План-конспект занятия «Развиваем зрительную память» (7 класс)
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»
План-конспект занятия
«Развиваем зрительную память»
С учащимися 7 класса /1 вариант/
Е.В.Корсакова.
Педагог-психолог
Высшая квалификационная категория
Г.Комсомольск-на-Амуре
Январь 2025
Тема: Развитие зрительной памяти
Цель: обучающиеся освоят приемы развития и улучшения памяти
Задачи: -продолжить обучать кинезиологическим и коррекционным
приемам развития и улучшения памяти,
-продолжить развивать кратковременную и долговременную зрительную память
- продолжить воспитывать терпимое отношение к неудачам и успехам сверстников, оказывать помощь на принципах уважения и ее необходимости
- улучшать межполушарные связи и эффективность процесса запоминания на основе нейродинамических подходов.
Ход:
- Организационный момент.
Обучающимся озвучивается тема урока и обговаривается внутреннее состояние в связи с присутствием гостей на уроке. Вспоминаются приемы самопомощи в ситуации волнения и стресса (точка страха, точка антистресс)
б/ гимнастика для того, чтобы сконцентрировать внимание и повысить работоспособность ( точечная, массаж указательного пальца)
- Основная часть
2.1 Мотивационная.
Работа с сюжетной картинкой: ребята рассматривают в течении минуты картинку. Затем лист переворачивают и отвечают на вопросы по ее содержанию (например: сколько людей на картине, сколько предметов мебели на картине, где сидит игрушка). Далее задается вопрос:
- Ребята, а как вы смогли ответить на вопросы, если картинку вы уже не видите? (варианты ответов детей… .)
-какой процесс вам помог? (память).
Педагог-психолог называет тему занятия «Развиваем зрительную память»
? зачем нужна память и нужна ли она ?(ответы детей)
А теперь давайте снова откроем картинку и я даю вам задание запомнить как можно больше элементов картины.
-Далее дети отвечают на вопросы по картине.
В конце работы делается вывод: если мы ставим цель запомнить что-то, то материала запоминается больше. Поэтому всегда ставим для себя цель – выучить.
-
- Обращение к опыту детей и прошлым занятиям
Упражнение на запоминание 16 изображений предметов.
Инструкция: Ребята, запомните все предметы, которые здесь изображены.
Учащиеся через минуту вспоминают изображения предметов и каждый считает сколько он запомнил. Число запомненных элементов записывают на листочке.
Психолог задает вопрос:
- Какие приемы вы использовали чтобы запомнить? (ответы детей)
Припоминают прием проговаривания, ассоциации
Далее психолог предлагает применить еще один прием запоминания визуальной информации – составление рассказа с применением всех изображенных предметов. Вместе с обучающимися составляет рассказ /возможны абсурдные комбинации в рассказе и юмор/
Учащиеся вспоминают изображения и считают каждый сколько запомнил. Пишет второе число на листочке.
Путем сравнения результатов, подводим детей к выводу что хорошее настроение, повторение и применение сюжета помогает легче, интереснее и в большем количестве запомнить зрительной информации.
2.3 Двигательная минутка
Игра «Настольный футбол»
Дети делятся на пары. Надевают на указательный и средний палец ботиночки и гоняют мяч по ограниченному полю на столе. Мяч может укатываться с поля, поэтому полная двигательная активность в течении 1-2 минут и приподнятое настроение учащимся обеспечены.
2.4 Обучение кинезиологическим приемам улучшения памяти
а/ точки памяти
Психолог задает вопрос:
-ребята, как вы думаете как это упражнение в настольный футбол может помочь сохранить память и улучшить ее? (варианты ответов детей)
На среднем и указательном пальце находятся точки, отвечающие за память и внимание. Мы можем поиграть в футбол, а можем их массировать пальцами или массажными колечками. Особенно хорошо массируем область второго сустава среднего и указательного пальца.
Далее знакомим с еще одной точкой памяти, находящейся в области между бровями.
б/ упражнения для улучшения памяти
- соединяем кулачки между собой, выставив большой палец вверх и большие пальцы соединяет как крышу и разъединяем
-положение рук то же, большие пальцы сгибаем и разгибаем
-положение рук то же, большими пальцами делаем движения вперед-назад /синхронно в одно и то же направление/
-положение рук то же, большими пальцами двигает в разных направлениях (вперед-назад) – асинхронно
-положение рук то же, большими пальцами соединиться в букву Л, из нее затем делаем букву М, сгибая пальцы в фалангах.
2.5. переход к долговременной памяти.
Психолог дает задание вспомнить изображения предметов, которые запоминали ранее. дети вспоминают.
И отвечают на вопросы по сюжетной картинке.
Делаем в конце вывод: что повторение информации, которую нужно запомнить не только в момент ее запоминания, но и через некоторое время /через несколько часов, день, несколько дней/ приводит к тому, что материал запоминается надолго и память становится «крепкой»
Психолог в конце показывает эксперимент с орбизами: насыпали с сосуд немного /то есть повторили 1 раз/ - они раскатываются друг от друга, насыпали еще орбизов в этот же сосуд – соединение между ними крепче, насыпали еще раз –они еще крепче между собой держатся. Так и память: чем больше соединений между слоями нервных клеточек –тем память крепче. а повторение помогает в этом.
- Заключительная часть
а/ Припоминание всего, что делали на уроке
б/ анализ успехов учащихся