Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы как эффективный фактор развития личности дошкольника»

3
0
Материал опубликован 1 May 2023

Развивающая предметно-пространственная среда группы как эффективный фактор развития личности дошкольника.


С внедрением ФГОС в дошкольном образовании произошла своего рода революция и педагоги должны были полностью пересмотреть подход к концепции дошкольного образования, пересмотреть цели и задачи. Дошкольное образование стало важной первоначальной ступенью государственного образования. ФГОС поддерживает именно самоценность детства, его уникальность и разнообразие. Среди задач, на решение которых направлена работа нашего ДОУ – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Мы стремимся сформировать у ребенка основные качества личности, в основе которых стоит идея обогащения его духовного мира, развития способности к эмпатии и децентрации, насыщение его жизни яркими и интересными событиями.

Программа «Вдохновение» охватывает все аспекты реализации Стандарта. С 2020 года нашему МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» присвоен статус «Инновационная площадка по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария МКДО на образовательной платформе «Вдохновение». Работу начали в младшей группе «Огонек». Изучив программу и критерии шкал МКДО, мы решили реструктуризировать образовательную среду в группе.

В группе важным условием считаем создание атмосферы спокойствия и уюта. Прежде всего продумали цветовое решение: общий фон в пастельных светлых тонах. Для психологически комфортной атмосферы, чтоб не было огромного пустого пространства над головой детей, решили сделать его более объёмным, оформляя согласно сезонным изменениям и проектной тематики (цветы, облака, птицы, летательные аппараты и т.д.). Все стеллажи спустили на уровень роста ребенка, с удобными открытыми полками, на которых расположены небольшие контейнеры, откуда ребенок может самостоятельно брать и складывать игрушки, материалы для творчества и т.д. Это дает разнообразные возможности, созданные взрослыми и представленные для свободного выбора детей.

В организации РППС участвуют родители и дети, поддерживая детскую инициативу, мы, постарались учесть все пожелания ребят. План-паутинка, который составляется и записывается совместно с детьми и родителями, для удобства мы решили сделать в виде доски с прозрачными кармашками, куда вкладываются содержание совместных и самостоятельных видов деятельности. В доступном и удобном для детей месте расположена доска выбора, благодаря которой ребенок ежедневно имеет возможность выбирать деятельность, материалы, партнеров, что помогает ему приобретать навыки самостоятельного принятия решения.

Шкафчики в приемной оснастили прозрачными кармашками, которые предназначены для вложения переписки, поздравительных открыток или рисунков на которых дети могут отметить центр, где они работали сегодня. Оформлена выставка «Наши достижения» на уровне детей (стена на которой натянут жгут), с помощью красивых прищепок дети выставляют свои работы. Благодаря этому родители могут проследить, чем занимался их ребенок.

Для создания положительного эмоционального настроя детей на посещение детского сада мы с родителями обсудили разные варианты помощи детям при утреннем приеме. Так, появился алгоритм «Приветствия в группе». Во время детского совета ребята придумали условные обозначения приветствий и названия к ним. Каждое приветствие обозначили знаками: сердце – обнимашки, губы - воздушный поцелуй, кулаки- кулачками, локоть- локтями, ладошка –дай пять, коленка – коленом. Чаще всего дети выбирают обнимашки, кулачок, воздушный поцелуй и «Дай пять» ладошкой. Это всегда радостная, эмоционально окрашенная встреча воспитателя с детьми и безболезненное расставание с родителями.

Изменив расположение и конструкции кроватей, мы освободили пространство спальной комнаты, что позволило разместить в спальне двухуровневую зону для игровой деятельности детей. Конструкция выполнена из прочного, яркого, безопасного для детей материала, который гигиеничен и легок в уходе, спокойно выдерживает ежедневную обработку растворами. При этом освободилось место для двигательной активности. Подъем по лестнице на верхний уровень дает ребенку возможность ощущать изменение положения своего тела относительно горизонта.

На данный момент в средней группе функционируют 9 центров:

Центр «Играляндия» наполнен оборудованием для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, настольных и прочих игр. С их помощью дети раскрепощаются, демонстрируют свои актерские и коммуникативные способности, закрепляют умение следовать установленным правилам. В игровом центре много игрушек и оборудования сделанных руками родителей. Много коробок, материалов, различных предметов-заместителей с которыми детям интереснее играть, проявляя творческие способности придумывать новые сюжеты и игровые образы, экспериментировать с ролями. Театральная ширма многофункциональна, она служит декорацией для инсценировок, праздников, а может стать выставкой для детских работ по проекту.

Центр «Спортыш» необходим для реализации потребности детей в совместной и самостоятельном двигательной активности, выполняемой с использованием или без спортивного инвентаря. Ключевое внимание уделяется безопасности пространства, которое наполнено скакалками, мячами, кеглями, кольцебросами, массажерами, мягкими модулями и прочими спортивными атрибутами. Времяпровождение в нем позволяет детям оттачивать навыки различных основных движений, положительно влияет на сохранение здоровья ребёнка, улучшение его физической подготовленности и обогащение двигательного опыта.

Центр «Легобот» позволяет развивать творческо-технические способности, пространственное мышление детей, прививать навыки аккуратности, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, ответственности, уважения к своему и чужому труду. Центр наполнен кубиками, различными видами конструктора, деревянным строительным материалом, различными видами бумаги, картона и бросового материала.

Центр «Науки» состоит из двух мини-блоков: мини-лаборатории; уголок природы, позволяет расширять знания детей об окружающем мире. Его содержание меняется в зависимости от темы проектной деятельности или вида исследовательской работы (это песок и вода, микроскоп, лупа, природные материалы, магниты и многое другое). Кроме этого, собрана картотека различных опытов и экспериментов. Центр позволяет детям развивать экологическую культуру и сознание, узнавать больше тайны живой и неживой природы.

Центр «Веселая кисточка» удовлетворяет потребность детей в самовыражении, художественной деятельности, которая отражает эстетическое восприятие действительности. В этом центре представлены материалы и оборудование для рисования, создания поделок, лепки, дидактических игр, есть репродукции известных картин, изображения скульптур и предметов народного творчества.

Центр «Речецветик» создан с целью оптимальной организации развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Детям приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы, предметные картинки, зеркала, пальчиковые и дидактические игры, артикуляционные упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики, дыхания, связной речи.

Центр «В мире сказки» актуален для нашего возраста, дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации в детских книгах. В этом центре созданы условия для самостоятельного выбора и неторопливого знакомства с книгой. Репертуар книг постоянно меняется в зависимости от проекта. Есть необходимые материалы для ремонта книг, дети учатся бережно обращаться с книгой. Так же собрана медиатека аудиосказок и рассказов.

Центр «Тишины» где каждый ребенок может побыть один, почитать книгу, помечтать или посидеть с другом и немного посекретничать. В этом центре уютно и спокойно, дети чувствуют себя комфортно.

Центры по необходимости трансформируются и могут использоваться в соответствии с иными образовательными потребностями детей.

Динамичная, насыщенная развивающая среда является основой для разностороннего развития и формирования личности ребенка. На сегодняшний день в нашей группе уже частично созданы условия для реализации программы «Вдохновения», есть положительные результаты и потенциал для дальнейшего развития. Это мы видим в наших детях - раскрепощенных, любознательных, эмоционально отзывчивых. Вдохновляют нас коллеги с других регионов нашей страны, которые щедро делятся своим опытом во время онлайн-фестивалей Вдохновения. Таким образом, одним из главных условий эффективной модернизации РППС группы является профессионально и творчески настроенные педагоги, а также компетентные, заинтересованные в образовании своих детей родители.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.