Развивающая предметно-пространственная среда, как средство разносторонеего развития личности детей

5
1
Материал опубликован 31 January 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЯСЛИ-САД № 193 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ"







         РАЗВИВАЮЩАЯ -ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

 СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ




Гречка Елена Владимировна,

                                                    воспитатель МДОУ№193










2020



ВВЕДЕНИЕ

В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребёнка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмотра традиционных стратегий, и тактик выбора новых форм и методов работы.

В системе дошкольного образования Донецкой Народной Республики в связи с принятием Государственного стандарта дошкольного образования, а также в условиях изменения нормативно-правовых, социокультурных, административных, экономических условий дошкольные образовательные организации осуществляют реформирование своей деятельности. Это затрагивает и изменения развивающей предметно-пространственной среды.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая детей в детском учреждении, призвана обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению физического и психического здоровья, закаливанию организма каждого из них, обеспечению эмоционального благополучия детей, их всестороннего развития. [2] Решение этих задач невозможно без создания развивающей предметно-пространственной среды в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в частности преобладания игровой деятельности над учебной. Поэтому современные образовательные методические пособия дошкольного образования направлены на разработку и организацию процесса обучения в форме игровой деятельности, в процессе которой повышается познавательная активность, снимается напряжение, формируются навыки учебной деятельности, оказывается эмоциональное воздействие, являющееся основой прочных знаний.

Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность, позволяют сделать образовательный процесс привлекательным, интересным, оказывают большое влияние на разностороннее развитие личности дошкольника. Рациональному и плодотворному течению игрового процесса способствуют соответствующая обстановка, предметы, оборудование, материалы, пособия, соответствующие возрастным особенностям детей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, развивает художественные способности, воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.




















 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


В дошкольном образовании происходят существенные изменения, которые влияют на организационные основы в работе дошкольных образовательных учреждений, в том числе и на организацию развивающей предметно-пространственной среды. Повышается ценность личности, её человеческих качеств, меняются цели образования. Развивается педагогика сотрудничества, провозглашается личностно-ориентированный подход к детям; ярко проявляется интерес к изучению ребёнка, его субъектности, самости, индивидуальности. Приходит понимание необходимости изменений, в том числе и необходимость разработки новых подходов к организации предметной среды для воспитанников дошкольных учреждений с учётом вызовов времени. Образование гуманизируется, его содержание наполняется культурными ценностями и смыслами, технологии становятся более мягкими, тонкими, щадящими. Следствием этого происходят  изменения тематики и содержания  средовых условий развития детей. [14, 15]

Невозможно воспитывать детей, находясь постоянно среди естественных условий живой природы, поэтому надо правильно обустраивать помещения детского сада, наполнять его стены «…педагогически обоснованным вещественным содержанием». По мнению Елизаветы Ивановны Тихеевой, внешние чувства развиваются и шлифуются на внешнем материале, свои знания ребёнок приобретает от вещей. Постижение предметов даёт представление о цвете, форме, размере, весе, материале, числе, звуке, слове, о пространстве, о назначении предметов. «Среди пустых стен дети не научатся говорить». [23, с.123]

Изменения в содержании образования вызывают необходимость искать новые пути и условия развития ребёнка. Дошкольное учреждение, как начальный этап социального института образования, обязано удовлетворить все потребности ребёнка, учесть особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентировать их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса, способствовать развитию социокультурного пространства. [22]

В.А. Петровский определяет конструкцию предметно-пространственной среды с учётом личностно-ориентированной модели обучения, обеспечивающей дошкольнику самостоятельность, свободу, удобную дистанцию взаимодействия, общее психологическое пространство общения. С.Л. Новоселова утверждает, что предметная среда должна быть системной [13]. При проектировании среды необходимо учитывать эргономические требования к жизни дошкольников, непосредственно живущих в окружающей среде: антропометрические, физиологические и психологические особенности.

По словам В.А. Петровского непосредственно среда развития должна соответствовать принципам эмоциональности, открытости и единства с природой, открытости обществу и семье. С.Л. Новоселова отмечает, что «сильным обогащающим фактором» развития ребёнка является непосредственно социокультурная среда. На каждого ребёнка в его развитии влияют непосредственно семья, их жизнь, культурные предпочтения и традиции. Детский сад не только имеет особую культуру, но также подвержен влиянию культуры микрорайона, деревни и города, которые по-разному обогащают жизнь детей и их опыт. [9, 13]

Некоторые авторы обращают особое внимание на эстетический аспект развивающей среды. Эстетически развивающая среда детского сада создаётся в трёх направлениях: предметно-пространственная - уют, красота быта; духовно-развивающая - атмосфера, наполненная живописью, музыкой, художественным словом; социальная среда - которая создаётся через расширение содержательных связей с различными социальными институтами [9, 13, 14, 17]

В условиях модернизации системы дошкольного образования Донецкой Народной Республики всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы направлена на разностороннее развитие личности ребёнка во всех направлениях [2]. Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребёнка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Так, в МДОУ № 193 города Макеевки процедура организации и оценки развивающей предметно-пространственной среды подразумевает мониторинг качества создания развивающей среды с фиксацией баллов. Мониторинг проводится не только с помощью наблюдения, но и через смотр - конкурс «Лучший развивающий центр в группе». Данный конкурс показал свою эффективность и значимость в педагогическом процессе, так как способствует повышению профессионального уровня педагогов путём внедрения в практику работы новых методов, приёмов, педагогических технологий.

На протяжении уже нескольких лет существования нашей молодой Республики  в МДОУ №193 города Макеевки организуется смотр - конкурс «Лучший развивающий центр в группе». Конкурс утверждается приказом по образовательной организации и прописывается в годовом плане. За это время у нас прошли конкурсы на лучший: патриотический центр, театрализованный, спортивный центр, центр художественного творчества, трудовой центр, центр развития речи.

Проведение конкурсов проходит в два этапа:

1 этап: посещение и оценка членами жюри предметно-пространственного центра группы;

2 этап: презентация развивающего центра своей возрастной группы педагогом.

Для учёта всех критериев развивающей среды группы используются специализированные карты, в основу разработки которых легли требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования: насыщенность и информативная неисчерпаемость развивающей предметно-пространственной среды; оборудование и атрибуты для разных видов детской деятельности; многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования; наличие, разнообразие и доступность дидактического пособия; использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной; безопасность, эстетика среды и комфортность [2].

С помощью карт жюри оценивает наличие или отсутствие показателей.

В ходе проведения конкурса с одной стороны выявляются лучшие наработки, практики, педагогические находки, а с другой - затруднения педагогов в организации развивающего пространства, которые в дальнейшем сопровождаются методическими консультациями. По итогам смотра - конкурса формируется информационная справка, где даётся анализ результатов конкурса, выявляется состояние развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной организации, награждаются победители.

Так, проведённый в прошлом учебном году конкурс на «Лучший театрализованный центр» позволил выявить ряд проблем, а именно:

- среда в большинстве групп чаще всего статична, дети не принимают участия в её изменении;

- некоторая часть центра носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности ребёнка и взрослого;

- нарушение эстетической гармонии в оформлении центра.

В результате были приняты следующие организационные решения: провести взаимопосещение групп педагогами дошкольного учреждения с целью обмена опытом по результатам лучшей среды; включить в годовой план методические мероприятия по повышению результативности профессиональных качеств педагогов при проектировании предметной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

Таким образом, смотр-конкурс на «Лучший развивающий центр» является вариативной процедурой оценки уровня организации развивающей предметно-пространственной среды, позволяющий получить объективную информацию о функционировании, развитии и затруднениях в модернизации развивающей среды в дошкольных организациях на современном этапе.


Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивающая разностороннее развитии личности ребёнка.

Рассмотрим, как организуется развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе на примере МДОУ № 193 г. Макеевки.

В старшей группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 1 ч. 35 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается продолжительность игр или труда после полдника.

Организуя жизнь детей, воспитатель лишь напоминает о распорядке дня. После объяснения воспитателем цели предстоящей деятельности дети в основном сами приступают к её выполнению. Они охотно и быстро стараются сделать всё, что нужно.

Образовательный и воспитательный процесс в старшей группе складывается из следующих составляющих:

  • свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору ребёнка);
  • организованная образовательная деятельности взрослого с детьми;

-игровая деятельность;

- изобразительная деятельность;

-познавательно-исследовательская деятельность;

-музыкальная и двигательная деятельности;

-чтение художественной литературы.

Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:. рабочая зона, спокойная зона, активная зона.

Цветовая палитра комнаты представлена тёплыми, пастельными тонами, развивающее пространство отвечает ведущему виду деятельности для данного возраста – игре.

Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, настольные игры, канцелярские принадлежности (краски, карандаши, бумага и т.п.). Игры и игрушки соответствуют половозрастным особенностям детей: это конструкторы, кубики, машины, куклы, наборы для ролевых игр в семью, больницу, магазин, парикмахерскую и др.

Игровая комната условно подразделяется на детские развивающие уголки (центры).

Яркий, весёлый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности «Физкульт-ура»!» – имеет своей целью приобщить детей к здоровому образу жизни, укрепить здоровье, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность, воспитывать гигиенические привычки. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. В центре имеются флажки, ленты разных цветов на кольцах, обручи, гимнастические палки, кегли, скакалки, резиновые мячи с шипами для развития мелкой моторики, фитбол, коврики для занятий на полу, сенсорная дорожка, мешочки с грузом для формирования правильной осанки, корригирующее оборудование, направленное на профилактику плоскостопия и улучшения кровообращения у детей: доска с ребристой поверхностью, массажная дорожка, шнуры для гимнастики. В центре много нестандартного оборудования, выполненного силами родителей: тубусы, дорожки из пробок и природного материала для босохождения, рукавички для самомассажа и пр.

image.png

Уголок конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место в группе. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида; крупный и мелкий деревянный и пластмассовый строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; игрушки для обыгрывания построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе (например, используя мелкий конструктор «лего»). Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

image%281%29.pngimage%282%29.png

image%283%29.pngimage%284%29.png

Уголок сюжетной игры «Мы играем» – способствует развитию игрового опыта, желания объединиться для совместной игры, развитию творческого воображения, фантазии, закреплению в игре примеров социального, речевого поведения; учит детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать культуру поведения. В целях реализации данных задач здесь имеются дидактические настольно-печатные игры социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых («Профессии», «Найди пару»), познавательного характера, направленные на знакомство с окружающим миром («Лото», «Чей дом», «С какого дерева лист» и др); атрибуты для сюжетно-ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, фигурки животных.

image%285%29.pngimage%286%29.png

Уголок книги «Почитай-ка» – способствует освоению родного языка, воспитанию духовной культуры, развитию представлений о человеке и мире в общем. В книжном уголке представлены детские книги по программе, любимые книги детей (книги по интересам), сезонная литература, тематические альбомы, портреты детских писателей, диски с записью литературных произведений (сказок).

Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Данный центр стимулирует и поддерживает познавательный интерес детей к природным объектам; формирует трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывает бережное отношение к природе. Здесь имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, гербарии, рисунки о природе и поделки детей из природного материала, инвентарь для ухода и посадки растений: передники, нарукавники, лейки, лопатки, палочки для рыхления, пульверизаторы, а также живые объекты – комнатные растения, аквариум с рыбками. Кроме того, наличие аквариума в группе позволяет природному уголку плавно перетекать в зону релакса и отдыха. Дети подолгу могут наблюдать за размеренным движением аквариумных рыб, строить догадки об их среде обитания, вкусовых предпочтениях и «кто у них главный»

image%287%29.png

image%288%29.png

Неизменной популярностью у детей пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который также совмещён с центром природы. Задача данного центра – развитие познавательно–исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте, обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка Для детского исследования и экспериментирования имеются разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, сода, соль, лимонная кислота, жидкое мыло, камни, ракушки, перья, уголь, увеличительное стекло, мерные ложечки, микроскопы, (к сожалению, игрушечные)– все это вызывает у детей особый познавательный интерес.

Центр продуктивной и творческой деятельности «Территория творчества» – способствует развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью; развивает умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширяет представления о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развивает мелкую моторику, творческое воображение и фантазию. В творческом уголке имеются схемы последовательного рисования предметов; тематические книжки-раскраски; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», «Времена года», иллюстрации известных художников, дидактические игры для развития творческих способностей, наборы для детского творчества; канцелярские принадлежности и инструменты (картон, цветная бумага, ткани, нитки, ленты, краски, мелки, карандаши, восковые мелки, фигурные линейки, шариковые ручки, пластилин, кисти, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, трафареты по темам и т.п.). Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

image%289%29.png

image%2810%29.png

В группе оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются его достижения  в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни. Портфолио хранится в приёмной группы, оно доступно и детям, и родителям, и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

В группе есть логопедический уголок, он же центр развития речи, где неизменными атрибутами являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, комплексы заданий для артикуляции в картинках и таблицах, средства наглядности, картинки по лексической теме недели, альбомы с заданиями по автоматизации звуков, игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детёныш», «Чего не стало», лото «Один и много»

image%2811%29.png


Театрализованный центр «Волшебный мир театра» - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шёл в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещены ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками, родителями готовят костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Чтобы повысить интерес детей к театрализованной деятельности, педагогами группы организуются «выездные гастроли» с изученной сказкой в соседние группы.

image%2812%29.png​​​​​​​

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Патриотический центр оформлен альбомами «Семья», «Мой город», «Наши Защитники», «Костюмы народов мира», «9 мая - День победы», дидактическими материалами о Великой Отечественной войне, государственной символикой республики.

Уголок для родителей находится в приёмной группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Маленький пешеход», «Что почитать ребёнку», «Мама, папа, поиграйте», «Что бывает осенью», «Что бывает зимой», анкетирование на тему «Пожарная безопасность».

На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка организованной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.

В группе появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды: «Уголок именинника», атмосфера которого создаётся с помощью красочного стула и фотографии именинника, стена «Наша жизнь, наши успехи», который используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, соревнованиях, выставках рисунков детей группы.

Кроме того, материалы во всех центрах группы связаны с единой лексической темой недели. Тема должна быть узнаваемой: через насыщение среды играми, книгами, дидактическими пособиями и т.д.; через продукты деятельности детей: рисунки (индивидуальные и групповые), поделки, книжки-самоделки, макеты, схемы, графики и т.д., выполненные детьми как самостоятельно, так и вместе с родителями. Задания, игры и другие материалы разнообразны и носят разноуровневый характер, т.е. учитывают зону актуального и ближайшего развития каждого ребёнка. Каждый ребёнок имеет возможность выбрать для себя не слишком сложную и не слишком лёгкую игру, задание и т.д.; дети знают, чем они могут сегодня заниматься. Для этого ООД осуществляется как совместная деятельность с «открытым концом» и педагог рассказывает детям, что нового есть в группе по теме и чем они могут заняться (реклама среды).

Однако количество материалов и оборудования не в полной мере приведено в соответствие с перечнем государственного стандарта. Так, необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Расширить дидактическими пособиями, демонстрационным материалом патриотический уголок. Ежегодно требуют обновления настольно-печатные игры, выносной игровой материал.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному, интеллектуальному и разностороннему развитию личности воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию





ВЫВОДЫ

Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы дошкольного образования новый социальный заказ, направленный на разностороннее развитие личности детей во всех основных образовательных областях, их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям [2,с.13].

Указанные требования направлены на создание социальной предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний ребёнка об окружающем мире, опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

В соответствии со Стандартом программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Каждый педагог привносит в среду своей группы своё, индивидуальное понимание её устройства и оформления. Сегодня, наверное, все понимают, что предметно-пространственная среда не только развивающая, но и развивающаяся система, она имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, и это требует от педагогов постоянной работы по обновлению и наполнению игровых зон, центров активности.

В группе предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (уголкам, центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.

Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к дошкольной организации, желание посещать её, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.

В настоящее время гармоничное развитие дошкольников относится к числу важнейших проблем психологии и педагогики. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Гармоничное развитие дошкольника способствует повышению самооценки, что даст возможность занимать лидирующие позиции в обществе, позволит быть успешным в профессиональной деятельности в будущем. Проблема подготовки современных высокообразованных, но и духовно богатых, инициативных граждан, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, относится к числу важнейших целей образования Донецкой Народной Республики [7, с.1].





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. .Бетанова С.С., Сухова А.А. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей - 2020г. №3, с.230-239
  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2018 https://drive.google.com/file/d/1YiWagPZFWe_Owx_E9KCafhiqAgACPrem/view 
  3. Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: метод. пособие / Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П.; под редакцией Дыбиной О.В. - М.: ТЦ Сфера, 2015 - 128с.
  4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
  5. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  6. Концепция построения предметно-развивающей среды / Под ред. В. А.Петровского. - М., 1993, с.61.
  7. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи донецкой народной республики https://drive.google.com/file/d/1iZg1O9LggygmaDmR6QmIbpzQVPRAdZi5/view 
  8. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник УРАО. - 2013. № 1, с. 42–49
  9. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007 - 119 с
  10. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» //Дошкольное воспитание. -2008, №4, с. 79.
  11. Пережогина И. В.1 , Лутченко Л. К.2 , Дейс О. Ю.Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО // Наука, техника и образование - 2015, №10, с.200-204
  12. Пережогина И.В.. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО // Наука, техника и образование. – 2015, № 10 (16), с. 200-204
  13. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 1986 - 144 с.
  14. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении.  СПб.: Детство-пресс, 2009 134 с.
  15. Полякова М.Н. Предметная среда развития ребёнка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. – 2019, №1(91), с. 46–57
  16. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2003 – 112 с.
  17. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : метод. пособие / Е.О. Смирнова (рук. проекта), [Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др.]. - Москва : Русское слово, 2016. - 111 с.
  18. Савченко М.В., Макеенко Е.П. Реализации задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования через создание развивающей предметно-пространственной среды // Педагогическая сокровищница Донетчины. - 2016, № 2 с. 49-55
  19. Сухомлинский В.А. Избр. пед.соч., т.2 – М.: Просвещение, 2001.
  20. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятия, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина - 2011г. №3
  21. Тимофеева Е.Г. Оценка качества организации развивающей предметнопространственной среды в детском саду посредством смотра-конкурса «Лучшая развивающая среда в группе» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2019, № 2 (7) с. 34-37.
  22. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
  23. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». – 1922(а), с. 117–127
  24. Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник - 2018, №3, с. 14-17
  25. Шакирова Е.В. Развивающая предметно- пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019, №5 (95) с. 54-67






























































Комментарии

Хороший материал с фотоотчетом, спасибо!

31 January 2021