медвежат через ворота, прокатиться с горки, полюбоваться на гусеницу, спрятаться за домиками.

Занятие 8. «ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА»


t1615475386at.pngt1615475386au.pngt1615475386ak.pngt1615475386av.pngt1615475386aw.png


Задачи:

Продолжать формировать у ребенка интерес к совместной игровой деятельности с взрослым, умение следовать игровому правилу.

Упражнять малыша в сортировке предметов по форме методом зрительного соотнесения; в назывании эталонов формы: круг, квадрат, треугольник.

Развивать у ребенка целостное зрительное восприятие предмета путем восстановления в предмете недостающих деталей.

Материал:

Игрушечный Дед Мороз с подарочным мешком, в котором лежат: предметы квадратной формы - 3 кубика одинаковой величины и будильник; круглой формы - мячик, яблоко и неваляшка; прямоугольной формы - кукольный шкафчик и автобус; овальной формы - яйцо из «киндер-сюрприза», лимон и еловая шишка; треугольной формы – пирамидка и морковка. «Салфеточки» - 5 геометрических фигур одинакового цвета и величины. Рисунки взрослого, изображающие: воздушный шарик без веревочки, будильник без стрелок, автобус без колеса, пирамидка без верхушки. Цветные фломастеры.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Организуйте приход Деда Мороза с большим красочным мешком.

Предложите малышу поздороваться с гостем.

Обратите внимание ребенка на мешок. Предоставьте малышу возможность достать из мешка игрушки. Сопровождайте их появление словами:

Вот милашка - Неваляшка

Звонко песенки поет.

Стрелочки на часиках

Крутятся – бегут.

А в мешке, наверное,

Еще подарки ждут.

Вот пирамидка цветная,

Какая она большая!

Из мешка ты кубики достанешь,

Их в большую башенку поставишь.

В автобусе шофер сидит,

На дорогу он глядит.

Из мешка мяч покатился,

А потом остановился.

Рубашечку и шорты

Повесит Саша в шкаф.

А яблоки и шишки

С одеждой не висят!

Не лежит яйцо там,

Морковка и лимон.

Про это Саша знает –

Ведь умный мальчик он!

Подведите малыша к разложенным на столе салфеткам разной формы. Предложите ему подарки от Деда Мороза разложить на салфеточки, соотнося по форме салфетки и предметы.

Обратите внимание ребенка на картинки, фломастеры.

На картинки посмотри –

Что случилось, подскажи?

Пусть малыш покажет вам на поломку в часах, а вы предложите ему устранить ее.

Если стрелки нарисуешь,

Часики покажут нам,

Когда спать, когда вставать,

Когда песни распевать.

После того, как ребенок обнаружил отсутствие ниточки на воздушном шарике, попросите его нарисовать ниточку.

Улетает шар воздушный –

Привязать его нам нужно.

Саша нитку нарисует –

Шарик в небо не отпустит.

Попросите малыша дорисовать верхушку у пирамидки.

Пирамидка не сложилась,

В ней верхушка отвалилась.

Пусть ребенок дорисует недостающие колеса к автобусу.

Людей автобус не повез –

Потому что без колес.

Автобусу колеса, Саша,

Надо нам нарисовать.

Он поедет по дорогам,

А не будет так стоять

Отряхнувшись от муки,

В печку сунули носы.

Стали черными, как сажа,

Не отмыть их с мылом даже.

Переверните котов черной стороной.

Коты любят молоко-

Очень белое оно.

Коты кушают и сало,

Сало тоже белым стало.

Хлеб котята не едят,

«Очень черный», - говорят.

Предложите малышу «покормить» сначала черных, а затем белых котов «салом» (бумажные белые квадраты) и «хлебом» (черные прямоугольники). Постоянно называйте цвет предметов.

Сообщите ребенку, что коты хотят покататься на машинках. Попросите малыша посадить в каждую машинку по коту и покатать их. Поощрите показ ребенком выражение кошачьей благодарности: «мяу-мяу-мяу».

Занятие 9. «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА»

t1615475386ax.pngt1615475386ay.pngt1615475386az.png

Задачи:

Совершенствовать умение ребенка выполнять игровые действия, формировать интерес к совместной игре с взрослым.

Закреплять у малыша названия плоскостных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, понимать значение прилагательных: квадратный, круглый, треугольный.

Учить ребенка складывать картинки, разрезанные по горизонтали и вертикали на 2 - 4 части, используя разные способы сопоставления с образом.

Материал:

Игрушечные насекомые: пчела, бабочка, стрекоза. Зеленая ткань – полянка, на которой обозначены кружочками четыре серединки цветочков. По 5 лепестков, одинаковых по размеру и цвету, но разных по форме (круглые, квадратные, треугольные, овальные). Разрезные предметные картинки и образцы к ним.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Познакомьте ребенка с насекомыми: рассмотрите их крылья, большие глаза. Обратите внимание на их размер и хрупкость крыльев. Побуждайте малыша к осторожному обращению с насекомыми.

Спросите у малыша: «Как жужжит пчела?». Стимулируйте ребенка к звукоподражаниям.

На лугу цветы растут.

Только, что случилось тут?

Долго бабочка летает

Тихо крыльями порхает.

Ищет бабочка цветок

Зря летает – не найдет!

Сильный ветер прилетал

Лепестки с цветов сорвал!

В серединку опустилась

И немного загрустила.

Вот лепестки. На них взгляни

Для бабочки – все круглые найди.

Предложите ребенку среди лепестков разной формы отыскать «круглые». Покажите малышу место расположения лепестков – вокруг серединки цветка, на которой сидит бабочка.

Побуждайте ребенка порадоваться вместе с бабочкой и станцевать ее танец. Покажите, как бабочка машет крыльями, как она кружится на месте.

Голубая стрекоза

Щурит хитрые глаза.

«Где любимый мой цветок,

В нем треугольный лепесток?

Стрекозе ты помоги –

Все треугольники найди.

Предложите малышу среди оставшихся лепестков выбрать лепестки треугольной формы.

Зажужжала тут пчела:

«Мед собирала я вчера.

Здесь рос цветок с квадратными

Лепестками сладкими.

Саша, пчелке помоги -

Все квадраты подбери».

Из оставшихся лепестков овальной формы, предложите малышу сложить цветок для своей мамы.

Зажужжала тут пчела,

В хоровод всех позвала!

Предложите ребенку повторить танец бабочки. Пока ребенок танцует, разложите на столе разрезанные пополам предметные картинки.

Обратите внимание малыша на картинки, лежащие на столе.

Кто так шутит над Иринкой?

Кто разрезал все картинки?

Я кусочки рассмотрю

И картинки соберу!

Дайте ребенку возможность рассмотреть сначала целую картинку: кто или что на ней нарисовано. Пусть ребенок покажет и назовет, детали рисунка.

Покажите малышу, как надо накладывать 1 половинку разрезанной картинки на образец. Предложите ребенку сделать то же со второй половинкой картинки. Объясните, какие детали изображения стали целыми, когда их сложили.

Предложите малышу образец следующей картинки и попросите собрать ее самостоятельно. Если ребенок усвоил способ наложения частей картинки на образец, предложите вариант более сложный – собрать картинку рядом с образцом. И самый сложный вариант, когда образец после его рассматривания убирается с поля зрения малыша, и ребенок составляет картинку по памяти.

По такому же принципу учите ребенка собирать картинки, разрезанные на три, а затем и на четыре части.


Занятие 10. «БЕЛКА С ОРЕШКАМИ»

t1615475386ba.png

Задачи:

Совершенствовать умение ребенка следовать игровому сюжету.

Формировать у малыша умение находить в окружающей среде предметы определенной геометрической формы по словесной инструкции взрослого. Поощрять называние ребенком эталонов формы: круг, квадрат, треугольник.

Развивать у ребенка целостное зрительное восприятие предмета, понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение частей.

Материал:

Игрушка-белка, корзиночка с орешками. Игрушки разной формы, заранее расставленные по комнате, находящиеся в поле зрения ребенка. Два набора картинок с предметными изображениями. Один набор картинок послужит образцом для выполнения задания. В другом наборе в каждой картинке вырезаны кусочки из целого изображения. «Дырявую» картинку следует наклеить на целый лист картона. Таким образом, из «дырок» получились ниши для вкладышей. Кусочки могут быть разной формы и размера. Их так же следует наклеить на картон. Они будут являться в игре – вкладышами.

Игровые действия взрослого и ребенка:

Познакомьте ребенка с игрушкой–белкой. Попросите малыша поприветствовать зверька. Пусть малыш внимательно рассмотрит ее пушистый хвост, ушки с кисточками. Не препятствуйте желанию ребенка погладить белку по спинке, потрогать ее лапки.

Обратите внимание малыша на тяжелую корзинку в лапках у белки.

Я из леса прибежала,

Принесла орехи вам.

Вот как много, посмотрите,

Но так просто не отдам!

У тебя игрушек много!

Разные они по форме:

Круглые все принесешь

И тогда орех возьмешь!

Попросите ребенка внимательно посмотреть по сторонам и найти для белочки круглые предметы.

Создайте ситуацию личностно–ориентированного взаимодействия белочки и ребенка. За правильный выбор игрушки пусть белка похвалит ребенка и угостит его орешком. Затем, пусть она попросит отыскать игрушки квадратной (треугольной, овальной, прямоугольной) формы.

На прощание белка дарит ребенку коробку с картинками. Пусть ребенок поблагодарит белочку.

Дайте возможность малышу самому открыть коробку и вытащить ее содержимое на стол.

Предложите ребенку взять целую картинку, а вы покажите ему такую же с «дырками» и кусочки-вкладыши.

Здесь мышонок побывал.

Такое ты видал?

Прогрыз он все картинки

И быстро убежал!

Плакать ты не станешь,

Кусочки в дырки вставишь!

Побуждайте ребенка к самостоятельному выполнению задания, лишь корректируя его действия при необходимости.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации