Статья «Зрительная гимнастика как средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения»
Шадрина И.Б.
Учитель-дефектолог
МАОУ «Начальная школа – детский сад №152 для слабовидящих обучающихся»
г. Пермь
ibshadrina.perm@yandex.ru
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В статье освещен опыт работы по использованию зрительной гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного (коррекционного) ОУ; описаны виды зрительных гимнастик, раскрыты принципы и условия их проведения.
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, охранительный режим, зрительная гимнастика, сохранение и нормализация зрения, профилактика зрительных нарушений.
Наше ОУ посещают дети с нарушениями зрения: дети с пониженным зрением (с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%)); слабовидящие дети (с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%)) и слепые дети (с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%)). Необходимым условием работы с данным контингентом детей является соблюдение охранительного режима зрения на протяжении всего времени пребывания ребёнка в учреждении.
Педагоги, работающие с детьми владеют информацией о состоянии зрения и здоровья каждого воспитанника, знают особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Воспитатели следят за тем, чтобы дети носили очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми; определяют место для каждого воспитанника на подгрупповых и фронтальных занятиях также согласно рекомендациям офтальмолога.
Строго выполняются требования к освещению рабочего места каждого ребёнка. Пособия подбираются с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям разрешается во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения. Для слабовидящих и слепых детей готовится индивидуальная наглядность. Физминутка является обязательной частью любого занятия.
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность работы зрительного анализатора строго регламентируется, согласно рекомендациям Л.И. Григорян и Т.П. Кащенко. Педагоги следят за посадкой детей за столы на занятиях: при светобоязни ребёнка садят так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают места впереди. При сходящемся косоглазии ребёнку определяют место в центре. При амблиопии ребёнка сажают лучше видящим глазом к центру или к педагогу. Посадку детей с окклюдерами педагоги производят с учётом попеременной окклюзии (если окклюзия справа, то садят ребёнка слева; если окклюзия слева, то ребёнка садят справа).
Программа для специальных (коррекционных) учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной (раздел «Коррекционная работа») рекомендует проводить с детьми упражнения для глаз, направленные на: преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствование центрального и периферического зрения.
Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах. Зрительная гимнастика – это средство коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушениями зрения.
В нашем ОУ зрительная гимнастика проводится в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут. В течение дня зрительная гимнастика проводится до 6 раз во всех возрастных группах. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях со зрительным напряжением на 10-11й минуте в течение 2-3 минут; на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут. В случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й минуте занятия – упражнения для глаз.
Принципы организации зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения: индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья органа зрения каждого ребёнка; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений; сочетание с двигательной активностью; развитие интереса у детей к этому виду упражнений.
Условия проведения зрительной гимнастики:
- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
-соблюдение длительности и частоты проведения зрительной гимнастики (2-3 минут в младшей и средней группе; 4-5 минут в старших группах; упражнения проводятся до 6 раз в день в каждой возрастной группе).
- выбор зрительных упражнений для занятий определяется: характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
- возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.
В своей работе мы используем разные виды зрительной гимнастики: с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными , настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики. Основные виды офтальмологических упражнений: вертикали, горизонтали, диагонали, расслабление, тёмное расслабление, удивление, моргание, вращение.
Подробнее хочется сказать об упражнениях с сигнальными метками. В различных участках групповой комнаты фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка, доски). Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в 1-2 недели сюжеты заменятся на новые в соответствии с лексической темой .
Электронная гимнастика для глаз - это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Она способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной гимнастики для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.
Зрительную гимнастику с детьми с нарушениями зрения проводят все педагоги: воспитатели, учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Комплексы упражнений для зрительной гимнастики рекомендует врач-офтальмолог. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) подбирает оптимальный для данного комплекса упражнений вид зрительной гимнастики, разучивает её с детьми и рекомендует для проведения всем педагогам и родителям. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) учит педагогов и родителей правильно проводить зрительную гимнастику с детьми. Один комплекс зрительной гимнастики проводится 1-2 недели. Чаще всего тема зрительной гимнастики соответствует лексической теме недели.
Таким образом, зрительная гимнастика в нашем ОУ является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и эффективным средством сохранения и нормализации зрения, а также предупреждения прогрессирования нарушений зрения.
Наш опыт работы может быть полезен общеобразовательным и инклюзивным детским садам, так как зрительная гимнастика является мощным средством профилактики зрительных нарушений.
Библиографический список
1. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997
2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.
3. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс. 2002
Шадрина И.Б., 2018