Развитие детей дошкольного возраста методом сенсорного воспитания

0
0
Материал опубликован 31 January 2022

Сушко Анна Владимировна

инструктор-методист

Спортивная школа единоборств «ЭРЭЛ»,

г. Нерюнгри, РФ


Развитие детей дошкольного возраста методом сенсорного воспитания


Аннотация: В первый год жизни ребенка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В будущем богатейшие возможности для сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная и изобразительная. Каждое из этих видов деятельности имеет свою собственную сенсорную основу. Улучшение любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Эта зависимость особенно ярко проявляется в художественной деятельности, требующей преимущественного развития определенных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, дети, сад, дошкольники, развитие, методы, дидактические игры.

Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» – «чувство», «ощущение») - это развитие и совершенствование развития ощущений, восприятий и представлений у дошкольников. Эти процессы являются первым этапом сенсорного познания мира, на их основе формируется сенсорное познание мира и дальнейшее психическое образование, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей чрезвычайно важно. Решение этой проблемы позволит ребенку успешно выполнять психологическую деятельность в будущем [1. с. 216].

Основой сенсорного воспитания является совершенствование его знаний и умений относительно внешних свойств и измерений предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и размеры, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивает музыкальный слух.

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению традиционных сенсорных стандартов. Эталонами являются цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер и ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать один из двух предметов, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, а также решает простые логические задачи для дошкольников этого возраста [1. с. 218].

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли и другие), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Помимо знания установленных стандартов, ребенок должен понимать принцип своей работы. Дети раннего дошкольного возраста делают это в основном на ощупь: их действия показательны, они долго изучают предметы, прежде чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы восприятия и восприятия окружающего мира. Изучая предметы через игру (конструирование, рисование), ребенок начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым и обонятельным контактом.

Еще одним показателем того, что сенсорная система ребенка развивается на должном уровне, является речь. К 5-7 годам у ребенка должен быть словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, с которыми он еще не встречался, придавать им свойства, придумывать скрытые детали [2. с. 83].

На основании всего выше сказанного были выделены следующие методы сенсорного воспитания:

Обследование. Это начальный уровень сенсорного образования, он начинается еще тогда, когда ребенок берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запомнить основные сенсорные стандарты. И если до наступления дошкольного возраста дети просто манипулируют предметами, то к дошкольному возрасту они начинают производить реальное изучение предметов, тщательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры и их содержание.

Основу диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей составили методики: «Группировка игрушек» Л. А. Венгера и «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» Е. А. Стребелевой, Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Башаева Г. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук», Бейлина А. «Игры и игровые средства», Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» и другие.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем у ребенка был личный опыт. Каждый предмет строго индивидуален, но правила проведения опроса, методика, в целом, схожи:

изучение общего, целостного вида предмета;

разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);

изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);

изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Дидактические игры. Они станут помощником в рациональном использовании игрушек. Это тренинги, проводимые в форме игр, которые позволяют развивать логические навыки вашего ребенка, развивать моторику и аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в игровой форме, усваивают сенсорные стандарты, развивают мелкую моторику, логические навыки и аналитические способности. Существует множество дидактических игр, но их можно разделить на зоны влияния:

для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов «Волшебная корзинка», «Как узнать, что наступила осень», «Что есть у игрушки» и другие);

для развития слуха («Угадай по голосу», «Где гремит?», «Что звучит?» и другие);

для развития вкуса («Угадай по вкусу», «Фрукт или овощ?», «Что приготовил повар на обед?» и другие);

для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы, мозаики, пирамидки, матрешка и многие другие).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Творческая деятельность. (Пластилинография, аппликация из ткани и салфеток, рисование пальчиками и ладошкой, оригами и многое другое).

Развитие сенсорного образования через творчество - отличная техника для изучения предметов и привития ребенку чувства красоты с раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять окончательный вариант.

Для того чтобы творческий процесс был продуктивным, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, спросите своего ребенка, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством [3. с. 31-35].

Из всего выше сказанного, можно прийти к выводу что, для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

обследование предметов;

дидактические игры;

занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е. Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии«Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н. Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Список литературы

Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009. - 160 с.

Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М. — М. : Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С. 31-35

Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. — М. : Просвещение, 2005. – С. 121-135.

Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М. : Дрофа, 2006. — 176 с. — (Дошкольник. Психология).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.