Родительское собрание «Играем-развиваемся»
Мастер-класс с родителями старшей группы
План проведения:
1. Развитие речи в условиях семьи.
2. Показ артикуляционной гимнастики.
3. Показ дыхательной гимнастики.
4. Пальчиковые игры.
5. Речевые игры.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
7. Советы и рекомендации родителям.
Цель: укрепление связей семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии детей, оказание практической помощи в проведении работы по развитию речи и мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
- раскрыть значение речи детей – дошкольников во всестороннем их развитии;
- показать важность работы по развитию мелкой моторики и дыхания для детей;
-показать методы и приёмы работы по развитию речи детей;
-показать методы и приёмы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук; рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.
Ход:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады нашей встрече.
Как вы думаете с какой актуальной темой мы пришли к вам на мастер - класс.
(ответы родителей)
Сегодня мы проводим мастер – класс и тема нашего мастер – класса «Играем-развиваемся».
И прежде чем мы начнем наше выступление хочу вас попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы будем ее мять, следуя моим инструкциям.
Раз, два, три , четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Берем со стола бумагу и мнем обеими руками)
В ручку правую возьмем
и чуть-чуть ее помнем
Мы чуть-чуть ее помнем
левой ручке отдаем.
(берем в левую руку и мнем только левой рукой)
В ручку левую возьмем
чуть-чуть ее помнем
Мы чуть – чуть ее помнем
и на стол быстрей кладем.
(Убираем смятую бумагу на край стола)
На бумажку посмотри,
на что похоже говори!
12345
Мы закончили играть
Пальчики свои встряхнем,
Заниматься мы начнем!
Как вы думаете уважаемые родители, для чего мы делали это упражнение (ответы), а какие у вас были ощущения при выполнении этого упражнения?
Дети дошкольного возраста тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него и это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Правильно поступают те родители и другие члены семьи, которые уделяют огромное внимание повседневному общению с ребёнком. Всем этим они способствуют расширению кругозора, развитию любознательности. Всё внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы речь дети слышали правильную, ясную и логически последовательную.
Уважаемые родители!
- Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы, взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребёнку: ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Для того, чтобы речь наших детей была правильной, с чистым произношением, необходимо уделять этому особое значение.
И сегодня я вам предлагаю побыть в роли детей и поиграть, отправиться в Страну «Развивайкино».
Учитель - логопед:
С момента поступления ребенка в детское дошкольное учреждение у многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
Безусловно, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. Однако только занятий с учителем - логопедам недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома, и поэтому необходима помощь родителей.
Чтобы дети научились четко произносить звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
А сейчас уважаемые родители давайте вместе с детьми и разомнем мышцы речевого аппарата.
Слайды
Артикуляционная гимнастика: сказка «Зоопарк»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Бегемотики
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. (Показать картинку).
Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. (Открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.)
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем.
Лягушки
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. (Показать картинку) Давайте изобразим, как лягушки улыбались. (Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.)
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам.
Змея
Полюбовался Язычок и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. (Показать картинку) Давайте, изобразим змею! (улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.)
Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
Лошадка
Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. (Показать картинку) Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке. (Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.)
Язычком пощелкай громко- Стук копыт услышишь звонкий.
Расческа
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давайте покажем, как он это делал. (Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.)
С волосами я дружу, Их в порядок привожу.
Часики
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли мне домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики! (Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так. Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. «До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой.
Педагог-психолог:
Дети с речевыми дефектами имеют отставание не только в психических процессах, но и имеют общую соматическую ослабленность физического здоровья, одной из составляющих которого является общая моторная сфера.
Стимулировать развитие тонкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи.
Выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствуют возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Игра «Шнуровка»: ребенок нанизывает на веревочку, различные предметы. Это может быть пуговицы, бусинки.
(продемонстрировать игру)
Огромное значение для развития мелкой моторики пальцев рук имеет кинетический песок. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Это может быть и собирание пазлов и выкладывание узоров из счётных палочек и камешков (выполняют родители), лепка из пластилина, работа с ножницами; рисование на манке, соли, песке (родители рисуют).
Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо постоянно давать ребёнку делать что – то своими руками.
Учитель – логопед:
Для развития речи ребёнка нужны также такие традиционные формы общения как, речевые (словесные) игры,
1. Игра «Что общего?» Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
2. Игра « Один – много» (образование множественного числа существительных): Стул – стулья- много стульев, врач – врачи- много врачей, сорока – сороки- много сорок, берёза- берёзы- много берез, машина –машины- много машин.
3. Игра «Назови ласково» Кот – котик, дом – домик, машина – машинка, носок-носочек, окно-окошечко, забор-заборчик.
4. Игра «Обобщаем» Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить (назови одним словом) – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда, яблоко, банан, апельсин- фрукты. огурец, помидор, морковь – овощи.
5. Игра «Посчитай» один мяч, два мяча, три мяча, пять мячей. Окно-, дом-, кукла.
Слайд
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, сегодня хочу вам рассказать и показать один из интересных методов развития мелкой моторки у дошкольников через знакомство с предметами из практической жизни используя «Бизиборд». На доске «Бизиборд» , развивается внимание, память , воображение , зрительно-моторная координация, мелкая моторика.
Учитель – логопед: большую роль в развитии речи и мелкой моторики уделять работе на конструкторах. Работая с конструктором у ребенка развивается мышление, воображение, пространственная ориентировка, мелкая моторика и как итог речь. Составляя схемы из конструктора, ребенок рассказывает, что у него получилось, какого цвета.
Уважаемые родители! Помните: Если ребёнок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова. Поощряйте в семье занятия лепкой, рисованием, конструированием, игры с мозаикой, играйте с ребёнком в различные игры, читайте книги.
Я благодарю Вас за участие в нашей сегодняшней встрече и надеюсь, что Вы с пониманием отнесётесь ко всем рекомендациям. Спасибо за внимание!