Проект «Развивающая предметно пространственная среда в группе дошкольного возраста для детей с ОВЗ»
Проект
развивающей предметно-пространственной среды
для детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности для детей с
общим недоразвитием речи)
«Правильно организованная предметно-пространственная среда в
логопедической группе создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет
ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной
деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному
развитию личности» Н.В. Нищева
Очень важное значение при формировании высших психических функций у
ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-
пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в
групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная
развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия
дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в
познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети
реализуют свои способности.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой
хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей
поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки,
так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование
раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при
игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и
его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме
игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда
должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей,
в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными
особенностями воспитанников.
РППС в группе делится на три зоны:
I.Зона умеренной активности
II.Зона средней активности
III.Зона повышенной активности
Границы каждой зоны подвижны, они могут расширяться и
трансформироваться, что побуждает детей проявлять интерес к занятиям
сверстников, присоединяться к их деятельности.
В РППС по ФГОС реализуются пять образовательных областей:
-речевое развитие
-физическое развитие
-социально-коммуникативное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-познавательное развитие
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети
могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, т.к. стремление
к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако,
дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать
определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не
могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый должен стать
равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую
помощь.
У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие
действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства
уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего
пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям,
используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как
личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это
происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы
для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного
пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них
большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.
Организация предметно-развивающей среды в раздевалке
Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности,
скамейки.
«Алгоритм» процесса одевания, складывания одежды в шкафчике
Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся
выставка).
Стенд «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических
процедурах, проводимых в группе).
«Информация для родителей» (рекомендации родителям по
организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий)
Информационный стенд (режим работы детского сада и группы,
расписание работы специалистов, рекомендации специалистов,
объявления).
«Дом дружбы» для планирования самостоятельной деятельности
детьми в течение дня, для увеличения социальных контактов на более
благоприятной основе
Материалы для оформления родительских уголков (содержатся
рекомендации наблюдений за природой, выбор художественных
произведений для чтения и заучивания, подсказки, чем заняться с
детьми в свободное время, приведены описания игр и упражнений)
Стенды ПДД, «Хорошие привычки»
Уголок «Наше творчество»
Материал учителя-логопеда (для выполнения домашних заданий).
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
Зеркало для индивидуальной работы
Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи
(тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный
материал).
Наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и
дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях;
Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
поставленных звуков в предложениях и рассказах.
Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для рассказывания.
«Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов;
Мнемотаблицы для заучивыания стихов и пересказа текстов.
Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и
синтеза предложений.
Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза
(«Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука»,
«Подбери схему» и др.).
Игры для совершенствования грамматического строя речи
(«Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За
грибами» и др.).
Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
Массажеры (су-джок, массажные мячи, роликовые масажеры
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые театры, застежки,
конструктор, прищепки, мозаика из палочек, бизиборды, шнуровки)
Картотека артикуляционных упражнений в картинках и сказках
Стеллаж для пособий:
Предметные и сюжетные картинки, игровые задания по лексическим
темам;
Настольно-печатные дидактически игры, альбомы, лото, домино по
лексическим темам (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, Сложи узор);
Картотека словесных игр, игр развивающих координацию
«Муравьиные истории»
Круговые тренажеры по обучению грамоте (Кольца Луллия)
Обучающий планшет
Центр науки и природы в групповом помещении
Стол для проведения экспериментов.
Халаты, передники, нарукавники.
Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки,
минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора
деревьев, мох, листья и т. п.).
Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
Микроскоп, лупы, цветные стекла
Аптечные весы, безмен, песочные часы.
Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля,
шприцы без игл), технические материалы (гайки, болты).
Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.
Игры экологического содержания «Времена года», «Зоологическое
лото», «Живое-неживое».
Календарь природы.
Дневник наблюдений за ростом растений. Схемы развития растений.
Комнатные растения (по программе) с указателями.
Паспорт комнатных растений.
Картотека опытов.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
Центр дежурства (по столовой, по занятиям, по уходу за растениями)
Набор инструментов «Маленький плотник», «Маленький слесарь».
Детские швабра, совок, щетка для сметания мусора с рабочих мест.
Схемы изготовления поделок.
Корзинка с материалами для рукоделия.
«Алгоритмы» процессов «умывания», «дежурства», «ухода за
растениями»
Центр математического развития в групповом помещении
Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы,
предметные картинки), лабиринты.
Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур,
счетного материала для магнитной доски и коврографа.
Занимательный и познавательный математический материал, логико-
математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик
«Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и др.).
Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы
маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и
т. д.).
Набор объемных геометрических фигур.
«Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).
Счеты, счетные палочки, линейки.
Центр «Наша библиотека» в групповом помещении
Стеллаж или открытая витрина для книг.
Детские книги по программе и любимые книги детей, журналы,
детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики,
русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки
русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и
современных писателей, по лексической теме, о природе разного
формата и оформления. Материалы регулярно меняются, стимулируют
развитие социальных интересов и познавательной активности детей.
Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-
самоделки.
Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для
детей.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Каталог книг, альбомы с биографиями детских писателей.
Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении
Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.
Конструкторы типа «Lego» с деталями разного размера и схемы
выполнения построек.
Игра «Танграм». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.
Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.
Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.
Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.
Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль».
Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и
чурочки,
контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т. п.).
Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и
животных, дорожные знаки, светофоры и т. п.).
Транспорт (мелкий, средний, крупный).
Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр художественного творчества в групповом помещении
Материалы для творчества (восковые и акварельные мелки, гуашевые и
акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин,
глина, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани,
нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки)
Природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие
ракушки и т. п.).
Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков,
коллажей, аппликаций).
Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты
по изучаемым темам.
Доски для рисования мелом, фломастерами.
Коврограф.
Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка»,
«Гжель».
Образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Дидактические игры «Сложи натюрмотр», «Составь пейзаж», «Собери
портрет», «Ниткопись»
Тренажер для вырезания. Трафареты.
Альбомы для рассматривания «Радуга», «Пейзаж», «Натюрморт»,
«Портрет», «Моя первая книга об искусстве».
Схемы смешивания цветов, цветовые примеры.
Музыкальный центр в групповом помещении
Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).
Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан,
погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка,
треугольник, валдайские колокольчики).
«Поющие» игрушки.
Звучащие предметы-заместители, нетрадиционные музыкальные
инструменты
Ложки, палочки, молоточки, кубики.
Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для
детей, «голосов природы».
Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке»,
«Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).
Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д.
Кабалевский и др.).
Схемы детских попевок, картотека распевок,
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ «Музыкальные
яблочки», «Дрова»
В фонотеке магнитофон и аудиокассеты с записью детских песен,
колыбельных, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана,
В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
Центр «Играем в театр» в групповом помещении
Настольная ширма.
Атрибуты для театрализованных постановок: маски, шапочки,
костюмы сказочных персонажей и игровой реквизит.
Атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три
медведя», «Гуси-лебеди»).
Различные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр
на фланелеграфе, теневой театр, театр «би-ба-бо».
Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной,
стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания
этих же сказок.
Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для
театрализованных игр.
Грим, парики
Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении
Куклы разных размеров.
Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы,
кукольная мебель, коляски для кукол.
Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери»,
«Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки» и т.д.).
Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад»,
«Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».
Физкультурный центр в групповом помещении
Мячи средние и малые разных цветов.
Мячики массажные разных цветов и размеров, мешочки с грузом,
ленты разных цветов, флажки, шапочки для проведения подвижных
игр, тренажеры для дыхания.
Обручи. Канат, веревки, шнуры. Флажки разных цветов.
Гимнастические палки.
Кольцеброс. Кегли.
Дорожки движения «Следочки - ладошки», орто-пазлы «Лес» с
различным рельефом способствовали профилактике плоскостопия.
Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на
«липучках».
Детская баскетбольная корзина.
Длинная скакалка. Короткие скакалки.
Нетрадиционное спортивное оборудование.
Бадминтон, городки.
Игры из бросового материала «Попади в цель», «Накорми птенца» для
развития мелкой моторики рук, для двигательной активности детей,
развития меткости.
Аьбом с физкультурными речевками
Плакаты по гигиене, направленными на закрепление правил ЗОЖ.
Атрибуты олимпиады в Сочи-2014, шарфы и флажки с символикой
России.
Уголок уединения
Данный центр дает ребенку возможность расслабиться и устранить
беспокойство. Представляет собой воздушный шатер, мягкий пуф и
подушки. Сгладить негативные эмоции помогут пособия:
подушечки для релаксации
Игра для выражения эмоций «Театр настроения»
Фотоальбомы «Моя семья», «Детский сад»
Мягкий конструктор «Притворщик»
Центр «Наша Родина — Россия» в групповом помещении
В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом,
страной, государственной символикой ( Портрет президента России.
Российский флаг. CD с записью гимна России.)
Визуальные дидактические материалы: плакаты, флаги, буклеты,
образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест
родного города, края; настольно-печатные игры «Наша Родина»,
«Спасская башня», «Сомбреро или котелок в костюмах из 16 стран
мира» , «Мемо Достопримечательности России», Коллекция магнитов
и стауэток «Города России», куклы в костюмах народов мира,
расркаски и книги о родном городе», пазлы; папки с творческими
заданиями, макеты достопримечательностей города, тематические
альбомы «Мой Рыбинск», «Знаменитые люди Рыбинска», «Великая
Отечественная война», «Маленькие герои большой войны», «Москва-
столица нашей Родины», «Ярославский край родной»,«Ярославль-
столица «Золотого кольца», «Удивительный Санкт-Петербург», стенд
«Россия – край родной», сюжетно-ролевая игра «Туристическое
агенство «Апельсин»
Игрушки, изделия народных
промыслов России.
Глобус, карта мира, карта
России, карта родного города.
Альбом-самоделка «Наш город»
(рисунки и рассказы детей).
Альбомы и наборы открыток с
видами достопримечательностей
Москвы и
Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до
ракеты», «Вчера и сегодня» и др.)
Центр «Здоровье и безопасность» в групповом помещении»
Настольно-печатные дидактические игры по направлениям
«Здоровье»,
«Безопасность»
Правила дорожного движения для дошкольников.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Перекресток», «Машины со
спец сигналами»
Действующая модель светофора. Машины разного размера
Книжка-раскладушка «Один на улице, или безопасная прогулка»191.
Плакаты по ПДД
Лэпбук «Советы светофора»
Игры по направлению «Обеспечение безопасности
жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За
столом»)
Светоотражающие элементы для одежды, сигнальные жилеты