Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через дидактические игры по экологии
из опыта работы
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через дидактические игры по экологии»
Подготовила: Рыбакова О.В.
Воспитатель 1 категории
МАДОУ №101 СП 2
Введение
Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Экологическое воспитание и образование – новое направление в дошкольной педагогике.
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе, развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить денежную любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Я работаю с детьми, начиная со младшей группы до выпуска в школу. Еще во второй младшей группе обратила внимание на то, что у детей не достаточно хорошо формируются экологические представления. Наш детский сад работает по программе
Н.А.Рыжовой «Наш дом природа».
На начальном этапе было проведено диагностическое исследование, с целью проверки сформированности экологических знаний и умений у детей.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой не приводит к достаточному формированию знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира. Дошкольникам трудно устанавливать связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
На основании обработки и анализа результатов исследования целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Объект исследования: экологические знания и умения дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования экологических знаний и умений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и формирование экологически правильного отношения к природным объектам и явлениям.
Тезис: в результате проведения дидактических игр по экологии формирование экологических знаний будет развиваться более эффективно.
Цель опыта. 1) Изучить влияние дидактической игры на эффективность экологического воспитания дошкольников, обеспечения детей знаниями, . ценностными ориентирами необходимыми для воспитания экологической культуры, привития природоохранных навыков.
2) Поделиться опытом использования возможности дидактической игры, как эффективного средства формирования экологической культуры. .
Задачи:
1) Формирование основ экологического миропонимания;
2) Расширение и углубление представлений дошкольников о
природе;
3) Развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях);
4) Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности;
5) Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой.
2. Практическая часть
2.1. Формирование экологических знаний и умений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Я работаю с детьми по программе экологического воспитания «Наш дом - природа» Н. А.Рыжовой. В своей работе использую все многообразие средств экологического воспитания: подвижные, сюжетно-ролевые й дидактические игры. Провожу с детьми целевые прогулки, экспериментальные опыты, экологические праздники, экскурсии, праздники с участием родителей. В группе созданы все необходимые условия, в том числе экологический центр, картотека игр и опытов, картотека стихов, загадок о природных явлениях, народных примет в соответствии с возрастом детей; аквариум, дидактические пособия и развивающие игры, макеты, корзинка времен года, созданы различные коллекции. Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программы задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю дидактические игры.
Для решения задач экологического образования дошкольников, формирования экологической культуры детей и развитию экологических представлений мною подобраны дидактические игры. Это игры на формирование экологических представлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях природы. В области ознакомления с растениями использую дидактические игры разработанные В. А. Дрязгуновой; ознакомлению с животным миром - экологические игры Л.П. Молодовой, а также других авторов Е.М. Удальцовой, А.К. Бондаренко.
Также использую игры, различные по характеру используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Предметные игры - это игры как с игрушками, так и с реальными предметами, например, различными природными материалами (листьями, семенами, шишками, веточками, ракушками). Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, одновременно прикасаются к природе, учатся беречь ее.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организую игры «Две корзины», где дети сортируют фрукты и овощи, листья и плоды; «Узнай и назови» с постепенным усложнением: сначала узнавание предметов по внешнему виду, потом на ощупь, на вкус. Во время дидактических игр с растениями «Найди такое же», «Узнай и назови», «Опиши, мы отгадаем», «Что изменилось?», «Найди растение по описанию», «Где спряталась матрешка?», «Чего не стало?».
Для ознакомления с миром животных использую настольные игры: «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Найди домик для животного», «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Разрезные картинки», складные кубики. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о животных («Зоологическое лото»), растениях («Ботаническое лото»), приобретение более точных знаний о местах обитания.
Словесные дидактические игры развивают мышление, внимание, сообразительность, связную речь. Дети описывают объекты, выделяют характерные признаки, отгадывают загадки. А потом предлагаю детям придумать загадки. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».
Для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе использую экологические знаки, правила поведения в природе. Для развития эстетического эмоционального восприятия природы игры провожу в естественной природной среде: «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Найди листок», «Такой листок лети ко мне», «Найди пару», «Найди дерево по описанию», «Найди свой дом», «Найди в букете такой же листок». При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие, возрастает желание узнать больше нового.
С помощью литературных персонажей активизирую познавательную деятельность детей. Незнайка и Карлсон попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь детей. Провела праздник «Путешествие в Простоквашино», где дети помогали убирать урожай Матроскину и Шарику. Дети отвечали на вопросы кукол с удовольствием и азартом. Мои воспитанники участвовали в инсценировке экологических сказок «Муравьишка ищет секретики здоровья», «У Танюшки в саду», «Сказка про непослушного огурчика», «Под грибом».
Большую группу игр с правилами составляют подвижно-дидактические игры. Они удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой - все это благотворно влияет на его самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего развития ребенка. Например, обращая внимание на стайки воробьев, подчеркивала, птички пугливы, близко не подпускают. А потом в игре «Воробушки и автомобиль» дети сами воспроизводили осторожное поведение птиц.
Детям нравятся игры-импровизации. Дети изображают лесных зверей, насекомых, растительность (дерево, цветок).
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому не маловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаю информацию в уголке для родителей («Ядовитые растения», «Птицы - наши друзья».; «Поиграем вместе», «Лекарственные растения»). Провожу индивидуальные беседы, консультации. Повышает уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, организация совместных праздников, выставок поделок и рисунков, природоохранительные акции «Берегите елку», «Одеяло для деревьев», «Покормите птиц зимой». Вместе с детьми развешиваем на деревьях, сделанные ими домики и кормушки для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют заботу о природе, приучая к этому и детей. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Заключение
Исследование показало, что вся эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствует воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры
поведения в окружающей природной среде. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности дошкольников,
Исследование знаний, умений и навыков детей по разделу «экологическое воспитание» проводилось в начале учебного года и в конце года с детьми средней группы в составе 20 человек. На начало учебного года высокий уровень составил 35%, средний уровень 65%. На конец учебного года высокий уровень составил 70%, средний уровень 30%. Мониторинг выявил значительные улучшения показателей уровня знаний детей по экологическому воспитанию. Высокий уровень увеличился на 35% по сравнению с началом учебного года, средний уровень к концу года понизился на 30%.
□ высокий уровень
□ средний уровень
Результаты диагностики по экологическому воспитанию, позволили сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр, способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у детей нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Из этого следует, что внедрение в педагогическую практику рекомендаций, вытекающих из опыта, должно привести к более эффективному формированию экологических знаний и навыков экологической культуры детей.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующие рекомендации педагогам и родителям.
Рекомендации педагогам по формированию экологической культуры детей:
• Включать в образовательные ситуации и в самостоятельную деятельность детей дидактические игры по экологии.
• Организовывать предметно-развивающую среду в групповом ' пространстве.
• Расширять запас знаний об окружающем мире.
• В игровой деятельности использовать различные настольно-печатные игры.
Рекомендации родителям по формированию экологической культуры детей:
• Расширять уровень знаний об окружающем мире, читать детям научно-популярную литературу.
• Придумывать и отгадывать загадки.
• Обращать внимание на красоту родной природы, способствовать бережному отношению к ней.
• Беседовать с ребенком об окружающем мире. Выявлять причинно-следственные связи в природе и жизни людей.
• Обеспечить ребенка различными настольно-печатными играми по экологии.