Коллаж - как средство развития творческих способностей и познавательного интереса детей дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 с. Корткерос»
"Коллаж - как средство развития творческих способностей и познавательного интереса детей дошкольного возраста"
( из опыта работы)
Автор:Воспитатель: Филиппова Светлана Ивановна, высшая квалификационная категория.
Ребенок дошкольного возраста – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и нам педагогам важно не дать этому стремлению угаснуть, а создавать условия для его дальнейшего развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Я думаю, что большинство педагогов, используют технику коллаж в своей работе.
Итак, вначале разберемся, что такое коллаж?
Коллаж (от фр. coller — что в переводе на русский приклеенная бумага) — это создание композиции из разнородных элементов. Коллажем может стать композиция из предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре, аппликация из тканей, бумаги разной фактуры или мозаика из цифровых фотографий .Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Богатый простор для фантазии и творчества.
Данная техника позволяет создавать настоящие произведения искусства, которые могут стать подарком, украшением интерьера, обучающим плакатом и т.д. Проще говоря, это небольшая уникальная картинка, собранная из нескольких разных.
Существует две техники создания коллажей. Первый способ – это не совсем современный, но полностью не ограничивающий вас в фантазии. Для него вам понадобится лист бумаги, ножницы, клей и много разного материала, который и будет составлять вашу композицию.
А, что же такое творчество?
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
( коллаж — это новая картинка).
Познавательный интерес — это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию.
Познавательная активность является главным качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит практическим путём и проходит через его эмоции. Его все привлекает, он проявляет интерес к окружающему. В процессе всех видов продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное - создавая изображение, или какой-либо другой продукт, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает художественными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Главной целью всего образовательного процесса и моей педагогической деятельности – это создание условий для развития качеств личности, способностей ребенка, учитывая индивидуальность каждого ребенка. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, я считаю использование в своей работе нетрадиционной техники «коллаж».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит практическим путём и проходит через его эмоции. Его все привлекает, он проявляет интерес к окружающему. Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, я считаю использование в своей работе нетрадиционной техники «коллаж».
Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого.
Для меня создание коллажа – это конечно же творчество. Для детей – это важное дело, игра, в результате которого они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, активность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
В любой технологии существует алгоритм действий.
Алгоритм действий при создании коллажа:( все зависит от тематики).
Главное – определить тему будущего коллажа.
(в процессе создания проблемной ситуации, вопросы детей, темы, волнующие детей).
Цель создания коллажа?(для чего)
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, сказочные образы, эффект неожиданности, и, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Тема выбрана, можно браться за работу
Тщательно готовим фон композиции.
Подбираем и готовим предметы и картинки, которые соответствуют выбранной теме. (рисуем, раскрашиваем, вырезываем, лепим, конструируем, фотографируем и т.д.) Поделки выполняются из различного материала, в соответствии с выбранной темой.
Затем необходимо все подобранные предметы разместить на фоне, составляя из них композицию. Приклеиваем или прикрепляем предметы к фону.
Дорабатываем композицию художественно.
Техника коллаж предполагает наличие различные виды материалов, отличающие по фактуре, цвету. Для изготовления коллажей использую различные виды материалов: природный и бросовый материал, бусинки, салфетки, ленточки, фотографии, картинки, раскраски, пластилин, нитки, различные виды бумаги.
У нас с детьми выработался свой алгоритм действий.
В работе над коллажем использую сочетание наглядного, словесного и практического метода объяснения.
Цель использования техники «коллаж».
Создание условий для реализации творческих способностей и познавательного интереса детей в коллективной деятельности.
Задачи:
1. Создавать в группе благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребёнка и знакомство детей различными техниками
2. Развивать способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; к изготовлению коллажей, самостоятельно определять замысел, сочетая разнообразный материал, эстетическое восприятие мира, природы, воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, глазомер, мелкой моторики рук, пальцев, умения владеть инструментами и материалами;
5.Расширять кругозор детей, расширять словарный запас детей, речь.
- работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Технику «коллаж» использую в различных видах детской деятельности:
При проведении ООД.
«Цветочная полянка»
При подготовке к различным мероприятиям.
«Мы голосуем за мир»
Оформление поздравительных газет к различным праздникам.
«Символы России»
В работе над проектами.
«Как пчелы делают мед»
изготовление наглядного материала, обогащение развивающей среды .
«Времена года»
Использование техники коллажа прекрасно подходит для занятий с детьми, в работе над проектами. Поскольку это не только творчество, но и своего рода игра. Методика изготовления коллажа позволяет постоянно поддерживать у детей интерес к творчеству, развивает фантазию, позволяет научить ребят использовать различные средства для воплощения собственных идей в творческой деятельности. Также она позволяет детям планировать свою деятельность. Помимо эстетической и развлекательной цели создания коллажа, есть много и других полезных факторов. В процессе коллективного творчества развиваются фантазия, мелкая моторика рук, внимание, усидчивость, умение работать сообща, умение планировать свою деятельность, осуществляется свобода выбора материалов и средств выразительности. В процессе работы над «коллажем» мои воспитанники общаются, договариваются, учатся планировать, вносят свои предложения и т.д. Не секрет, что дети очень любят свои «произведения творчества». Коллективные работы получаются красивыми, яркими познавательными и доставляют детям много позитивных эмоций. На вопрос «Кто это сделал?», слышу гордый ответ «Мы».
В процессе работы над «коллажем» ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное - создавая изображение, или какой-либо другой продукт, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает художественными навыками, умениями, учится осознанно их использовать. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В настоящее время в группе у меня нет ни одного ребенка равнодушного к творческой деятельности, они хотят рисовать, лепить ,творить, у них развивается мелкая мускулатура рук, они сами решают куда разместят свое «произведение искусства».
Таким образом, можно сделать вывод, что, значение совместной деятельности педагога с детьми над коллажем имеет большое значение для развития и воспитания дошкольников. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Используя в своей работе нетрадиционные техники коллажа, я усиливаю интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. У дошкольников расширяется кругозор, происходит формирование целостной картины мира, осуществляется обогащение развивающей среды.
Очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Необходимо затронуть сердце ребенка. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
- Дерзайте, творите!
Интернет -ресурсы:
https://mimigram.ru/blog/chto-takoe-kollaj-i-kak-ego-sdelat/
https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput125.htm
Кияйкина Наталья Федоровна
Филиппова Светлана Ивановна