12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena2115
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
3

Развивающая предметно пространственная среда в группе дошкольного возраста для детей с ОВЗ (нарушения речи)

Проект
развивающей предметно-пространственной среды
для детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности для детей с
общим недоразвитием речи)

«Правильно организованная предметно-пространственная среда в
логопедической группе создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет
ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной
деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному
развитию личности» Н.В. Нищева
Очень важное значение при формировании высших психических функций у
ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-
пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в
групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная
развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия
дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в
познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети
реализуют свои способности.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой
хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей
поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки,
так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование
раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при
игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и
его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме
игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда
должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей,
в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными
особенностями воспитанников.
РППС в группе делится на три зоны:
I.Зона умеренной активности
II.Зона средней активности
III.Зона повышенной активности

Границы каждой зоны подвижны, они могут расширяться и
трансформироваться, что побуждает детей проявлять интерес к занятиям
сверстников, присоединяться к их деятельности.
В РППС по ФГОС реализуются пять образовательных областей:

-речевое развитие

-физическое развитие
-социально-коммуникативное развитие
-художественно-эстетическое развитие

-познавательное развитие


Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети
могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, т.к. стремление
к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако,
дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать
определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не
могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый должен стать
равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую
помощь.
У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие
действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства
уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего
пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям,
используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как
личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это
происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы
для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного
пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них
большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

Организация предметно-развивающей среды в раздевалке
 Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности,
скамейки.
 «Алгоритм» процесса одевания, складывания одежды в шкафчике
 Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся
выставка).
 Стенд «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических
процедурах, проводимых в группе).
 «Информация для родителей» (рекомендации родителям по
организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий)
 Информационный стенд (режим работы детского сада и группы,
расписание работы специалистов, рекомендации специалистов,
объявления).
 «Дом дружбы» для планирования самостоятельной деятельности
детьми в течение дня, для увеличения социальных контактов на более
благоприятной основе
 Материалы для оформления родительских уголков (содержатся
рекомендации наблюдений за природой, выбор художественных
произведений для чтения и заучивания, подсказки, чем заняться с
детьми в свободное время, приведены описания игр и упражнений)
 Стенды ПДД, «Хорошие привычки»
 Уголок «Наше творчество»
 Материал учителя-логопеда (для выполнения домашних заданий).

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
 Зеркало для индивидуальной работы
 Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи
(тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный
материал).
 Наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и
дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях;
 Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
поставленных звуков в предложениях и рассказах.
 Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
 Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для рассказывания.
 «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов;
 Мнемотаблицы для заучивыания стихов и пересказа текстов.
 Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и
синтеза предложений.
 Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза
(«Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука»,
«Подбери схему» и др.).
 Игры для совершенствования грамматического строя речи
(«Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За
грибами» и др.).
 Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
 Массажеры (су-джок, массажные мячи, роликовые масажеры
 Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые театры, застежки,
конструктор, прищепки, мозаика из палочек, бизиборды, шнуровки)
 Картотека артикуляционных упражнений в картинках и сказках

 Стеллаж для пособий:
 Предметные и сюжетные картинки, игровые задания по лексическим
темам;
 Настольно-печатные дидактически игры, альбомы, лото, домино по
лексическим темам (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, Сложи узор);
 Картотека словесных игр, игр развивающих координацию
«Муравьиные истории»
 Круговые тренажеры по обучению грамоте (Кольца Луллия)
 Обучающий планшет

Центр науки и природы в групповом помещении
 Стол для проведения экспериментов.
 Халаты, передники, нарукавники.
 Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки,
минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора
деревьев, мох, листья и т. п.).
 Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).
 Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
 Микроскоп, лупы, цветные стекла
 Аптечные весы, безмен, песочные часы.
 Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля,
шприцы без игл), технические материалы (гайки, болты).
 Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.
 Игры экологического содержания «Времена года», «Зоологическое
лото», «Живое-неживое».
 Календарь природы.
 Дневник наблюдений за ростом растений. Схемы развития растений.
 Комнатные растения (по программе) с указателями.
 Паспорт комнатных растений.
 Картотека опытов.
 Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
 Центр дежурства (по столовой, по занятиям, по уходу за растениями)
 Набор инструментов «Маленький плотник», «Маленький слесарь».
 Детские швабра, совок, щетка для сметания мусора с рабочих мест.
 Схемы изготовления поделок.
 Корзинка с материалами для рукоделия.
 «Алгоритмы» процессов «умывания», «дежурства», «ухода за
растениями»

Центр математического развития в групповом помещении
 Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы,
предметные картинки), лабиринты.
 Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур,
счетного материала для магнитной доски и коврографа.
 Занимательный и познавательный математический материал, логико-
математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик
«Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и др.).
 Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы
маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и
т. д.).
 Набор объемных геометрических фигур.
 «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).
 Счеты, счетные палочки, линейки.

Центр «Наша библиотека» в групповом помещении
Стеллаж или открытая витрина для книг.
 Детские книги по программе и любимые книги детей, журналы,
детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики,
русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки
русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и
современных писателей, по лексической теме, о природе разного
формата и оформления. Материалы регулярно меняются, стимулируют
развитие социальных интересов и познавательной активности детей.
 Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-
самоделки.
 Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для
детей.
 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
 Каталог книг, альбомы с биографиями детских писателей.

Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении
 Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.
 Конструкторы типа «Lego» с деталями разного размера и схемы
выполнения построек.
 Игра «Танграм». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.
 Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
 Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
 Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.
 Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.
 Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.
 Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль».
 Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и
чурочки,
 контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т. п.).
 Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и
животных, дорожные знаки, светофоры и т. п.).
 Транспорт (мелкий, средний, крупный).
 Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр художественного творчества в групповом помещении
 Материалы для творчества (восковые и акварельные мелки, гуашевые и
акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин,
глина, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани,
нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки)
 Природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие
ракушки и т. п.).
 Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков,
коллажей, аппликаций).
 Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты
по изучаемым темам.
 Доски для рисования мелом, фломастерами.
 Коврограф.
 Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка»,
«Гжель».
 Образцы народного декоративно-прикладного искусства.
 Дидактические игры «Сложи натюрмотр», «Составь пейзаж», «Собери
портрет», «Ниткопись»
 Тренажер для вырезания. Трафареты.
 Альбомы для рассматривания «Радуга», «Пейзаж», «Натюрморт»,
«Портрет», «Моя первая книга об искусстве».
 Схемы смешивания цветов, цветовые примеры.

Музыкальный центр в групповом помещении
 Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).
 Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан,
погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка,
треугольник, валдайские колокольчики).
 «Поющие» игрушки.
 Звучащие предметы-заместители, нетрадиционные музыкальные
инструменты
 Ложки, палочки, молоточки, кубики.
 Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для
детей, «голосов природы».
 Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке»,
«Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).
 Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д.
 Кабалевский и др.).
 Схемы детских попевок, картотека распевок,
 Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ «Музыкальные
яблочки», «Дрова»
 В фонотеке магнитофон и аудиокассеты с записью детских песен,
колыбельных, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана,
В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

Центр «Играем в театр» в групповом помещении
 Настольная ширма.
 Атрибуты для театрализованных постановок: маски, шапочки,
костюмы сказочных персонажей и игровой реквизит.
 Атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три
медведя», «Гуси-лебеди»).
 Различные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр
на фланелеграфе, теневой театр, театр «би-ба-бо».
 Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной,
стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания
этих же сказок.
 Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для
театрализованных игр.
 Грим, парики


Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении
 Куклы разных размеров.
 Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы,
кукольная мебель, коляски для кукол.
 Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери»,
 «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки» и т.д.).
 Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад»,
«Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Физкультурный центр в групповом помещении
 Мячи средние и малые разных цветов.
 Мячики массажные разных цветов и размеров, мешочки с грузом,
ленты разных цветов, флажки, шапочки для проведения подвижных
игр, тренажеры для дыхания.
 Обручи. Канат, веревки, шнуры. Флажки разных цветов.
Гимнастические палки.
 Кольцеброс. Кегли.
 Дорожки движения «Следочки - ладошки», орто-пазлы «Лес» с
различным рельефом способствовали профилактике плоскостопия.
 Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на
«липучках».
 Детская баскетбольная корзина.
 Длинная скакалка. Короткие скакалки.
 Нетрадиционное спортивное оборудование.
 Бадминтон, городки.
 Игры из бросового материала «Попади в цель», «Накорми птенца» для
развития мелкой моторики рук, для двигательной активности детей,
развития меткости.
 Аьбом с физкультурными речевками
 Плакаты по гигиене, направленными на закрепление правил ЗОЖ.
 Атрибуты олимпиады в Сочи-2014, шарфы и флажки с символикой
России.

Уголок уединения
 Данный центр дает ребенку возможность расслабиться и устранить
беспокойство. Представляет собой воздушный шатер, мягкий пуф и
подушки. Сгладить негативные эмоции помогут пособия:
подушечки для релаксации
 Игра для выражения эмоций «Театр настроения»
 Фотоальбомы «Моя семья», «Детский сад»
 Мягкий конструктор «Притворщик»

Центр «Наша Родина — Россия» в групповом помещении
 В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом,
страной, государственной символикой ( Портрет президента России.
Российский флаг. CD с записью гимна России.)
 Визуальные дидактические материалы: плакаты, флаги, буклеты,
образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест
родного города, края; настольно-печатные игры «Наша Родина»,
«Спасская башня», «Сомбреро или котелок в костюмах из 16 стран
мира» , «Мемо Достопримечательности России», Коллекция магнитов
и стауэток «Города России», куклы в костюмах народов мира,
расркаски и книги о родном городе», пазлы; папки с творческими
заданиями, макеты достопримечательностей города, тематические
альбомы «Мой Рыбинск», «Знаменитые люди Рыбинска», «Великая
Отечественная война», «Маленькие герои большой войны», «Москва-
столица нашей Родины», «Ярославский край родной»,«Ярославль-
столица «Золотого кольца», «Удивительный Санкт-Петербург», стенд
«Россия – край родной», сюжетно-ролевая игра «Туристическое
агенство «Апельсин»
 Игрушки, изделия народных
промыслов России.
 Глобус, карта мира, карта
России, карта родного города.
 Альбом-самоделка «Наш город»
(рисунки и рассказы детей).
 Альбомы и наборы открыток с
видами достопримечательностей
Москвы и
 Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до
ракеты», «Вчера и сегодня» и др.)

Центр «Здоровье и безопасность» в групповом помещении»
 Настольно-печатные дидактические игры по направлениям
«Здоровье»,
 «Безопасность»
 Правила дорожного движения для дошкольников.
 Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Перекресток», «Машины со
спец сигналами»
 Действующая модель светофора. Машины разного размера
 Книжка-раскладушка «Один на улице, или безопасная прогулка»191.
 Плакаты по ПДД
 Лэпбук «Советы светофора»
 Игры по направлению «Обеспечение безопасности
жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За
столом»)
 Светоотражающие элементы для одежды, сигнальные жилеты

​​​​​​​

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.