Доклад «Развитие творческого воображение младшего школьника в урочной деятельности»
«Развитие творческого воображение младшего
школьника в урочной деятельности»
Чечура Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
«Почти во всех делах самое трудное – начало».
Жан Жак Руссо
Трудно не согласиться с этим выражением. Начальная школа закладывает в детях начало всего: все что представляет человек из себя во взрослой жизни, было заложено в начальной школе. Поэтому современное общество большое внимание уделяет развитию всех способностей ребенка, старается создать всесторонне развитую личность. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих само выразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.
На своих уроках стараюсь применять различные формы и методы учебной деятельности. Дети на уроках и на занятиях внеурочной деятельности учатся взаимодействовать с друг другом, доказывать свою точку зрения, они работают в группах или парах. Это побуждает детей к творческой активности.
Очень ярко выражено проявление творческих способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения. Начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация. Чаще всего дети показывают отрывок произведения или басню. Может быть объявлен конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.
Начиная со второго класса можно детям предложить творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.
В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких пословиц или поговорок. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые поговорки и пословицы.
Возможно использовать в работе над словом задание «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.
Одно из любимых занятий младших школьников на уроке литературного чтения – это рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой. Дети активно принимают участие как в первом классе так, и в четвертом.
На уроках математики развивать творческие способности помогают такие задания, как ребусы, головоломки, логические задачи. Детям очень нравиться выступать в роли учителя и самим придумывать новые задачи по картинке.
Типы задач для развития творческого мышления:
- задачи с несформулированным вопросом;
- задачи с недостающими данными;
- задачи с излишними данными;
- задачи с несколькими решениями;
- задачи с меняющимся содержанием;
- задачи на соображение, логическое мышление; (Играя, каждая из трёх подруг: Даша, Ира и Вика опустили в волшебный мешочек одну из своих игрушек: медвежонка, зайчика и слоника. Известно, что Даша не прятала зайчика. Вика не прятала зайчика и медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?)
- задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные»;
- на установление временных, пространственных и функциональных отношений;
Особое место в математике занимают развивающие игры, которые развивают творческий потенциал школьника.
Игра «Сравни»: назови предмет, сходный с данным по какому-либо признаку (книга, мел, хлеб, дерево)
Игра «Причина»: учитель называет причину, а дети – причину, по которой оно произошло.
Игра «Ошибка»: найти ошибку и объяснить её.
Игра «Встреча»: представьте, что встретились двое. О чем они могли бы поговорить? (Петушок и солнышко, Радуга и дождь, Добрый и Злой волшебник).
Эти игры можно применять не только на уроках математики, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения и русского языка.
Активная работа по развитию творческой личности идет на уроках окружающего мира, где дети очень часто отправляются в виртуальную прогулку в другую страну, на другую планету, на дно океана. Ученики на уроке часто работают в парах и обмениваются своими мнениями, побуждая развитию творческого воображения друг друга. Нельзя не отметить очень важную работу по составлению кроссвордов, которая включает в себя не только изучение нового и повторение ранее изученного, но и проявление творчества ученика.
Конкурс на лучшего выдумщика, помогает каждому ученику раскрыться, так как выдумывать – естественная потребность ребенка. Рассказанные придуманные истории, дети учатся точному словоупотреблению, образному и яркому повествованию. Например, «придумайте невероятную, неправдоподобную историю о том, как вы вчера провели вечер».
Одно из самых сложных упражнений «Отгадай, кто я» основано на умении детей видеть необычное в обычном и развивает умение сравнивать, сопоставлять и выражать в коротком четком высказывании свою мысль.
Всеми любимые учениками уроки изобразительного искусства и технологии развивают творческих потенциал ребенка. На этих уроках ребенок остается один на один со своим внутренним миром. Каждый ребенок вкладывает что-то свое новое, нет ни одной одинаковой работы. Все работы будут отличатся друг от друга. Очень продуктивно проходят уроки рисования на свободную тему. Где ребёнок, сам себе хозяин. Главное не навредить, и найти в каждом рисунке и подделке «изюминку», то что получилось лучше всего и чем можно гордиться.
На уроках изобразительного искусства можно использовать такие приемы, как:
Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.
Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо правильно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Закончить хотелось бы выражением В.А.Сухомлинского
«Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественникамиоткрывателями и творцами в этом мире».