Развитие восприятия и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью сенсорного пособия «Волшебные бутылочки»
Развитие восприятия и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью сенсорного пособия «Волшебные бутылочки».
И сточником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Необходимо развивать у детей способность к наблюдению, зрительному и слуховому выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Для этого можно воспользоваться пособием «Волшебные бутылочки».
Такие «волшебные» - сенсорные бутылочки очень нравятся детям. Они шуршат, гремят, переливаются, блестят и тарахтят. Все зависит от того, чем вы их наполните. Такие волшебные бутылочки способны увлечь как кроху грудничка, так и старшего дошкольника, который тянется ко всяческим экспериментам.
В изготовлении сенсорной бутылочки нет конкретных правил, и ее наполнение зависит от фантазии взрослого и фантазии и желания ребенка, если он уже достаточно большой, чтобы в этом участвовать. Участие ребенка в создании такого пособия, способствует и развитию воображения и мелкой моторики.
Цели использования пособия «Волшебные бутылочки»:
Развитие восприятия и наблюдательности у детей;
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивать зрительную и слуховую реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину, звук, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Для «Волшебных бутылочек» понадобятся:
небольшие пластиковые бутылочки с крышками;
сухой наполнитель;
вода/масло/шампунь/жидкость для мытья посуды.
Крышку следует хорошо закрутить и приклеить ее горячим клеем, особенно если эта бутылочка с жидкостью.
Разновидности «Волшебных бутылочек».
Шумные сенсорные бутылочки:
макароны, горох, фасоль, камушки, рис и т.д.;
разноцветная соль, мука, крупа.
Бутылочки с жидкостью:
гель для душа или жидкое мыло + любой сухой наполнитель;
вода + шампунь – можно любоваться пузырьками;
растительное масло + вода + краситель + любой наполнитель;
вода + шампунь + блестящие бусины – используем для релаксации, наблюдая как красивые бусины поднимаются и опускаются в бутылке, если ее переворачивать.
Бутылочки с секретом:
в наполнитель, например, рис, спрятать мелкие предметы, например игрушки.
Тематические бутылочки:
такие бутылочки можно наполнить засушенными цветами, листьями, красивыми камушками и т.д.;
можно сделать сезонные бутылочки, наполнив их соответствующим природным материалом;
бутылочки могут быть посвящены какой-нибудь теме, например, морской, осенней и др.
Литература:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.: ил. – (Вместе учимся, играем) . – ISBN 5-7797-0031-1.
Киреева З.А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник Курганского государственного университета. – 2014. – №3 (34). – С. 2-4
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина, 2004. — 68 с.